Библиографическое описание:

Скрипкина Н. В. Социально-психологические аспекты личностного отношения к детям [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 70-73.

Представление о ребенке и отношение к нему является внутренней основой воспитания, которая реализуется через воспитательные воздействия и способы общения с ребенком. Каждый родитель при выборе воспитательных воздействий руководствуется то интуицией, то любовью к ребенку, то обыденным опытом, реже — научным знанием [2].

Различные компоненты родительского отношения образуют устойчивое сочетание в поведении родителя и изучаются в литературе в рамках детско-родительских отношений. Родительское отношение определяется как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [1].

Кузьменкова О. В. и Скрыбченко М. А. провели сравнительный анализ родительских и педагогических установок и выявили, что наличие родительского опыта делает педагогическую установку эмоционально более насыщенной и тормозит влияние профессиональных деформаций на личность учителя [2].

Современное общество возлагает большие надежды на семью, как на главный источник воспитания и обучения ребенка. Ответственность за обучение и воспитание детей в большей мере возложена на плечи родителей, поскольку семья является первым социализирующим институтом личности ребенка. Специфика личностного отношения к детям, как родителей, так и педагогов, является ведущим фактором в организации эффективного воздействия на личность ребенка. Поэтому в своей работе, наряду с изучением личностного отношения педагогов к детям, мы рассмотрим подобную специфику и у родителей, не относящихся к педагогической профессии.

Целью нашего исследования является ответ на вопрос: как влияют на характер личностного отношения к детям такие факторы, как семейное положение и родительский опыт (наличие в семье детей). Мы сравнили установки на детей у родителей-педагогов и родителей, не занимающихся педагогической деятельностью, а также установки на детей у педагогов-родителей и педагогов, не имеющих родительского опыта. При обработке результатов исследования учитывались такие данные, как семейное положение (замужем — не замужем) и родительский опыт (есть дети — нет детей).

Всего в исследовании приняли участие 166 человек. Эмпирическая база исследования представлена двумя группами испытуемых:

1)        педагоги — N=112; в её состав вошли педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений (ДОУ) — N=58 и педагоги муниципальных образовательных учреждений (МОУ) г. Челябинска — N=54;

2)        респонденты, вошедшие в группу «представители других профессий» — N=54. Группа «представители других профессий» исключает принадлежность к педагогической профессиональной деятельности.

Для определения характера установки на детей в нашем исследовании мы использовали диагностический метод — тест «СОУЛ» (система оценочных установок личности), представляющий модификацию известного теста «семантический дифференциал». Метод семантического дифференциала (СД) получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Популярность метода можно объяснить тем, что исследователи получили возможность определять такие интимные процессы, как отношение субъекта к миру вещей, социальному окружению и самому себе [4; 110–124]. Разработанный вариант теста СД — СОУЛ валиден и надежен при изучении иерархии ценностей, при исследовании психологических установок [3; 54–65]. В нашем исследовании диагностический метод — тест «СОУЛ» позволяет обозначить характер личностного отношения к детям у педагогов, а также у представителей других профессий. Тест позволил нам проективным образом исследовать (выявить подсознательное отношение) различного рода установки, определить знак установки на детей и установить степень ее выраженности и представленности в исходной выборке испытуемых.

В ходе тестирования мы выяснили влияние двух факторов (семейное положение и родительский опыт) на характер установки на детей на всей выборке испытуемых (N=166). Полученные результаты были проверены с помощью критерия φ* Р. Фишера [5;158–176].

Оказалось, что у замужних/женатых респондентов положительных установок на детей больше, чем у незамужних/неженатых (табл.1). Различия достоверны (φ* = 2,81, р≤ 0,001). Также достоверно значимо выявлено, что у респондентов, воспитывающих своих детей, положительных установок на детей больше, чем у тех, у кого нет детей (φ* = 1,94, р=0,026). Выводы, полученные на репрезентативной выборке (166 испытуемых) свидетельствуют о благоприятном влиянии семейного положения и родительского опыта на проявление положительного личностного отношения к детям.

Таблица 1

Влияние факторов (семейное положение, родительский опыт) на характер установки на детей

Знак установки на детей у респондентов (n=166)

Кол-во респондентов

Семейное положение

Наличие детей в семье

Всего человек

Замужем — женат

н/замуж -холост

Есть

Нет

положительная

86

65

21

72

14

отрицательная

80

44

36

57

23

всего

166

109

57

129

37

 

Следующим нашим шагом было изучение влияния указанных факторов на характер установки на детей отдельно у педагогов и представителей других профессий.

Таблица 2

Влияние факторов (семейное положение, родительский опыт) на характер установки на детей у педагогов

Знак установки на детей у педагогов (n=112)

Кол-во респондентов

Семейное положение

Наличие детей в семье

Всего человек

Замужем — женат

н/замуж -холост

Есть

Нет

положительная

55

43

12

48

7

отрицательная

57

30

27

44

13

всего

112

73

39

92

20

 

Обработка результатов с применением φ* критерия Фишера показала, что среди незамужних педагогов больше лиц с отрицательной установкой на детей, чем с положительной установкой. Различия достоверны (φ*= 1,89, р=0,029). Таким образом, незамужнее положение отрицательно сказывается на проявлении у педагогов положительного отношения к детям. Влияние родительского опыта педагогов на характер установки на детей статистически не подтвердилось (φ* = 0,376).

Дальнейшее сопоставление и детализация данных исследования позволило выявить значимые различия отдельно в группе педагогов дошкольных образовательных учреждений и отдельно в группе педагогов, работающих в школе. Так, достоверно выявлено, что доля замужних педагогов ДОУ с положительной установкой больше, чем доля замужних педагогов с отрицательной установкой на детей (φ*=2,59, р=0,004). Следовательно, замужние педагоги дошкольных образовательных учреждений лучше относятся к детям, чем незамужние. Более того, у педагогов ДОУ, воспитывающих своих детей, больше лиц с положительной установкой на детей, чем с отрицательной установкой. Различия достоверны (φ*= 2,19, р=0,014). Обработка результатов исследования в выборке педагогов, работающих в школе, показала положительное влияние семейного положения на характер установки на детей (φ* = 1,504, р=0,067, при р≤ 0,05). Значимых различий по фактору «родительский опыт» не выявлено (φ* = 0,18).

Таблица 3

Влияние факторов (семейное положение, родительский опыт) на характер установки на детей у представителей других профессий

Знак установки на детей у представителей других профессий

Кол-во респондентов

Семейное положение

Наличие детей в семье

Всего человек

Замужем — женат

н/замуж -холост

Есть

Нет

положительная

31

22

9

24

7

отрицательная

23

14

9

13

10

всего

54

36

18

37

17

 

Обработка результатов исследования показала, что у представителей других профессий, воспитывающих своих детей, больше лиц с положительной установкой на детей, чем с отрицательной установкой. Различия достоверны (φ*= 1,64, р≤ 0,05). Влияния семейного положения на проявление позитивной установки на детей у представителей других профессий не выявлено (φ* = 0,77).

Анализ полученных данных с помощью критериев сравнения и сопоставления на основе распределения испытуемых (педагогов и представителей других профессий по факту наличия или отсутствия родительского опыта) в зависимости от выраженности их установок на детей — от весьма положительного (+18 баллов), до весьма отрицательного (-18 баллов) позволил нам сформулировать следующие выводы:

1.         Родительский опыт положительно сказывается на выраженности позитивной установки на детей. Среди педагогов-родителей лиц с «весьма позитивной» установкой на детей больше (46,2 %), чем среди педагогов, не имеющих родительского опыта (26,9 %).

2.         У представителей других профессий аналогичная зависимость наблюдается в отношении выраженности позитивных установок на детей: 60 % — у респондентов с родительским опытом и 22,5 % у респондентов, не имеющих родительского опыта.

Таким образом, приобретенный родительский опыт благоприятно сказывается на выраженности положительного личностного отношения к детям, как у педагогов, так и у представителей непедагогических профессий. Кроме того, степень выраженности позитивной установки на детей, а, следовательно, её устойчивость находятся в прямой зависимости от приобретенного родительского опыта.

Однако полученные результаты исследования по фактору «родительский опыт» не столь однозначны. С одной стороны, не выявлено различий между педагогами-родителями и педагогами, без родительского опыта (вся выборка педагогов); с другой стороны, положительное влияние родительского опыта на позитивный характер установки на детей статистически подтвердился только у педагогов дошкольных образовательных учреждений, у педагогов, работающих в школе, различия по этому фактору не значимы. Между тем, у представителей других профессий доказано влияние родительского опыта на проявление позитивной установки на детей. Прокомментировать указанные противоречия можно следующим образом. Начнем с того, что тест СОУЛ (система оценочных установок личности) проективным образом выявляет установку не на конкретного ребенка, а на детей вообще. В педагогической профессии, где главным объектом воздействия являются дети, характер установки на детей отличается глобальностью, то есть носит профессиональный характер. У представителей других профессий установка на детей более конкретизирована, поскольку не имеет профессиональной составляющей (возможно именно поэтому здесь проявились значимые различия в наличии положительной установки на детей). Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на характере личностного отношения к детям сказывается также влияние профессиональной составляющей, а именно принадлежность к педагогической профессии.

Лидирующим фактором, оказывающим влияние на характер установки на детей у педагогов, выступает их семейное положение. По результатам исследования можно утвердительно сказать, что семейное положение как снижает количество проявлений негативного отношения к детям, так и умножает количество проявлений позитивной установки на детей у педагогов всех образовательных учреждений. Следовательно, незамужнее положение отрицательно сказывается на проявлении у педагогов положительного отношения к детям.

Таким образом, выводы, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о благоприятном влиянии семейного положения и родительского опыта на характер личностного отношения к детям. В целом, исследование показало, что на проявление позитивных установок на детей и, особенно на степень их выраженности огромное влияние оказывает родительский опыт респондентов (как педагогов, так и представителей других профессий). Этот факт указывает на лидирующие позиции родительского опыта в процессе формирования и проявления положительного личностного отношения к детям.

 

Литература:

 

1.         Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.

2.         Кузьменкова О. В. Скрыбченко М. А. Сравнительный анализ «родительских» и «педагогических» установок у учителей.

3.         Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25–27 октября 2005г.). В 3-х частях. — 2 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В. К. Шабельникова и кандидата психологических наук А. Г. Лидерса. — М., 2005. — 560с.

4.         Панасюк А. Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психологический журнал. -1992.- Т.13.- № 3.- С.54–65.

5.         Петренко В. Ф. Основы психосемантики.-М.:Изд-во МГУ, 1997.-399 с. С. 110–124.

6.         Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2000–154с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle