Библиографическое описание:

Тлеупова А. М. Художественное своеобразие произведений С. Кинга [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 45-47.

Даже если вы не любите жанр «хоррор», то наверняка знаете Стивена Кинга, которого зовут королем ужаса. И хотя вот уже четверть века его романы служат прекрасным тренажером для развития критической язвительности, самый богатый писатель планеты даже не пытается сбежать от своего назойливого имиджа, который на самом деле давно устарел. В этом смысле Кинг напоминает знаменитого доктора Джекила, который время от времени становится мистером Хайдом.

Стивен Эдвинг Кинг родился 21 сентября 1947 года в городе Портленд штата Мэн. Когда ему было два года, отец внезапно покинул семью, и это событие сильно сказалось на будущем писателе и его творчестве. Во многих своих произведениях автор рисует героев, которых покинул отец. Мать, со строгими религиозными взглядами, одна воспитывала Стивена и его приемного брата Девида, часто испытывая сильную финансовую нужду. Штат Мен, где рос будущий писатель, был консервативен, население которого в большинстве поддерживало Республиканскую партию. Все это наложило сильный отпечаток на Кинге. Это помогает понять многое в творчестве писателя, в произведениях которого добро и зло четко разграничены. Возможно, истоки того, что основной функцией своих произведений Стивен Кинг считает их нравоучительность, лежат в его биографии, в частности, в атмосфере детства и юности, прошедших в провинциальной глубинке.

Кинг очень рано увлекся литературой, в особенности жанром «ужаса» и уже с девяти лет стал писать короткие рассказы. Критики отмечают, что С.Кинг учился литературному ремеслу у многих американских писателей - Уильяма Фолкнера, Карлоса Уильямса, Ширлея Джексона, черпал вдохновение из творчества Эдгара По, Лавкрафта и Рея Бредбери. Такие американские писатели как Ричард Матесон и Джон Макдональд оказали на него наиболее сильное влияние.

Тяжелое детство и юношество побудили С. Кинга-писателя начать исследовать в своем творчестве американское общество. В своих ранних произведениях он писал больше о социальных проблемах окружающего его общества, облачив в форму фантастики борьбу добра и зла. Пытаясь разобраться в причинах популярности Стивена Кинга, критик Бернет Лин Боски пишет, что «его произведения отражают нас самих и наш мир, в который мы хотим верить» [1, с. 235].

В его произведениях много уделяется внимание унижениям и страданиям человека, происходят ли они в школе («Керри») или в правительственной лаборатории («Воспламеняющая взглядом»). Основу сюжета многих его произведений составляют сверхъестественные возможности человека. Писатель Кинг оставляет героям возможность сделать свой нравственный выбор – воспользоваться ли этими способностями на сотворения блага или зла. И отсюда пристальное внимание писателя к психологии своих персонажей.

Стивен Кинг создал целостный мир с присущими ему проблемами, которые перекликаются с современной действительностью, и пытается найти пути разрешения этих проблем. Он обращается не к реальным, а фантастическим элементам, чтобы проанализировать мотивации людей и общества.

В настоящее время у Стивена Кинга великое множество приверженцев, для привлечения и удержания внимания которых он порой делает уступки низкопробным эффектам и шаблонам, присущим современной литературе США. Это заставляет критику утверждать: «Он слишком заботится о занимательности интриги, он пристрастен к изображению всякого рода патологии, жестокости, описывая всё так выразительно, что невольно можно задуматься действительно ли писатель хотел обличить и осудить или потакал нездоровому обывательскому интересу к темным сторонам действительности». [2, с. 71]

У Стивена Кинга смешаны элементы самых разных жанров: научной фантастики, ужаса, детектива, мистики. Порой в его произведении можно увидеть простую картину повседневной американской действительности, нарисованную в форме гротеска. Таким приемом пользовались американские фантасты, как, например Айзек Азимов и Рей Бредбери, еще до Стивена Кинга. Но в отличие от своих всемирно-известных фантастов действие в произведениях Кинга происходит не на иных планетах, а на земле и они сконструированы так, что, несмотря на условность, нас не покидает ощущение реальности происходящего.

В каждом своем произведении – большом и малом – он выводит события, происшествия или явления, которые находятся на грани реального и ирреального, возможного или фантастического. Ситуации, выводимые им, чаще всего экстраординарные. Но, тем не менее, писатель не отрывается от современной американской действительности.

Стивен Кинг - писатель, который очень обеспокоен положением человека в современном мире. В его произведениях на первый план выдвинуты убийцы, чудовища, маньяки, люди с экстраординарными способностями. Возможно, многих читателей, особенно молодых американцев, они привлекают своей занимательностью, однако, вглядевшись глубже, можно понять насколько они перекликаются с проблемами современного общества и увидеть в нем писателя, который думает и беспокоится обо всем человечестве.

Стивен Кинг достиг очень высокой массовой популярности и в настоящее время является самым читаемым писателем в Америке. Обычно, среди факторов, обеспечивающих ему популярность, выделяют следующие: он унаследовал традиции готики, хорошо осознал возможности фантастики; он не пытается навязать читателям сложные сюжеты и язык; у него самое богатое воображение среди сегодняшних писателей; он рисует события, в которых читатель находит себя; он изображает своих персонажей так, чтобы читатель сочувствовал им; он прекрасно воссоздает облик своих персонажей, будь то простой рабочий или богатый бизнесмен.

Ряд исследователей утверждают, что Стивен Кинг является продолжателем традиций Марк Твена, Фолкнера и других. Конечно же, это не означает, что его можно сразу же поставить в один ряд с классиками, но вместе с тем и нельзя игнорировать. И здесь уместно было бы процитировать критика Бернарда Галлахера: «Я не имею в виду, что С.Кинг может занять место Шекспира, но, тем не менее, я, на самом деле, считаю, что такой культурный феномен заслуживает исследования» [3, с. 35].

Одним из значительных критиков произведений Кинга является Тони Магистрал. Им написаны четыре фундаментальных работ, охватывающих почти все творчество писателя: «Landscape of Fear: Stephen King’s American Gothic», «Stephen King the Second Decade, Danse Macabre to The Dark Half», «The Dark Descent: Essays Defining Stephen King’s Horrorscope», «The Moral Voyages of Stephen King». В работе «Landscape of Fear: Stephen King’s American Gothic» критик акцентирует внимание на кинговской социальной критике современной Америки, её ценностей и самобытности. По предположению автора, ужас у Стивена Кинга имеет политический и социальный подтекст и отражает беспокойство населения в отношении уязвимости западных институтов, бюрократии, общественных организаций и семейных отношений. В другой работе «The Moral Voyages of Stephen King» Тони Магистрал уделяет внимание стилю и технике письма Кинга, проводит анализ наиболее часто повторяющихся элементов в произведениях и особенно подробно останавливается на моральных проблемах произведений и понятий добра и зла.

Тони Магистрал выступает против литературоведов-«снобов», которые отказываются рассматривать Кинга как серьезного писателя. Критик считает, что даже если Кинг эксплуатирует популярные темы, делает он это с мастерством. Часто, по мнению Магистрала, критики Кинга концентрируется на сверхъестественных явлениях в его произведениях, оставляя в стороне все остальные проблемы, выраженные писателем.

Многие авторы рассматривают Кинга как писателя «жанра ужасов». С этой точки зрения достойны внимания ряд работ. Брайан Дохерти в работе «American Horror Fiction: From Brockden Brown to Stephen King» проводит анализ традиций жанра «ужаса» в американской литературе, и рассматривает место С.Кинга в этом жанре. Джеймс Эган в работе «A Single Powerful Spectacle: Stephen King’s Gothic Melodrama» рассматривает Кинга как последователя готических традиций, исходящую от таких писателей как Мари Шелли и Брем Стокер – авторы Франкенштейна и Дракулы соответственно.

С ростом популярности произведений Кинга растет и интерес читателей к жизни писателя. В целом ряде изданий можно найти много биографической информации о Кинге. Работа Георга Беама «Stephen King: America’s Best Loved Boogeman» содержит много интересной информации о личной жизни писателя, о его детстве, становлении и творческом пути.

Для того, чтобы оценить степень и причины влияния Стивена С.Кинга на современную литературу и культуру, необходимо обратить внимание на те особенности, которые отличают его от других писателей жанра фантастики.

Библейские мотивы занимают особое место в творчестве большинства писателей, но произведения С. Кинга в этом плане изобилуют аллюзиями и метафорами. Особенно четко библейские мотивы выражены в одном из самых мрачных романов С. Кинга – «Зелёная миля», действие которого происходит в тюрьме. На первую же аллюзию можно натолкнуться, вспомнив некоторые подробности тюремной жизни. Мы знаем, что многие узники, особенно те, кто осуждён на пожизненное заключение, обращаются к Богу и становятся самыми вдохновенными праведниками, но в данной книге к Богу обращается не заключённый, а, напротив, начальник тюремного блока «Е», в котором проводятся казни смертников. Это может показаться кощунством, но приходится признать - С. Кинг описывает в «Зеленой миле» второе пришествие Христа. В роли Спасителя при этом выступает Джон Коффи - негр, несправедливо осужденный за убийство двух белых девочек, к тому же обладающий даром целительства, а в роли Понтия Пилата, римского прокуратора - начальник тюремного блока осужденных на смертную казнь Пол Эджкомб. Последние главы «Мили» во многом соответствуют библейским. Коффи доказывает свою невиновность Эджкомбу, но тот не может освободить его, потому что это не в его власти. Высшие чины никогда не согласятся освободить негра-убийцу: слишком удобна эта фигура для судебного процесса. И Эджкомбу приходится проводить Коффи в последний путь. Перед смертью целитель сознаётся, что он к ней готов: «Я уже устал от боли, которую вижу и чувствую». На свете оказывается очень много греха, и Коффи не может больше справляться с ним. Перед смертью он отдаёт Эджкомбу часть своей «силы» [4]. Теперь Эджкомб будет жить дольше остальных людей, но он обречён нести крест чужой боли, в наказание за то, что поднял руку на «Создание Божье».

Стивен Кинг достиг очень высокой массовой популярности и в настоящее время является самым читаемым писателем в Америке. В каждой очередной книге С.Кинга появляются новые идеи, связывая его творчество с литературными традициями Америки. При этом писатель использует язык сегодняшнего дня. Таким образом, он прокладывает дорогу от массовой литературы к классической.


Литература:
  1. Bosky B. L. The Mind’s A Monkey: Character and Psychology in Stephen King’s Recent Fiction. In: Kingdom Of Fear: The World Of Stephen King. Ed. by T.Underwood and Ch. Miller, New York, New American Library, 1986, p. 211-237.

  2. Зверев А. Второе Зрение. Иностранная Литература, 1984, № 1, с.69-71.

  3. Gallagher B. G. Reading Between the Lines: Stephen King and Allegory. In: The Gothic World Of Stephen King: Landscape of Nightmares. Ed. by G. Hoppenstand and R. B. Browne, Bowling Green, Ohio, Bowling Green State University Popular Press, 1987, p.35-48.

  4. Миронов, Р. Категория ужасного в произведениях Стивена Кинга [Текст] / Р. Миронов. - http://ivanovo. ac.ru/cyberpar/stephenking. htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle