Библиографическое описание:

Локтева Л. И., Мисмуллаева Р. Н., Максимова А. Р. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 41-43.

Отношения с другими людьми зарождаются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений влияет на дальнейшее развитие личности ребенка и во многом определяет его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей. Эта тема актуальна, поскольку множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, агрессивность и т. д.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Эта проблема встает наиболее остро, когда речь идет о детях, воспитывающихся без семьи [1]. Это побудило нас обратиться к теме формирования навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребёнка [4].

В 2012–2013 гг. в ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка «Звездочка» было проведено исследование, целью которого стало формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях интернаторного учреждения, в процессе специально разработанной системы занятий.

Нами были поставлены следующие задачи:

1.      Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.      Изучить особенности взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

3.      Разработать и апробировать систему занятий по формированию навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

4.      Оценить эффективность проделанной работы. Наше исследование проводилось на базе ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка «Звездочка» В нем приняло участие 12 детей трех-четырех лет (две группы по шесть человек каждая), а также воспитатели этих групп.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопрос взаимодействия детей со сверстниками изучен недостаточно и до сих пор привлекает внимание многих ученых. Как и большинство авторов (А. Рузская, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.), мы отмечаем, что общение детей 3–4 лет имеет ряд специфических особенностей, среди которых: [5,6].

-       богатство и разнообразие коммуникативных действий (общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр.);

-       яркая эмоциональная насыщенность (общаясь со сверстником, ребенок выражает самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки);

-       нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов (движениям детей свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, дурачатся, кривляются, передразнивают друг друга);

-       нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.

Следует отметить, что воспитанники детских учреждений чаще всего мало заинтересованы в общении со сверстниками, они редко обращаются к ним за помощью. Контакты детей весьма однообразны и мало эмоциональны, сводятся к простым обращениям и указаниям.

В практической части нашего исследования на констатирующем этапе мы использовали различные методы (объективные и субъективные) для изучения межличностных отношений воспитанников Дома ребенка, а именно: социометрический (методика «Два домика» Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова); метод наблюдений; метод проблемных ситуаций (методики «Одень куклу», «Мозаика»). Тест «Завершение историй» (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова), а также модифицированный нами опросник для воспитателей.Воспитателям было предложено ответить на 10 вопросов, которые были направлены на выявление того, с кем ребенок предпочитает общаться, умеет ли организовывать совместные игры, как часто выступает инициатором конфликтов и др.

Составленный и апробированный комплекс методик позволил выявить особенности взаимодействия детей со сверстниками и получить разностороннюю информацию о каждом испытуемом. Так, наиболее типичные трудности у наших детей заключаются в неумении рационально использовать средства деятельности, откликаться на предложения сверстника, дети не умеют выходить из конфликтных ситуаций, не умеют организовывать совместную деятельность, мало проявляют инициативы.

Сопоставление данных, полученных с помощью различных методик, позволяет прийти к выводу, что для воспитанников Дома ребенка характерны средний и низкийуровни взаимодействия со сверстниками. С низким уровнем развития выявлен 41,6 % детей, со средним уровнем развития — 58,3 % детей. Высокий уровень развития взаимодействия со сверстниками на начало коррекционных занятий отсутствовал.

Для формирования навыков взаимодействия со сверстниками мы разработали коррекционно-развивающую программу, которая состоит из двух этапов.

Содержание коррекционно-развивающей программы нашло свое отражение в соответствующей системе занятий. Большинство использованных игр, заданий, упражнений, направленных на формирование навыков взаимодействия, были подобраны нами в процессе изучения ряда руководств и практикумов по дошкольной психологии и педагогике [3].

Первый этапработы, направленный на развитие социальной чувствительности, включал 6 занятий. На первых двух занятиях работа была направлена на обучение детей умению понимать и называть свои чувства и потребности.

Следующие два занятия были направлены на развитие чувствительности к эмоциональным переживаниям и потребностям других людей.

На заключительных двух занятиях работа была направлена на развитие умения проявлять внимание к другому.

На втором этапе ориентированном на обучение способности взаимодействовать с другими детьми, мы провели 4 занятия.

С целью проверки эффективности проделанной работы по формированию у детей навыков взаимодействия со сверстниками нами был проведен контрольный эксперимент. Для выявления изменений в состоянии и поведении детей были использованы тс же методы, что и в начале работы.

Данные, полученные в ходе повторной диагностики, показали, что дети экспериментальной группы стали чаще проявлять инициативность и отвечать на обращенные к ним действия сверстника. Во время контрольного эксперимента наблюдались попытки детей давать сверстникам позитивные оценки, т. е. одобрять их действия, подсказывать. Незначительно, но все, же уменьшилось число конфликтов. Тем не менее, дети, как и раньше, разрешали их при помощи взрослого. Кроме того, в процессе совместной деятельности дети экспериментальной группы могли чаще договариваться с детьми, приходить к общему решению, согласовывать свои действия с действиями других детей. Хочется отметить, что дети экспериментальной группы стали более рационально использовать средства совместной деятельности, т. е. делиться игрушками, строительным материалом и т. д.

Для оценки эффективности проделанной нами коррекционно-развивающей работы, мы сравнили показатели экспериментальной и контрольной группы. Так, в экспериментальной группе 66,6 % детей имели высокий уровеньразвития навыков взаимодействия со сверстниками, когда в контрольной группе таких детей не было. 33,3 % детей имели в конце эксперимента средний уровень. Низкий уровень в экспериментальной группе отсутствовал. Низкий уровеньразвития остался у детей только контрольной группы.

Таким образом, эффективность проведенной нами системы занятий по формированию навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, была подтверждена результатами повторной диагностики.

Литература:

1.                 Брязгунов И. П., Гончарова О. В., Касатикова Е. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения// Российский педиатрический журнал.–2001.–№ 5.–с.34–36.

2.                 Величко Е. В. «Обучаясь — лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с.

3.                 Григорьева Г. Г. Кочетова Н. П. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет.- М.;Просвещение,2000.–256с.

4.                 Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е. А. Стребелевой, М., «Полиграфсервис», 1998.

5.                 Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 318 с.

6.                 Рузская, А. Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками / А. Г. Рузская // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 2. — С.44–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle