Библиографическое описание:

Сафонова Д. А. Проблемы формирования творческого потенциала ребенка-дошкольника [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 109-111.

В статье описываются проблемы развития творческого потенциала, так же его важность в жизни ребенка — дошкольника, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем проведения диагностик на базе двух детских садов с разными программами, выясняется важность условий для развития творческого потенциала.

Ключевые слова:Творческий потенциал, ребенок-дошкольник, творчество, воображение, программа.

 

Изучение творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность во всех сферах деятельности потому, что именно индивидуальная специфичность и творческая предприимчивость каждого человека, реализуемые им в личной, профессиональной и общественной сферах, являются существенным резервом развития общества [2,с.54].

От того, насколько развит творческий потенциал у ребенка в детстве, зависит его будущее, его работа и его отношение с социумом. Оптимальному развитию творческого потенциала у дошкольника способствует сенситивный период.

Сенситивный период является основой всякой творческой деятельности, именно в данный период творческий потенциал развивается наиболее благоприятно и продуктивно. Творческий потенциал помогает ребенку освободиться от инерции мышления, он преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового [3,с.94] Творческий потенциал не раз упоминался в работах 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Левина, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. П. Парыгина, К. К. Платонова. На пример С. Д. Рубинштейн определял творчество, как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, неизведанное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства [6,с,94]

Одной из важнейших задач нашего исследования является сравнение двух детских садов с отличными друг от друга программами. В сравнении будет указано, какая из программ в наибольшей степени способствует развитию именно творческого потенциала.

Детский сад № 73.

В этом детском саду используется программа «Детство»

Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.)

Задачи программы: 1.развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера; 2. способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение; 3. подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться; 4. знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.

Из многочисленных положительных аспектов были выделены наиболее успешные:

1.         Программа получила гриф «Регламентировано министерством образования РФ»

2.         Данная программа разработана на основе достижений классической типовой программы М. А. Васильевой

3.         Представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребёнка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера и пр.), о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми.

Единственным недочетом программы «Детство» является: отсутствие большего уклона на развитие творчества ребенка.

Детский сад № 107

В этом детском саду используется программа «Радуга».

Цель программы: сформировать у ребенка такие качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение ставить перед собой задачу и добиваться ее решения.

Задачи программы: 1.обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; 2.обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); 3.всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; 4.приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Из многочисленных положительных аспектов были выделены наиболее успешные:

1.                  В «Радуге» впервые стали говорить о психологическом комфорте детей, о том, что дети в детском саду никому ничего не должны.

2.                  «Радуга» даёт очень высокий уровень образования детей. Дети творческие, хорошо говорят, умеют думать.

3.                  Разноплановость в подходе к детям

Единственным недочетом программы «Радуга» является нехватка времени для внеплановых мероприятий.

На базе двух детских садов с программами «Детство» и «Радуга» были проведены диагностики для выявления наиболее подходящей среды детского сада, которая в свою очередь зависит от программы.

Таким образом, исходя из проведенных диагностик для сравнения программ, можно сделать вывод что программа «Радуга» является наиболее оптимальной, для развития творческого потенциала ребенка дошкольника. Данная программа наилучшим образом сказывается на развитии творчества в дошкольном возрасте. Она создает нужную для этого среду.

 

Литература:

 

1.         Березина В. Г. Детство творческой личности / Березина В. Г. Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. — СПб.: издательство Буковского, 2000. 60

2.         Варламова Е. П./ Психология творческой уникальности./ Степанов С. Ю. Москва: Институт Психологии РАН 2002г. 54

3.         Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества./ Дудецкий А. Я. Г.Смоленск. 2004 г. 94.

4.         Дъяченко О. М. Воображение дошкольника / Дъяченко О. М. г. Москва. 2008г. 73

5.         Занковский А. И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность / Занковский А. И. Сб.науч.тр. Сверловск: СП,1998г.

6.         Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / Моляко В. А. г.Москва,2000г.стр 115

7.         Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / Нюкалов В — Дошкольное воспитание. -1998. стр. 12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle