Библиографическое описание:

Васильева Т. С. Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной нервной системой [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 122-127.

В своей повседневной практике учителю приходиться сталкиваться с врождёнными, генетически закреплёнными свойствами нервной системы, которые были выделены И. М. Сеченовым:

1)      сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой;

2)      подвижность нервной системы — нервная система может быть подвижной или инертной;

3)      уравновешенность нервной системы — нервная система может быть уравновешенной или неуравновешенной [4, с. 249].

Все эти врождённые характеристики нервной системы остаются с человеком на всю жизнь. Внешняя обстановка может видоизменить их, но не изменить их по сути. Более того, любая попытка полностью «переделать» ребёнка неизбежно приведёт к неврозу.

Различные сочетания свойств нервной системы составляют темперамент. «чистые№ темпераменты (холерики, сангвиники, флегматики и холерики0 встречаются относительно редко. Как правило, мы имеем дело со смешанными темпераментами. В попытках изменить врождённый темперамент нет никакого смысла: ведь любой из них позволяет добиться успеха. Ребёнок любого темперамента может хорошо учиться, быть прилежным учеником и воспитанным человеком. Следовательно, задачей педагога, как и родителя, должно стать развитие положительных качеств темперамента и сдерживание проявления нежелательных особенностей. Такой подход со стороны взрослых способствует развитию характера.

И. П. Павлов указывал, что свойства нервной системы в основном проявляются в трёх сферах деятельности:

1)      общая активность;

2)      особенности моторики;

3)      свойства эмоциональности [4, с. 257].

На основе темперамента, под влияние воспитания и самовоспитания формируется характер — ядро личности человека. Наиболее активно этот процесс происходит в школьные годы, в подростковом возрасте. Если темперамент заложен в человеке генетически, то характер формируется под влиянием социальных условий и требований, предъявляемых обществом к человеку. Чем больше характер будет соответствовать темпераменту, тем гармоничнее будет личность.

Таким образом, темперамент определяет внешний рисунок поведения, в отличие от формируемого в течение жизни характера, в котором проявляется отношение человека к окружающему миру.

Выбирая меры воспитательного воздействия, педагогам и родителям необходимо помнить о том, что некоторые требования могут вступать в противоречие с врождёнными особенностями нервной системы, а потому приводить к нежелательным последствиям. Например, стремление развить у меланхолика «соревновательный дух» может привести к нервному срыву. Одновременно с этим, нужно стараться сдерживать проявление нежелательных особенностей нервной системы. Например, склонных к нарушениям дисциплины сангвиников и холериков необходимо с раннего детства приучать к ограничениям и режиму, чтобы не усилить чрезмерную подвижность и возбудимость таких детей. Зато жёсткие требования по отношению к меланхоликам и флегматикам могут привести к развитию несамостоятельности, нерешительности, неуверенности в себе и застенчивости.

Задача родителей и педагогов — помочь маленькому человеку найти свой собственный стиль деятельности и поведения, соответствующий его физиологическим особенностям.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой.

Педагогам обычно легче работать с выносливыми и помехоустойчивыми детьми с сильной нервной системой. Дети со слабой нервной системой отличаются такими особенностями, как невысокая работоспособность, низкая способность противостоять действию внешних раздражителей, высокая чувствительность и ранимость. Дети с такими чертами могут испытывать затруднения в самых разных ситуациях: при выполнении сложных и больших по объёму домашних и классных заданий, во время самостоятельны, проверочных и контрольных работ, при сдаче зачётов и экзаменов, при публичной защите своих проектов. Следует особенно отметить, что таким детям вообще труднее давать устные ответы, особенно, если учитель задаёт очень быстрый темп работы. Возникают трудности и при работе в группе, так как такие дети с трудом распределяют внимание между несколькими участниками коллектива, легко отвлекаются на все реплики товарищей, при этом порой сами не решаются высказывать, а тем более отстаивать, своё мнение. Насмешка со стороны одноклассника, резкое замечание учителя могут надолго «выбить из колеи». Примечательно, что даже активное использование на одном уроке различных дидактических приёмов, которые требует быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, в данном случае даёт обратный результат: ребёнок быстро устаёт и хуже справляется с заданиями. Особенно нужно быть осторожным, оценивая результаты труда ребёнка со слабой нервной системой, так как негативный опыт усиливает отрицательные черты слабого типа.

Мы уже отмечали, что изменить особенности человека, связанные с силой нервной системы нельзя, однако педагог может организовать учебный процесс таким образом, чтобы на уроке чувствовали себя комфортно дети и с сильной, и со слабой нервной системой.

Мы рекомендуем следующие приёмы при работе с детьми со слабой нервной системой:

1.       При опросе отдавать предпочтение не устным, а письменным ответам,

2.       Не торопить ученика при ответах, давая ему время сосредоточиться,

3.       Не спрашивать по новому материалу на том же уроке, когда он был изучен,

4.       Избегать моментов неожиданности, предупреждая заранее о предстоящих работах и заданиях,

5.       С осторожностью выставлять неудовлетворительные оценки,

6.       Избегать резких замечаний,

7.       Чаще хвалить таких детей за любой успех в работе, повышая таким образом его самооценку,

8.       Создавать на уроках ситуации, в которых ребёнок будет наиболее успешен.

Когда же ребёнок с такой нервной системой может проявить свои лучшие качества≤ Оказывается, таких ситуаций совсем не мало. Как известно, чтобы научиться решать задачи нового типа или усвоить новое правило, нужно решить ни одну типовую задачу или пример. Такая монотонная и рутинная работа приводит к формированию навыка, но она очень нелюбима детьми с подвижной и сильной нервной системой. В противоположность им, дети со слабой и инертной нервной системой с удовольствием отрабатывают новые приёмы и способы решения, доводя их автоматизма, получая, в конечном итоге, более высокий результат. Именно из них получаются вдумчивые и кропотливые исследователи, которые, к тому же, ещё смогут потом прекрасно оформить письменный отчёт о своей работе.

Работая над проектами, такие дети стараются как можно больше найти материалов по своей теме, хорошо его систематизируют и обобщают. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто знают гораздо больше, чем предусмотрено программой. Выполняя собственные исследовательские работы и проекты, они умеют не только красиво оформить свой отчёт, но и грамотно и уместно использовать наглядный материал, представляя свои маленькие открытия в виде, схем, графиков или рисунков.

Особенности работы с детьми с инертной нервной системой.

Традиционно считается, что в школе больше проблем возникает из-за поведения детей с лабильной нервной системой. Однако быстрое протекание всех нервных процессов обычно делает их успешными учениками, быстро «схватывающими» новый материал и быстро находящими верные ответы на поставленные вопросы.

Дети с инертной нервной системой редко нарушают дисциплину, поэтому обычно не вызывают серьёзных нареканий у учителей. Однако учебная деятельность у инертного ребёнка вызывает ряд серьёзных трудностей: из-за замедленного реагирования на все раздражители они с трудом переходят от одного вида деятельности к другому, медленнее усваивают новый материал и вырабатывают новые навыки, часто не успевают следить за ходом урока и вести конспект. Особенно неуспешными такие дети бывают в ситуациях ограниченного времени и тогда, когда невыполнение задания в срок может угрожать получением плохой оценки.

Чтобы ребёнок с такими особенностями чувствовал себя на уроке спокойно и мог добиться хороших результатов, от учителя требуется знание правил и приёмов работы с такими детьми:

1.       Не следует спрашивать ребёнка в самом начале урока, так как он входит в рабочий ритм постепенно,

2.       Нельзя торопить такого ребёнка, так как это вызывает у него повышенную тревожность и резко снижает результативность,

3.       Нельзя отвлекать такого ребёнка, когда он занят выполнением какого-либо задания,

4.       Постоянно подчёркивать успехи ребёнка, повышая его уверенность в своих силах.

Очень важно понимать, что в некоторых случаях такие дети имеют преимущества, которые надо использовать и обязательно акцентировать на них внимание самого ребёнка.

Такие дети очень самостоятельны в выполнении заданий, внимательно слушают объяснения учителя, кропотливы и обстоятельны при выполнении работы, способны выдерживать длительное напряжение, причём их работоспособность только возрастает в течение работы, тогда, как лабильные дети уже устают и теряют всякий интерес к работе. Они очень рано научаются организовывать своё время и добиваются прекрасных результатов, если им предоставляется возможность работать в индивидуальном ритме. Обладая хорошей долговременной памятью, инертные дети при выполнении новых заданий привлекают прошлые знания, что делает их часто очень успешными в учёбе. Иногда такие дети превращаются в «живые энциклопедии», которые обладают общирными заниями по разным темам.

Не только учителю или родителю важно знать сильные и слабые стороны инертной нервной системы, но и самому ребёнку, который способен самостоятельно использовать свот преимущества и добиваться успеха.

Таким образом, хочется ещё раз подчеркнуть следующее: не существует плохих и хороших особенностей нервной системы, сильные и слабые, лабильные и инертные имеют равные возможности для достижения высоких результатов, но путь достижения этих результатов различен. Найти этот путь и помочь ребёнку пройти его — задача и педагогов, и родителей.

Литература:

1.      Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. -- М.: Знание, 1992. -- 80 с.

2.      Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. -- 1988. No. 6. -- С. 71 -- 77.

3.      Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -- 320 с.

4.      Грановская Р.М. Элементы практической психологии. -- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. -- 560 с.

5.      Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. -- М.: Генезис, 2000. -- 288 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle