Библиографическое описание:

Абдуллаева Б. К. Своеобразие портретной характеристики образов дастанов [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 13-14.



В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрывается отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.

Ключевые слова: «Гороглы, «Ашик», дастан, портрет, образ, эпос.

The given article is devoted to analyzing the peculiarities of portrait image in Khorezm dastans. The distinctive features of romantic and heroic types of dastans have been revealed on the examples of the dastans «Gorghli» and «Ashyk».

Key words: «Gorghli», «Ashyk», dastan, portrait, image, epos.

Соотношение поэзии и прозы в хорезмских дастанах, их функция и место в раскрытии основной идеи играют особую роль в композиции. В дастанах цикла «Ашик» превалирует поэтическая часть, которая в большинстве случаев берет на себя функции прозаических текстов в таких компонентах композиции, как описание портретов персонажей, пейзажа. Вот как описывается портрет Хилолы из дастана «Ашик Гариб и Хилола пери»:

У нее глаза газели,

Вся грудь в рубинах и бриллиантах,

С любовным трепетом в душе

Это Хилола идёт [1].

А вот как даётся портрет Асилхон в дастане «Асил и Карам»:

С черными бровями,

С жемчужно-белыми зубами,

Выступает словно пава

Нежные возлюбленные идут [2].

Портреты героев выразительно и кратко описаны и в прозаической части дастанов. Вот как даётся портрет Саядхан в дастане «Саяд и Хамро» «…на голове у неё золотое свадебное украшение, стройная, изящная, луноликая. В тонких одеждах великолепная девушка» [3].

Портреты персонажей в таких дастанах подчеркивают их красоту и привлекательность. Это касается не только портретов женских персонажей, но и мужских. Так, при описании портрета Гариба выделяется, прежде всего, его красота, а не сила:

У него каждый волосок блестит

Как жемчуг и рубин,

Многие девушки очарованы им.

Его стан и походка сводят всех с ума,

Трудно перечислить все качества его [4].

Внешность Хамро описывается по-другому: «Глянула Саядхан на смеющееся лицо Хамро, на его тонкие брови, жемчужные зубы, на чудные косички, на его лебединую шею, услышала его сладкие речи, заглянула в черные глаза и потеряла сознание» [5].

Устные варианты этих дастанов по художественным достоинствам не отличаются от рукописных вариантов. Но язык их приближается к живому разговорному. В основном в них рассказывается о жизни царевичей и принцесс на фоне любовных отношений, что придаёт описанию событий лирический характер. В остальных узбекских вариантах, за исключением хорезмского, поэзия и проза представлены в равных частях.

При описании портретов джигитов больше внимания уделяется их физическим качествам. Вот как дан портрет Кунтугмыша: «…величавый, как лев, вид как у дракона, сильный, слово Рустам, грозен, как тигр, грандиозен, как туча» [6].

В дастанах этого типа большое место уделяется описанию природы. Пейзаж помогает раскрыть духовный облик персонажей, в них воплощаются эстетические взгляды сказителей дастанов, они придают плавность композиции произведения: «Смотрит — чудный сад. Спелые яблоки, фрукты, соловьи поют, горлинки отдыхают, родники журчат» [7]. В некоторых случаях описание пейзажа даётся в краткой стихотворной форме:

В саду расцвели цветы,

О любви поют соловьи… [8]

Или:

Алые цветы в саду.

Поют опьянено горлицы, соловьи,

Повсюду разнесся запах амбры, мускуса,

Твои сады, словно сад Эрема [9].

Такой характер поэтических и прозаических компонентов касается не только дастанов цикла «Ашик», но и второго типа дастанов, в основе которых лежат сказочные мотивы. А в дастанах цикла «Гороглы» эти компоненты несколько обособлены. Во-первых, поэтические компоненты дастанов этого типа превосходят в 2–3 раза аналогичные компоненты дастанов «Ашик». Ибо деятельность героев этих дастанов проходит большей частью в борьбе, схватках и наряду с любовной линией через все произведение красной нитью проходит линия защиты родины, что, в свою очередь, способствует увеличению объёма прозаического текста. Увеличение объёма поэтической части позволяет подробно и детально описывать портреты героев и пейзаж. Произведения этого цикла имеют героический характер и портрет должен давать представление не только о красоте, но и о физических достоинствах. Обратимся к портрету Хирмон-дали в одноименном дастане цикла «Гороглы»: «Она обладала силой сорока джигитов, знаниями сорока джигитов, властью священного Сулеймана, красотой Юсуф-Зулайхи» [10].

Портрет Гороглы сильно отличается от образов джигитов из дастанов цикла «Ашик» своим физическим совершенством, подчеркнуто крепким телосложением: «Оседлав коня, который был готов умчаться под небеса, красовался парень ростом два метра, плечи метра полтора, с закручивающимися усами, горящими глазами» [11]. В другом месте к его портрету добавлены новые штрихи: «Огромный, могучий парень, который на каждом плече мог поднять быка». [11].

Эта конкретизация описания не случайна. «Портрет положительного героя в народных дастанах в большинстве случаев даётся в различных ситуациях, действиях, раскрывая образ его мыслей и дел» [12]. Характерно, что портрет Гороглы зачастую даётся в неразрывной связи с его боевым конём, ибо эпических героев трудно представить без коня. Портрет героя связан с его ролью и местом в дастане. В портретах женщин героических дастанов, которые показаны не в батальных сценах подобно Хирмон-дали и Айсултан, а в сценах любви, подчеркиваются истинно женские качества.

Литература:

  1. Ашикнамэ. — Ургенч, «Хорезм», т. 4. 2009. — С. 61.
  2. Ашикнамэ. — Ургенч, «Хорезм», т. 3. 2006. — С. 287.
  3. Саёд ва Хамро. — Ташкент. ФАН, 1964. — С. 120.
  4. Ашикнамэ. — Ургенч, «Хорезм», т. 1. 2006. — С. 287.
  5. Саёд ва Хамро. — Ташкент. «Фан», 1964. — С. 34.
  6. Булбул тароналари» т. 1. — Тошкент, «Фан», 1971. — С. 199.
  7. Саёд ва Хамро. — Ташкент. «Фан», 1964. — С. 25.
  8. Ашикнамэ. — Ургенч, «Хорезм», т. 1. 2006. — С. 300.
  9. Ашикнамэ. — Ургенч, «Хорезм», т. 2. 2006. — С. 365.
  10. Ашикнамэ. — Ургенч, «Хорезм», т. 4. 2009. — С. 264.
  11. Гороглы. — Ургенч, «Хорезм», 2004. — С. 45.
  12. Саидов М. Ўзбек достончилигида бадиий маҳорат. Ташкент. «Фан», 1969. — С. 289.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle