Библиографическое описание:

Якимова Е. Г., Мартьянов Е. Ю. Марксистская аксиология В. П. Тугаринова как криптосистема советской этики [Текст] // Новые идеи в философии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 51-62.

Данная статья представляет собой комплексный анализ проблемы ценностей в советской этике на основе монографии «О ценностях жизни и культуры» известного отечественного философа В. П. Тугаринова. В ходе анализа впервые выстраивается система ценностей В. П. Тугаринова на основе рассмотрения таких этических категорий, как «ценность», «жизнь», «добро», «красота» и т. д., доказывается, что учение о ценностях данного философа является криптосистемой советской этики.

Ключевые слова: марксистская аксиология, В. П. Тугаринов, ценность, советская этика, криптосистема, жизнь, культура, добро, красота.

 

Василий Петрович Тугаринов (1898–1978) является одним из виднейших советских философов-новаторов XX века, создателем теории ценностей как особой области знания в классическом марксистском учении [См.: 1]. Его труды «О ценностях жизни и культуры» (1960) [2] и «Теория ценности в марксизме» (1968) [3] являются крупными работами в области марксистской аксиологии. В рамках данной статьи будет сделан акцент на анализе монографии «О ценностях жизни и культуры», которая раскрывает основные аспекты марксистской аксиологии как одной из криптосистем советской этики.

«Не берусь предсказывать — разгромят меня или вознесут, но убежден, что обсуждение проблемы ценностей необходимо для развития философии марксизма» — эти слова В. П. Тугаринов произнес на заседании кафедры этики Ленинградского университета в 1960 году [4, с. 28–29]. Молодой коллектив кафедры с живым интересом воспринял инициативу заведующего кафедрой, и его монография «О ценностях жизни и культуры» получила необходимое одобрение и увидела свет. Восприятие этой работы в советской этике было неоднозначным: как потворничество Западу, как упаднический труд, как вредное заблуждение автора. Это было связано с тем, что сама идея существования теории ценностей как особой сферы научного знания была невозможна для классической марксистской философии. Из-за этого В. П. Тугаринов подвергался резкой критике, и лишь горячая поддержка коллектива кафедры не привела к его полному научному фиаско.

Первый всесоюзный симпозиум по теории ценностей в Тбилиси (1965), напротив, открыл большое количество сторонников идей Василия Петровича, в том числе и среди авторитетной грузинской философской школы (Н. Чавчвадзе, Г. Бандзеладзе) [4, c. 29]. Интересна и судьба книги «О ценностях жизни и культуры». По воспоминаниям очевидцев, с увеличением давления ортодоксального научного сообщества на данную работу, Василий Петрович стал избегать своей главной идеи — выделение аксиологической проблематики в отдельную область научного знания. Так, во время оппонирования О. Г. Дробницкому на симпозиуме, В. П. Тугаринов «ушел» от конфронтации, не став выдвигать свой главный тезис о том, что ценность представляет собой особое содержание, находящееся между знанием и практической деятельностью человека. Вышедший в 1968 году труд «Теория ценностей в марксизме» подтвердил догадки — В. П. Тугаринов аккуратно обходил острые углы проблемы, явно не маркируя новое содержание ценности как философской категории.

Нельзя не иметь в виду, что открытое выступление против классической трактовки марксизмом этической категории «ценность» могло привести к завершению научной карьеры. Концепция марксистской аксиологии В. П. Тугаринова воспринималась как обращение к западной системе ценностей, к буржуазной науке. В советской этике вопрос о категории «ценность» до 60-х годов XX века практически не поднимался — «ценность» в марксизме включалась в категорию «знание». Именно поэтому мы считаем, что труд «О ценностях в жизни и культуре» недооценен современной научной мыслью и нуждается в системном анализе и актуализации. Как нельзя лучше книгу, которая вышла в печати более пятидесяти лет назад, характеризуют слова современного отечественного философа С. Н. Артановского: «…Такие книги как монография Тугаринова — это вклад в гуманистическую культуру современности» [5].

Таким образом, марксистская аксиология В. П. Тугаринова представляет собой, на наш взгляд, одну из криптосистем советской этики (под криптосистемой мы понимаем «самобытные оригинальные этические системы советских ученых, имеющие в своей основе скрытые, несоответствующие идеологическому и политическому курсу СССР идеи» [6]). Для исследователей, анализирующего криптосистему марксистской аксиологии В. П. Тугаринова, особенно будут ценно мнение его ученика, С. Н. Артановского, который прямо указывает на важнейшее значение монографии «О ценностях жизни и культуры» для отечественной этической мысли. Как отмечает С. Н. Артановский, эта книга в полной мере отражает направление идей В. П. Тугаринова. Не случайно, ученик соотносит книгу с воспоминаниями о беседах с учителем, где «…он был гораздо свободнее, чем на кафедре или в печати» [5]. По мнению С. Н. Артановского, книга В. П. Тугаринова «…как бы пробила брешь в марксистской идеологии, утверждавшей, что ни каких общечеловеческих, единых для всей истории народов мира ценностей нет, а есть только классово обусловленные ценности» [5]. Данный тезис вызывал особую критику монографии у представителей классической марксистской философии. Уже в оглавлении В. П. Тугаринов определяет то содержание понятия «ценность», о котором будет идти речь в книге, среди глав мы можем встретить также такие категории, как «жизнь», «истина», «добро», «красота». Попытка автора определить некие ценностные универсалии, единые для разных обществ и культур, резко противоречила с тезисом о классовом характере ценностей в марксизме. Это отмечает и С. Н. Артановский: «В книге Василия Петровича было показано, что такие ценности как истина, добро и красота и другие присущи всем народам и культурам, хотя каждый раз, в зависимости от исторической эпохи и особенностей этнонациональной культуры они принимают различный облик» [5].

Тезис об универсальном ценностном содержании является центром криптосистемы марксистской аксиологии В. П. Тугаринова. В самой книге автор реализует данную идею через марксистскую методологию, но классические рассуждения о торжестве классовой борьбы лишь поверхностно скрывают главную идею, проходящую через всю книгу — существует универсальное содержание категории «ценность», общее для человечества, независимо от политического и общественного строя. К примеру, С. Н. Артановский, иллюстрируя содержание книги, отмечает: «Тугаринов продолжил линию, берущую начало в философии неоконтианцев и феноменологов конца XIX века» [5]. Свою идею о первоначале криптосистемы В. П. Тугаринова, С. Н. Артановский подтверждает цитатой М. Шеллера о том, что «…ценности вечны по содержанию, но историчны по форме» [5]. По сути, марксистская аксиология и есть попытка отразить в советской этике идею о универсальном содержании ценностей.

Обратимся к более подробному анализу книги. Отличительной особенностью монографии «О ценностях жизни и культуры» является то, что в сто пятьдесят страниц текста В. П. Тугаринов поместил не только ключевые идеи, инновационные своему времени, но и построил фундамент теории моральных ценностей. Уже начиная с введения, мы можем наблюдать, как автор определяет те базовые понятия, с которыми ему предстоит работать и умело организует их в систему. К примеру, вот определение категории «ценность», данное В. П. Тугариновым уже на первой странице книги: «Ценности суть те явления (или стороны явлений) природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества или класса в качестве действительности или идеала» [2, c. 3]. Последовательно выстраивая структуры теоретической базы, Василий Петрович сразу же разделяет понятия «ценность» и «оценка»: «…Ценность есть реальное или желаемое явление (факт или идеал), а оценка — отношение к этому явлению…» [2, c. 3]. Особый интерес представляет то, что данное разграничение особым образом полемизирует с другими системными исследованиями категории «ценность» в советской этике. Например, у О. Г. Дробницкого в работе «Мир оживших предметов» (1967), «ценность» выступает, прежде всего, как значение предмета или представления [См.: 7]. Из выстроенной нами теоретической оппозиции можно сделать вывод о том, что ВП. Тугаринов в основу понятия «ценность» закладывает именно физический объект или представление, а значение выводится им уже в оценивании факта или идеала. Оценка участвует в отнесении к роду ценностей тех или иных событий или предметов: «зачисление в ценности или отказ в этом зависит от характера указанного отношения: от положительной или отрицательной оценки» [2, c. 3].

Свою систему ценностей В. П. Тугаринов начинает выстраивать с понятия «жизнь». Самой общей и первой ценностью жизнь является потому, что «…потеря жизни исключает пользование всеми остальными ценностями» [2, c. 3], т. е. жизнь — это некая первоценность, которая открывает человеку доступ к ценностному содержанию мира. В какой-то мере, В. П. Тугаринов говорит о жизни, как технообразе ценностей, определенной первичной идеи, отражениями которой являются все ценности, осваиваемые человеком в процессе жизни. Жизнь не только включает в себя ценности, но и наделяет человека возможностью оценивания, иными словами, ценностным отношением к любому объекту, событию или явлению действительности. На наш взгляд, следует наглядно изобразить систему ценностей В. П. Тугаринова в форме следующей схемы:

 

социальные

 

духовные

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Данная схема нуждается в определенных пояснениях. Во-первых, уже от названия книги «О ценностях жизни и культуры», мы видим определенное противопоставление между двумя группами ценностей. Выстраивая теоретический фундамент системы ценностей, В. П. Тугаринов уделяет этому внимание: блага жизни в его понимании имеют свойство «самодавлеющих… побуждающих» [2, c. 4] ценностей, определенных материальным началом человека, и, как следствие, необходимостью удовлетворения потребностей. Материальные, социальные и духовные блага тесно взаимосвязаны друг с другом в своем воздействии на человека. К примеру, достаток — есть не только «…материальная, но одновременно и экономическая и духовная свобода…» [2, c. 16]. Удовлетворение потребности в достатке, по мнению В. П. Тугаринова, освобождает человека от гнетущих страхов и забот, оздоровляет и укрепляет весь психический комплекс личности.

Ценности культуры, напротив, носят отпечаток универсальных идей жизни и не зависят от потребностей человека. Неслучайно, Василий Петрович очерчивает их круг, включая в него такие категории, как «свобода», «справедливость», «истина», «добро» «красота», следуя, между прочим, русской философской традиции. Примечательна цитата японского философа Янагида Кэндзюро, которую приводит В. П. Тугаринов: «Первое условие свободы — свобода жить…» [2, c. 67]. Данное высказывание подчеркивает прямую зависимость ценностей культуры от жизни как высшей первичной ценности. Ценности культуры, по сути, есть необходимые условия жизни человека — «… для того, чтобы жить нам необходимы средства к жизни…» [2, c. 45]. Анализируя данные понятия, мы можем считать, что они составляют содержание оценки, то есть определяют отношение к явлениям действительности. В подобном разграничении интересна попытка автора выйти за рамки материалистического диктата и ввести в структуру ценности культуру как универсальный классификатор, не определяемый интересами классов, — ценности, лежащие в основе потребностей, материальных, социальных, духовных, отделяются от понятий — «осколков» первичной ценности, жизни. В. П. Тугаринов отвергает принцип классового разделения и на уровне морали. Примечательна цитата Василия Петровича: «Наряду с неоспоримым фактом различия моральных воззрения у различных общественных классов нельзя отрицать и того, что происходит определенное развитие морального сознания всего человечества» [2, c. 58].

Свобода, справедливость, добро, истина, красота — составляют содержание оценочного суждения человека. Критикуя тезис неопозитивиста Р. Карнапа о том, что «оценочные суждения нельзя образовать», В. П. Тугаринов, отмечает, что «люди во все времена строили отношения, руководствуясь определенными оценками: справедливого или несправдливого, хорошего или плохого…Ценностные категории — великие рычаги защиты существующих общественных нравов и отношений или перестройки этих нравов и отношений» [2, c. 5]. Подобная логика определяет ценности культуры как содержание отношения человека к фактам действительности, ядро его оценочной деятельности. В данной идее можно отметить научное новаторство В. П. Тугаринова, выходящего за рамки исторического материализма, — вместо классовых интересов, содержание оценивания определяется культурой и ее ценностями. Здесь Василий Петрович выводит ценность из классической теории марксизма, определяя общечеловеческий характер данной философской категории. Рассуждая о возможности человека оценивать явления действительности, В. П. Тугаринов вступает в активную полемику с неопозитивизмом, ставя под сомнение, например, отказ от оценивания вообще. Подобная точка зрения может «…убедить людей отказаться от суда над отрицательными явлениями вообще» [2, c. 7]. Данная цитата Василия Петровича особенно актуальна сегодня, когда современное общество практически утратило возможность оценивания и порицания отрицательных явлений жизни. Отсутствие необходимости оценивания на Западе, к примеру, подается как гипертолерантность, оправдывающая разложение нравов, всеобщий цинизм и равнодушие. В какой-то мере происходит раздробление общества, — человек XXI века перестает воспринимать принадлежность к обществу, его историческим и культурным задачам, напротив, противопоставляя личный индивидуализм и нонконформизм традиционным ценностям. Об этом и предупреждал В. П. Тугаринов в своей книге «О ценностях жизни и культуры», которая по нашему мнению намного опередила свое время:«…человеческая личность развивается на основе отчуждения ее от общества…а на основе единства, сочетания личных и общественных интересов» [2, c. 44].

Ценности культуры Тугаринов выделяет особо. Не случайно каждой ценности, выражающей идею жизни, посвящена отдельная глава книги. И одной из важнейших ценностей культуры является «добро». Интересно понимание В. П. Тугариновым данной категории этики. К примеру, автор считает, что «…без уважения к добру и преклонения перед ним, человек опускается до уровня животного» [2, c. 120]. Можно говорить о том, что В. П. Тугаринов определяет добро как особую реальность жизни человека и его интересов. Анализ этической категории «добро» в книге также неоднозначен и отходит от классического понимания марксисткой этикой добра как критерия классовой полезности. По мнению В. П. Тугаринова, для которого добро — есть осознанная моральная деятельность человека, все это является лишь поверхностным взглядом. Подобное совмещение двух понятий мы можем наблюдать в следующих цитатах: «…сфера морали — это сфера моих отношений к людям, обществу, самому себе…сфера морали — это сфера внутреннего отношения человека к своей деятельности и к другим людям, сфера побуждений, определяющих его поступки…» [2, c. 124]. Таким образом, добро — это результат сознательной моральной деятельности человека, приносящий пользу. Ниже приведем прямую цитату определения В. П. Тугариновым добра как ценности культуры — «…добром мы называем такое поведение, которое осуществляется с сознательной целью принести пользу» [2, c. 121]. Неслучайно, добро выводится в книге из классового понимания и становится «общечеловеческой» этической категорией. Добро в системе ценностей предстает как единство общего и особенного, выступая, тем самым, как единство «абсолютного и относительного». Диалектика добра раскрывается В. П. Тугариновым все же через определение классовой полезности, т. е. добром может быть лишь то, что направлено на пользу обществу и классу. Проиллюстрируем данный тезис цитатой: «…признать ценность добра отнюдь не значит обьявить ее абсолютной сущностью, не зависимой от интересов людей и от истории. Ценность добра в том, что оно способствует улучшению общественной жизни» [2, c. 129]. Здесь необходимо отметить, что классовый принцип отрицается В. П. Тугариновым не полностью, скорее, он пытается синтезировать принцип классового интереса и общечеловеческих ценностей. Данное единство объясняется автором через объективные и субъективные стороны добра и зла. Добро как явление общественной жизни объективно, и может быть выражено через поступок. Субъективное выражение добра отражается В. П. Тугариновым через форму мотива поступка, побуждения к нему. Субъективное побуждение и объективный результат не всегда являются синонимами.

Новаторство В. П. Тугаринова и его марксисткой аксиологии заключается в том, что объективное и субъективное не просто «…находятся в неразрывной связи и взаимодействии на основе объективного…» [2, c. 132]. Автор подчеркивает особое значение субъективной стороны, тем самым определяя право не только на принцип классовой полезности поступка, но и внутреннюю форму субъективного мотива и побуждения. Добро выводится В. П. Тугариновым из границ классической этики, являясь универсальной общечеловеческой ценностью культуры.

Одной из важнейших ценностей культуры является и «красота». Ценность красоты, по мнению автора, заключается в том, что «…она доставляет человеку духовную радость, духовное наслаждение…» [2, c. 137]. В чем же заключается ценность красоты? В. П. Тугаринов объясняет это духовным наслаждением, доставляемым красотой, иначе называя это наслаждение — «волнением». Духовное волнение, говорит В. П. Тугаринов, является непременным признаком красоты. Прекрасной можно назвать ту сторону деятельности, «которая доставляет нам радость, удовольствие наслаждение, хотя и не преследует специально этой цели» [2, c. 140]. Прекрасными вещи становятся настолько, насколько мы получаем от них эстетическую радость. Исходя из этого, мы можем трактовать красоту как «…свойство явлений действительности, которые доставляют нам особый вид духовной радости» [2, c. 139]. Как различаются объективные и субъективные стороны прекрасного так различаются ценность красоты и ее природа. В чем же заключаются различия, которые определяет В. П. Тугаринов для данных понятий? Нельзя говорить о красоте в объективном смысле, отрывая ее от человека, но также невозможно сводить красоту к радости, которую она доставляет. Здесь В. П. Тугаринов выдвигает важнейшую идею об универсальной ценности красоты, не зависящей от классового принципа: «…общезначимость, как известно, не может быть основным критерием объективности чего-либо, она служит лишь веским подтверждением этой объективности…» [2, c. 141]. Продолжая идею о ценностях культуры у В. П. Тугаринова, отметим, что свойство красоты, прекрасного трактуется у него как «жизнь в полном объеме ее развития» [2, c. 143]. Диалектика такой ценностной категории как красота приведет нас к вопросу о том, что первично — чувства или идеи? Здесь открывается оригинальность В. П. Тугаринова как неортодоксального марксистского философа. Проследим за его мыслью: «У нас обращают внимание преимущественно на идейную сторону произведений искусства, на его воспитательную функцию в смысле воспитания мировоззрения, политической сознательности и т. п. и при этом иногда упускают из виду то, что это функцию искусство призвано выполнять по-особенному, эстетическое наслаждение, которое имеет важнейшее значение» [2, c. 147–148]. Среди марксистской этики второй половины XX века, только отошедшей от псевдорелигии сталинизма, идею о том, что принцип классовой полезности не является единственным в содержании ценностей, проблема субъективного и объективного в ценностях культуры, — вот главная проблема марксистской аксиологии В. П. Тугаринова, проблема, которую классическая марксистская этика не приняла и принять не могла. Марксистская аксиология развивает идею чувства красоты как основы эстетической идеи. По мнению, В. П. Тугаринова, «последняя не оторвана от эстетического чувства, а является его обработкой… идея пропитана чувством, поэтому она имеет своим источником не другую идею, а свою собственную чувственность (чувство красоты и не отделимо от нее)…» [2, c. 149]. Эстетическая идея выступает как результат соединения гаммы всех чувств, возбуждаемых всем многообразием явлений действительности.

В чем же состоит специфическая природа красоты как эстетической идеи? По мнению, В. П. Тугаринова, специфика заключается именно в ценностном подходе, который возможен и в науке, и в морали, и в политике, и в жизни. Но только ценности культуры включают оценку, отнесение к ценностям иных свойств и сторон действительности. «Ценность красоты состоит не только в чувстве, в той радости, которую они приносит человеку, но и в тех идеях, которые она вызывает в сознании человека.».. [2, c. 152].

Таким образом, на основе анализа монографии «О ценностях жизни и культуры» были проиллюстрированы основные положения марксистской аксиологии В. П. Тугаринова, рассмотрены основные ее категории и актуализировано ее значение как для советской, так и для современной этики. Впервые в истории отечественной этики монография «О ценностях жизни и культуры» подвергается системному анализу, который не только определяет конструктные единицы системы ценностей В. П. Тугаринова, но рассматривает проблему марксистской аксиологии как криптосистему советской этики.

 

Литература:

 

1.                  См.: Якимова Е. Г. Новаторство В. П. Тугаринова в рассмотрении проблемы ценностей в советской этике [Текст] / Е. Г. Якимова, Е. Ю. Мартьянов // Modern philosophic paradigms: interrelation of traditions and innovative approaches: materials of the II international scientificconference on March 3–4, 2015. — Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2015. — P. 67–71

2.                  Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры [Текст] / В. П. Тугаринов — Ленинград: Типография ЛОЛГУ, 1960. — 155 с.

3.                  Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме [Текст] / В. П. Тугаринов — Ленинград: изд-во Ленинградского университета, 1968. — 252 c.

4.                  Иванов В. Г. Время Тугаринова: эпоха возрождения философского факультета [Текст] / В. Г. Иванов // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». — Вып. 1. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 26–30.

5.                  Артановский С. Н. Учитель жизни. Несколько штрихов к портрету В. П. Тугаринова [Электронный ресурс] / С. Н. Артановский // Сетевое сообщество «Российская культурология»: [сайт]. — URL: http://culturalnet.ru/main/getfile/1756 (дата обращения 03.01.2015)

6.                  Мартьянов Е. Ю. «Неортодоксальная этика»: история и опыт исследований [Текст] / Е. Ю. Мартьянов, Е. Г. Якимова // Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (14 марта 2015 г., г. Уфа). — В 2 ч. — Ч. 2. — Уфа: Аэтерна, 2015. — C. 73–76

7.                  См.: Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия / О. Г. Дробницкий. — М.: Политиздат, 1967. — 351 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle