Библиографическое описание:

Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-90.

Главная цель арттерапии — гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно интегрировать его в общество.

Одним из перспективных направлений арттерапии является библиотерапия. Чтение под руководством взрослого специально подобранной литературы с последующим обсуждением способствует не только нормализации, но и оптимизации психического состояния ребенка. Библиотерапия помогает при разного рода проблемах: страхах, отсутствии учебной мотивации, лжи, непослушании, упрямстве, воровстве, лени, унынии, стеснительности и др.

Многие из нас в трудную минуту интуитивно или осознанно ищут успокоения на страницах любимых книг. Этим объясняется феномен многократного перечитывания одной и той же книги. Уже в раннем детстве ребенок может высказывать свои литературные предпочтения. И нередко родители слышат просьбу о чтении одной и той же сказки. Ребенка и взрослого в книге привлекает не только информация, но и та гамма чувств, эмоций, которые она будит. Поэтому перечитывание одного и того же произведения — своего рода тренинг тех психических состояний и процессов, которые актуальны для читателя в данный момент.

Известно, что предупредить проблему легче, чем ее устранять. Чтение умело подобранного книг под руководством взрослого способно быть мощным средством профилактики нарушений психологического здоровья детей с ОВЗ. Чтобы соблюсти основной принцип терапии «Не навреди!», при отборе книги необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, хорошо если герой каким-то образом решает свою проблему и становится победителем. В данном случае, маленький читатель получает бесценный опыт выхода из трудной ситуации. Следуя за переживаниями лирического героя, ребенок сможет переосмыслить на символическом уровне собственные трудности. И что немаловажно, решение проблемы, которую предложит книга, будет восприниматься или как свое собственное решение или как совет друга, а не нравоучение взрослого. Неслучайно, книгу часто сравнивают с умным, заботливым и тактичным собеседником, который верит в то лучшее, что заложено в душе каждого из нас и может неназойливо способствовать пробуждению этого светлого начала.

Во-вторых, при организации чтения детей следует отдавать предпочтение юмористической литературе. Целительную силу смеха очень точно подметил Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Недаром еще И. Кант писал, что «веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире»! А знаток детской психологии К. И. Чуковский отмечал, что «юмор, драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами».

И наконец, последнее: библиотерапия предполагает не только чтение книги, но и ее обсуждение. Все мы ни один раз слышали: «Время лечит», «В доме повешенного не говорят о веревке». Однако психологи не согласятся с этими житейскими аксиомами. Говорить о проблеме не только можно, но и нужно! С течением времени действительно многое забывается, а точнее вытесняется из нашего сознания. Однако если не было соответствующего осмысления, переработки трагического опыта, переживания не трансформируются, а лишь накапливаются в подсознании до поры до времени, ослабляя душевные силы человека. Рано или поздно, успешно загнанная в подсознание лавина чувств, прорвется мощным стрессом или каким-либо заболеванием на нервной почве. Именно поэтому важно не только рекомендовать ту или иную литературу, но и проводить обсуждение возникающих эмоций, чувств и мыслей. При этом разговор о книге нельзя превращать в проверку памяти или уподоблять уроку литературы. Ребенок должен быть уверен, что его ответы не будут оцениваться как правильные и неправильные. Важно создать такую атмосферу, при которой читатель имел бы возможность сказать все, что он думает в полной уверенности, что ни одно из его высказываний не будет подвергаться осуждению. Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Длительная эмоциональная активность и столкновение с актуальной темой лицом к лицу, может отнимать много сил у ребенка. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать отвращение к подобным занятиям. Некоторым детям полезно дать перед чтением задания, чтобы заострить внимание на том или ином моменте или представить себя на месте героя. Иногда рекомендуют описывать свои замечания по ходу чтения в читательском дневнике. Кому-то будет полезно переписать финал того или иного рассказа. (Как сделал Дениска в рассказе Ю. Драгунского «Не пиф, Не паф»).

Многие дети с удовольствием создают творческие работы к прочитанному. Высшим пилотажем будет инсценировка волнующего сюжета или разыгрывание с помощью кукол. Всячески поощряется игра, сюжет которой, так или иначе, связан с проблемой. Например, при страхе уколов, врачей, больницы хорошо бы организовать прививочный кабинет для кукол и зверушек и позволить орудовать ребенку настоящим одноразовым шприцом. Манипулирование с предметом страха дает мощный терапевтический эффект. В целях безопасности такую игру необходимо проводить только под присмотром взрослого и, конечно, прятать иглу по окончании действа.

Библиотерапия является самой доступной из всех методов арттерапии. Это очень экономичный метод: при минимально затраченных средствах можно добиться существенных результатов. Наибольшие временные затраты уходят на составление библиографических списков по конкретной проблематике. Облегчит эту задачу объединение усилий школьного библиотекаря, учителя литературы, родителей и психолога. Библиотерапевтические списки могут быть хорошим подспорьем в случае нехватки времени у психолога или для увеличения мощности других видов арттерапии.

Если ребенок категорически отказывается читать и даже слушать художественные произведения, альтернативной библиотерапии может стать мульттерапия. Метод, как и любой другой в арттерапии, имеет пассивную и активную формы. Активная предполагает создание детьми своих собственных незамысловатых мультфильмов. Эта форма имеет множество преимуществ: творчество в разных видах искусства (живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр); развитие командного духа, чувства товарищества; возможность почувствовать себя настоящим творцом и т. д. Недостатком активной мульттерапии является ее трудоемкость. Пассивную форму легче запустить в практику, достаточно составить тематические списки мультфильмов и организовать занятие с просмотром, обсуждением, выполнением заданий.

Мульттерапия никого не оставит равнодушным (пожалуй, единственным исключением будут ребята с нарушениями зрения). Силу воздействия зрительных образов на психику доказывать не надо, но только просмотр без обсуждения и игры по мотивам мультфильма все же будет недостаточным. Именно опора на несколько репрезентативных систем ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую позволит достичь максимального эффекта. Беседа после просмотра анимационного фильма способствует не только переводу сказочных, волшебных смыслов в багаж реальных жизненных знаний ребенка, но и параллельно решает задачи развития речи, мышления, внимания, эмпатии, умения отстаивать свою точку зрения. На этапе обсуждения можно и нужно вводить элементы изотерапии. Еще Аристотель заметил: «Душа не может думать, не рисуя». Хорошо, если детям не просто предлагают создать рисунок на тему понравившегося эпизода, но и показывают варианты нестандартного рисования. Дело в том, что прямые инструкции нарисовать что-либо нередко вызывают защитные реакции протеста: «Я не умею!». Здесь, прежде всего, необходимо помнить про важнейший принцип арттерапии: «Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержании, формы и качества». Но даже и особый, «принимающий», некритичный настрой психолога не всегда разбивает броню смущения, нерешительности и даже страха ребенка перед деятельностью, в которой он чувствует свою некомпетентность. И тогда на помощь приходят «эксплоративные», освобождающие приемы (кляксы, капли, линии, заканчивание чужих рисунков, рисование с ограничением времени, рисование с комментариями, рисование нерабочей рукой с закрытыми глазами и др.), направленные на снятие чувства ответственности за конечный результат и напряжение перед рисованием. Нетрадиционные техники рисования также снижают контроль сознания, ослабляют механизмы защиты, продуцируют спонтанность, свободу самовыражения. Вариантов множество: рисование при помощи оттисков, печатей (пробок, овощей, листьев и пр.), монотипия, кляксография, каракулеграфия, рисование ниткой, ластиком, ватными палочками, ладошками, рисование на стекле, рисование мятой бумагой, губкой, ватой, жесткой щеткой, создание пластилиновых картин с помощью различных видов круп, рисование манкой на черном листе, линогравюры, гратаж и пр. Предложения по новому использовать изобразительные материалы создают почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости от стереотипов, повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Чтобы занятие по арттерапии не превратилось в обычный урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия. Арттерапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арттерапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять себя, свой внутренний мир.

В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бруно) выделяют два направления: пассивное и активное. Пассивный метод предполагает использование уже существующих произведений изобразительного искусства путём их анализа и интерпретации. Активное направление побуждает к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Приемы активной изотерапии широко освящены в современных монографиях (Бурно М. Е., Копытин А. И., Лебедева Л. Д., Ферс Г. М., Роджерс Н. и др.). Пассивной же арттерапии не уделяется должного внимания, хотя она может стать одним из действенных способов развития детей с ОВЗ. Рассматривание репродукций шедевров художественного творчества в русле пассивного направления не оказывает столь сильное впечатление, которое создается при восприятии оригиналов картин. Поэтому занятие по изотерапии в стенах Третьяковской галереи, ГМИИ имени А. С. Пушкина или любого другого музея-собрания произведений искусств ни в коей мере не смогут заменить подобное мероприятие в стенах школы. Экскурсии в музей способствуют приобщению к сокровищнице национального и мирового искусства, развитию чувства прекрасного. Выполнение заданий пассивной изотерапии создают основу для эстетического воспитания, образного мышления, развития способностей чувствовать, эмоционально воспринимать окружающий мир.

Перед первым посещением музея следует провести подготовительное занятие, где ребята смогут познакомиться с некоторыми репродукциями тех картин, которые планируется показать им в оригинальном исполнении. Тогда успех экскурсионного занятия будет больше выше. Внимание детей можно будет обратить на существенную разницу между репродукциями и настоящими произведениями искусства. Недаром даже взрослые отмечают тот факт, что просмотр репродукций в альбоме никогда не несет такой эмоциональной нагрузки, которая возникает при восприятии оригиналов. Кроме того детям будет приятно будет «узнать» ту или иную картину в музее, это настроит их на позитивный лад.

В ГТГ детям можно предложить следующие задания.

-          Повторить позу, жест, мимику той или иной скульптуры (Прокофьев И. П. Актеон, преследуемый собаками; Козловский М. И. Пастушок с зайцем (Аполлон); Белашова (Алексеева-Белашова) Е.Ф. Лежащая девочка; Лебедева С. Д. Девочка с бабочкой).

-          Описать свое чувство при восприятии произведений искусства (Жилинский Д. Д. У моря. Семья; Тархов Н. А. Козы на солнце; В. М. Васнецов Аленушка; Воробьев М. Н. Дуб, раздробленный молнией; Перов В. Г. Приезд институтки к слепому отцу).

-          Представить себя в роли главного героя картины (Серов В. А. Дети; Маковский К. Е. Дети, бегущие от грозы; Венецианов А. Г. Захарка).

-          Озвучить реплики персонажей картины (Брюллов К. П. Всадница; Репин И. Е. Стрекоза; Лактионов А. И. Письмо с фронта).

-          Сочинить продолжение истории изображенного фрагмента картины (Шевченко А. В. Спящий мальчик; Поленов В. Д. Московский дворик; Васнецов В. М. Иван-царевич на Сером Волке; Решетников Ф. П. Опять двойка).

«Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: «Кто я и что я≤ Что такое мир, в котором я живу≤" Творчество — это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов»- отмечает один из крупнейших специалистов по арттерапии Л. Д. Лебедева.

Таким образом, благодаря различным видам арттерапии можно решать задачи развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, саморегуляции, мелкой моторики; формирования умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и понимать позицию другого; адекватного межличностного поведения и самооценки, способности искать и раскрывать ресурсы детей с ОВЗ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle