Библиографическое описание:

Ревенко А. А. Программы о страноведении на центральном телевидении: исторический аспект [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 127-133.

Процесс становления и развития программ о путешествиях и страноведении начал свое формирование на отечественном телевидении в 1960-ые годы с открытием на Центральном телевидении третьей (образовательной) программы и появлением таких телевизионных передач как «Альманах кинопутешествий» и «Клуб кинопутешествий». Научные исследования телевизионных передач о страноведении проводились в большей степени в рамках развлекательных жанров журналистики. Но стоит отметить, что на отечественном телевидении они формировались в научно-популярном, а не в развлекательном, аспекте. Существует ряд работ, посвященных телепрограммам географической тематики, но попытки обобщить опыт отечественных программ (включая советский период) и выявить их закономерности и тенденции развития предпринято не было. Чтобы в полной мере изучить и проанализировать современное состояние телевизионных программ о путешествиях и страноведении необходимо обратиться к истории их развития посредством изучения этапов становления данных программ на отечественном телевидении.

Современная телевизионная передача о путешествиях и страноведении сочетает в себе элементы образовательной программы, документального фильма, шоу (ток-шоу, реалити-шоу, кулинарное шоу и пр.), сериала, рекламного ролика и т. д. Преобладание одного или нескольких элементов зависит от конкретных целей создателей программы о страноведении.

Обращение к истории отечественного научно-популярного и образовательного телевидения дает возможность проследить этапы становления и развития передач о путешествиях и страноведении.

И. В. Показаньева предлагает классифицировать историю передач географической тематики следующим образом:

-        Первый этап (1950–1980 гг.),

-        Второй этап (конец 1980–2000 гг.),

-        Современные программы о путешествиях (2000–2014 гг.). [1]

За основу нашей классификации этапов становления и развития передач о путешествиях и страноведении возьмем периодизацию, предложенную И. В. Показаньевой, внеся в нее некоторые изменения:

-        1960–1980 гг. — Становление и развитие научно-популярных передач о путешествиях и страноведении («Альманах путешествий», «Десять минут по СССР», «Клуб кинопутешествия»),

-        1980–2000 гг. — Становление и развитие развлекательных, просветительских и рекламных передач о путешествиях и страноведении («Непутевые заметки», «Вояж, Вояж», «Неизвестная планета» и пр.),

-        2000 г. — настоящее время — Становление и развитие современных передач о путешествиях и страноведении («Диалог со всем миром», «Вокруг света», «В поисках приключений», «Охота к перемене мест», «Далеко и еще дальше», «Их нравы», «Шнур вокруг света», «Одноэтажная Америка», «Орел и решка», «Ревизорро», «Мир наизнанку», «С миру по нитке», «Россия. Гений места» и пр.).

Этапы становления и развития телевизионных передач о путешествиях и страноведении на отечественном телевидении.

Первый этап. Становление и развитие научно-популярных передач о путешествиях и страноведении (1960–1980 гг.).

В марте 1965 года на Центральном телевидении был открыт специализированный канал, названный третьей (учебной) программой. «Программы образовательного телевидения подразделялись на учебные для школ и вузов (предназначенные для приема непосредственно во время уроков в соответствии с учебным планом или дома в дополнение к нему) и культурно-просветительные, рассчитанные на разнообразную аудиторию, желающую разнообразить свой кругозор». [2]

Рост числа зрителей, увлекавшихся географической тематикой, привел к возникновению новой формы работы с документальными фильмами, снятыми путешественниками в экспедициях. Фильмы систематизировались по темам и транслировались в лекториях общества «Знание», в домах культуры и клубах. В 1958 году при Доме Союзов ВЦСПС был организован первый в стране «Клуб кинопутешествий», который сопровождал свои заседания просмотром географических фильмов. Огромный успех клуба породил идею создания при Центральном телевидении программы о страноведении, выстроенной по тем же канонам.

18 марта 1960 года в эфире Центрального телевидения впервые транслировалась передача «Клуб кинопутешествий», которая в дальнейшем выходила каждое воскресенье.

«Клуб кинопутешествий» в течение 30 лет вел Владимир Шнейдеров — автор многочисленных географических фильмов и путешественник. Используя документальные и хроникальные фильмы, «Клуб кинопутешествий» «знакомил зрителей с такими местами, в которых они не только никогда не бывали, но о которых подчас даже не слышали. И «действительным членом» этого клуба мог стать любой, кто включал телевизор в воскресный вечер». [3] Совет клуба состоял из крупнейших ученых и путешественников. Показывая новый фильм-путешествие, клуб сопровождал его выступлениями исследователей и журналистов.

В январе 1973 года Шнейдеров скончался. Новым ведущим «Клуба кинопутешествий» стал Юрий Сенкевич — молодой врач, которому «посчастливилось побывать в удивительных, требовавших мужества и разнообразных практических навыков путешествиях, в том числе морских под руководством прославленного Тура Хейердала. Репутация Сенкевича помогла противостоять сокращению диапазона путешествий по свету до «панорамы СССР», а позднее — сохранить познавательную направленность рубрики, успешно конкурируя с «Непутевыми заметками» Дмитрия Крылова, фильмами-путешествиями популярного певца Андрея Макаревича и другими передачами постсоветсткого периода, скрыто или откровенно рекламирующими зарубежный туризм». [4] Сенкевич стал «окном в мир» для миллионов советских зрителей. Появилось выражение «страна смотрит на мир глазами Сенкевича».

При Юрии Сенкевиче гостями и участниками передачи были исследователи-географы, археологи, мореходы, полярники, журналисты, среди которых Жак Кусто, Тур Хейердал, Гарун Тазиев, Жак Майоль и многие другие. «Клуб путешественников» этого периода состоял из трех частей по 10–12 минут каждая. Первая часть была посвящена городам и республикам СССР, вторая — социалистическим странам, третья — странам капиталистическим. В 1988–1990 годы программа «Клуб путешественников» сопровождалась показом киноальманаха «Вокруг света».

В 1997 году передача «Клуб путешественников» была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный телевизионный проект, имя Юрия Сенкевича — как обладателя самой продолжительной карьеры на телевидении.

«Тогда отечественное телевидение еще не знало конкуренции между каналами, научно-популярные передачи могли рассчитывать на большую и лояльную аудиторию, особенно если их возглавляли яркие и интересные ведущие». [5] Программа «Клуб кинопутешествий» до нынешнего момента остается идеальным примером научно-популярной передачи о страноведении.

Второй этап. Становление и развитие развлекательных, просветительских и рекламных передач о путешествиях и страноведении (1980–2000 гг.).

В этот период радикальные перемены в общественной жизни существенно изменили условия и среду функционирования отечественной журналистики, в том числе — телевизионного вещания и научно-популярных передач. «Развал Советского Союза, перестройка и перераспределение собственности на телевидении привели к глубокому кризису в сфере научно-популярного телевидения». [6] Разгосударствление и децентрализация СМИ, а также появление частных телевизионных компаний отозвались переменами в содержании программ о путешествиях и страноведении — научно-популярный элемент уступил место развлекательному и рекламному.

В 1991 году на ОРТ начала выходить авторская передача Дмитрия Крылова «Непутевые заметки». До 2002 года производителем передачи выступала компания «ВИD», после — собственное туристическое агентство Дмитрия Крылова ООО «Непутевые заметки». Как вспоминает сам Крылов: «ОРТ с удовольствием приняло программу «Непутевые заметки», поскольку она была, что называется «в струю». В капиталистической России надо было увлечь широкие массы заграничными «кисельными берегами и молочными реками», дабы у людей появилось желание поскорее забыть про «тоталитарный СССР»». [7]

С 1991 по 2002 год передача «Непутевые заметки» строилась следующим образом: турист-любитель в лице ведущего Дмитрия Крылова путешествовал по миру и в иронической форме рассказывал о той или иной стране (городе), иллюстрируя свой рассказ фактами из истории, забавными случаями и легендами, связанными с местом прибывания. Он рекомендовал, какие места посетить, где перекусить, где остановиться. Эта информация чаще всего была представлена на правах коммерческой. После 2002 года, когда выпуск программы был полностью под управлением туристического агентства «Непутевые заметки», рекламной информации стало значительно меньше (можно сказать, она совсем исчезла), лишь по завершению передачи ведущий Дмитрий Крылов предлагал обратиться в вышеназванное агентство. Своим гармоничным построением и мастерством ведущего «Непутевые заметки» заслужили любовь телезрителей и остаются одной из самых популярных передач о страноведении на отечественном телевидении.

В 1999 году на телеканале СТС выходила 30-минутная программа «Вояж, вояж», спонсорами которой выступали различные туристические фирмы. «Турфирмам предлагалось размещать свои видеоматериалы по цене 500 долларов за показ. За недолгое время своего существования программа сумела познакомить аудиторию с выдающимися произведениями операторского искусства работников туриндустрии, после чего руководство СТС приняло единственно разумное решение закрыть проект». [8] В отличие от «Непутевых заметок» Дмитрия Крылова передача «Вояж, вояж» носила явный рекламный характер без информативного и просветительского элементов.

«На втором этапе происходит приобщение российской телеаудитории к общемировому информационному обмену: российские каналы начинают транслировать передачи иностранного производства телеканалов «BBC», «Discovery», «NationalGeographic» и других. У телезрителей появляется возможность выбора: теперь почти каждый телеканал имеет свою программу о путешествиях. Число российских телевизионных каналов растет, также происходит профилирование», [9] которое в будущем приведет к появлению специализированных телеканалов, контент которых будет в полной мере посвящен тематикам путешествий, туризма и страноведения.

Третий этап. Становление и развитие современных передач о путешествиях и страноведении (2000 г. — настоящее время).

Начиная с 2000-го года сокращается число научно-познавательных и научно-популярных программ. Со смертью Юрия Сенкевича прекращает свое существование программа-долгожитель «Клуб путешественников». Если предыдущие этапы характеризуются небольшим числом программ о путешествиях и страноведении, то в этот период телевизионная тревел-журналистика достигает своего рассвета. Появляются географические передачи различных форматов, возрастает спрос на них среди зрительской аудитории, а следовательно и рекламодателей.

В 1998 году на телеканале ОРТ и в 2000–2008 годы на телеканале «Россия» выходила программа «Вокруг света» (с 2000 по 2001 годы — «Планета Земля»). У современного телезрителя эта передача ассоциируется в первую очередь с ведущим Михаилом Кожуховым. Он прогуливался по улицам города, беседовал с местным населением, иронизировал, давал исторические справки, пробовал местную кухню, изучал реальность методом включенного наблюдения то переодеваясь в необычные национальные костюмы, то пробуя себя в разнообразных профессиях, характеризующих культуру и быт страны прибывания.

Позднее Михаил Кожухов был ведущим еще нескольких передач о путешествиях и страноведении — «В поисках приключений» (с 16 ноября 2002 года по 12 августа 2006 года, телеканал «Россия»), «Охота к перемене мест» (2010 год, телеканал «Моя планета») и «Далеко и еще дальше» (с сентября 2010 по 2011 год, телеканал ТВ3). В телевизионном проекте «В поисках приключений» Михаил Кожухов рассказывал об уникальной или популярной профессии в стране прибывания, обучался ей и участвовал в рабочем процессе. Два других проекта были схожи с передачей «Вокруг света».

Все телевизионные программы о страноведении, ведущими которых был Михаил Кожухов, пользовались популярностью у зрителей, из чего следует, что составляющей успеха является не только удачно выбранное место и грамотный рассказ о нем, но и образ ведущего.

С 17 сентября по 24 декабря 2006 года по воскресеньям на телеканале НТВ выходила передача «Шнур вокруг света», ведущим которой был Сергей Шнуров. По мнению продюсера Данила Шарапова, передача представляла собой «взгляд человека, способного понять по-своему страну, где он оказался. Не зная языка, не вдаваясь в подробности профессии». Всего было снято 15 выпусков. «Неординарный человек Сергей Шнуров оказался весьма ординарным путешественником, идущим проторенными тропами и отвечающий на банальные вопросы. И программа была закрыта из-за низких рейтингов» [10]. Передача представляла собой нарезку несвязных сюжетов из различных мест определенной страны или города, сопровождающихся сарказмом и пренебрежительным отношением ведущего к чужой культуре, её отличиям от нашей. Передача «Шнур вокруг света» наглядно демонстрирует необходимость грамотного и тщательно продуманного выбора ведущего для передачи географической тематики. Ведущий телевизионной программы о путешествиях должен обладать необходимым набором качеств: любознательностью, уважением к чужой культуре, умением вникнуть и разобраться, а также обладать способностью увлекать, информировать и просвещать.

С 11 февраля по 26 мая 2008 г. на «Первом» канале выходила программа «Одноэтажная Америка», которую вели Владимир Познер и Иван Ургант. Шестьдесят дней они путешествовали по Соединенным Штатам Америки. Владимир Познер и Иван Ургант повторяли автомобильное путешествие советских авторов Ильи Ильфа и Евгения Петрова от Восточного до Западного побережья США и обратно, которое они совершили в 1935 году в сопровождении семьи Адамс и описали в книге «Одноэтажная Америка». Познер выступал в роли Ильфа, Ургант — в роли Петрова, а их американский гид радиожурналист и писатель из штата Монтана Брайан Ган был прототипом мистера Адамса. В первой серии ведущие рассказывают о цели создания программы «Одноэтажная Америка»: «следуя маршруту Ильфа и Петрова пересечь всю страну, увидеть своими глазами, что из себя представляет эта огромная страна, и попытаться понять, какая же она на самом деле Одноэтажная Америка XXI века». В своей передаче они сравнивали современную Америку с Америкой времен Ильфа и Петрова. Каждая серия программы — это путешествие по определенному штату. В передаче ведущие дают исторические справки, сопровождаемые фотографиями, видео и песнями из архивов, цитируют авторов одноименной книги. Познер и Ургант преследовали цель показать Америку объективно, рассказать об образе жизни среднего американца, его взглядах на жизнь, на культуру, на историю и политику своей страны, выяснить особенности американского характера. В конце каждой серии Познер задавал её герою один и тот же вопрос «Что значит быть американцем?». Программа «Одноэтажная Америка» является примером качественной тревел-передачи, что подтверждают грамотная работа ведущих, обращение к источникам и историческим справках, логически выстроенное построение каждого сюжета и взаимосвязь между ними.

С 2013 года по настоящее время на телеканале «Мир» по четвергам выходит программа «С миру по нитке», которую ведут две молодые активные путешественницы Людмила Горчакова и Виктория Заволжская. «С миру по нитке» — это программа о бэкпекинге (туризм с рюкзаками за спиной) и лоукост (недорогих) путешествиях, раскрывающая все тонкости самостоятельного недорого туризма. Каждый сезон передачи посвящен определенной стране. Ведущие беседуют с местным населением, останавливаются у них на ночлег, пробуют блюда национальной кухни, изучают достопримечательности, традиции, образ жизни, рассказывают, где можно остановиться и перекусить за небольшие деньги, когда выгоднее всего посещать те или иные места, как добраться из одного конца в другой и многое-многое другое. Программа «С миру по нитке» представляет собой своеобразное реалити-щоу о путешествиях, в котором перед его героинями (ведущими) стоит задача прожить в стране, не потратив много денег, посмотреть её и рассказать о своем приключении телезрителям. Такой формат передачи о страноведении является одним из самых популярных и востребованных в настоящее время.

На телеканале «Пятница» выходит две передачи туристской тематики — «Орел и решка» и «Мир наизнанку».

«Орел и решка» транслируется в эфире телеканала «Пятница» с 13 февраля 2011 года. Замысел передачи принадлежит Жанне Бадоевой, которая вместе со своим мужем Аланом вела её первый сезон. Два ведущих вначале каждого выпуска подкидывают моменту, чтобы определить, кто отправиться путешествовать по выбранному городу с золотой картой (богатый), а кто со 100 долларами (бедный). Программе присущи элементы реалити-шоу. В легкой и непринужденной форме ведущие знакомят зрителей со страной пребывания, показывая, как прожить на 100 долларов или что посетить обеспеченному туристу. На данный момент «Орел и решка» — одна из самых популярных программ о путешествиях на отечественном телевидении. Это обеспечивают удачное сочетание образов ведущих, легкая непринужденная манера повествования, красочные съемки, использование элементов реалити-шоу, которые помогают удерживать внимание зрителя и предполагают неожиданные повороты событий, а также сопровождение повествования прикладной информацией.

Познавательная телепрограмма о путешествиях «Мир наизнанку» на телеканале «Пятница» выходит с 11 декабря 2010 года по настоящий момент. Передача является авторским проектом Дмитрия Комарова, который вместе с оператором путешествует по различным уголкам мира. Каждый сезон представляет собой серию программ, посвященных одной определенной стране или географическому региону. Передача рассказывает о жизни, отдыхе, работе, быте, привычках, традициях, обрядах и национальным особенностях населения различных стран. Путешествуя по миру Дмитрий Комаров старается показать зрителям не туристическую составляющую региона, а его самобытную культуру, познакомить с местным населением и рассказать об особенностях их жизни и культуры. Данный элемент отличает программу от других существующих на отечественном телевидении в настоящее время. «Мир наизнанку» — это «телепроект о не туристических путешествиях». Передаче присущи позитивный тон повествования и рассказ о населении через беседу с его представителями. Дмитрий Комаров обучается местной профессии и принимает участие в рабочем процесс, приближая себя и телезрителей к быту местных. Подобным образом рассказывал о странах Михаил Кожухов в своих географических телевизионных проектах.

В 2014 году на телеканале «Россия» вышла передача «Россия. Гений места» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Ведущим передачи стал министр культуры РФ Владимир Мединский. Из своей интерактивной студии Владимир Мединский рассказывает о выбранном городе и делает подводку к сюжетам, снятым путешественницей Екатериной Федоровой. Вначале первой серии создатели рассказывают о цели программы: «Два года мы будем путешествовать по нашей стране, по самым значимым и красивым местам, сыгравшим исключительную роль в российской истории и культуре». Передача «Гений места. Россия» выполнена на достаточно высоком уровне и рассчитана на интеллектуального зрителя, стремящегося к развитию и познанию: факты истории, рассказы о персоналиях, связанных с освещаемым местом, интервью, взятые у экспертов, рассказы о достопримечательностях, сопровождающиеся прикладной информацией (как добраться, сколько стоит билеты на общественный транспорт или в музей и пр.), позитивный характер повествования. Передача «Россия. Гений места» служит примером высококачественного телевизионного продукта о страноведении на отечественном телевидении и задает высокую планку для дальнейшего развития данного феномена.

Последний этап характеризуется активным развитием телевизионных передач о путешествиях и страноведении, дает возможность проследить основополагающие черты их построения (формат, личность ведущего, прикладная информация и пр.), выявить основные тенденции развития и дать прогноз. Начало 2000-х годов характеризуется появлением большого числа географических передач, что говорит о растущем интересе аудитории к тематике путешествий, страноведения и туризма среди зрителей отечественного телевидения. Практические каждый канал имеет собственную программу о путешествиях и страноведении. С момента становления и до настоящего времени географические программы претерпели ряд изменений:

-        Произошел переход от научно-популярного формата программы о страноведении к развлекательному.

-        Можно проследить доминирование одних и тех же направлений в различных программах о страноведении, что объясняется открытостью и популярностью определенных страх, а также их заинтересованностью в собственном продвижении путем сотрудничества с российскими телеканалами.

-        Создание определенных стереотипов о культуре, быте, традициях, обычаях и прочем определенной страны в передачах о путешествиях или, наоборот, их развенчивание.

-        Драматизация сюжета, выражающаяся в стремлении съемочной группы и режиссеров программы превратить её в шоу. Например, появление программ, снятых в формате реалити-шоу («С миру по нитке», «Орел и решка», «Ревизорро»).

-        Подмена реальности, заключающаяся в создании программы формата «лайф», когда на самом деле весь сценарий и тексты прописаны заранее («Орел и решка»).

-        Многие программы о путешествиях и страноведении ассоциируются с конкретным ведущим или ведущими, что может влиять на выбор аудитории и узнаваемость передачи (программы Михаила Кожухова, Андрей Бедняков и Жанна Бадоева в «Орел и Решка»). В некоторых случаях на первый план может выходить сама личность ведущего программы, а не его профессионализм как путешественника, ученого, журналиста и т. п. (Сергей Шнуров в «Шнур вокруг света»).

-        Создатели программ о путешествиях и страноведении стремятся не только рассказать о стране, её культуре, традициях, достопримечательностях и пр., но также насыщают программу прикладной информацией («Россия. Гений места», «Орел и Решка», «С миру по нитке»).

Перечисленные изменения можно отнести к элементам, составляющим современные программы о страноведении на отечественном телевидении. В одной программе может быть синтезировано несколько элементов одновременно, в следствии чего она становится высококачественной и начинает носить прикладной характер. Стоит отметить, что современные передачи о страноведении не только информируют и развлекают зрителя, но и просвещают его, тем самым формируя его эстетический вкус и повышая уровень развития.

 

Литература:

 

1.      Показаньева И. В. Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел-журналистики.//Вопросы теории и практики журналистики. — 2014. — № 5. — С. 74–82.

2.      Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — С. 182–188. — 416 с.

3.      Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — С. 189. — 416 с.

4.      Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — С. 189. — 416 с.

5.      Очерки по истории Российского телевидения — М.: Воскресенье, 1999. — С. 193. — 416 с.

6.      Константинова Е. Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления / Е. Г. Константинова // Медиаскоп. — 2009. — No 1. — URL: http://www.mediascope.ru/node/290.

7.      Раззаков Ф. И. Гибель советсткого ТВ. — М.: Эксмо, 2009. — С. 454. — 528 с. — (Книги Раззакова о великих артистах).

8.      Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? URL: http://www.geografia.ru/npprogr.html

9.      Показаньева И. В. Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел-журналистики.//Вопросы теории и практики журналистики. — 2014. — № 5. — С. 74–82.

10.  Беднов С. На телегида надейся, а сам не плошай // Труд. — 2013. — № 51. — URL: http://www.trud.ru/article/11–04–2013/1292102_na_telegida_nadejsja_a_sam_ne_ploshaj.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle