Библиографическое описание:

Боровко О. С. Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 72-74.

В современный речевой обиход интенсивно входит такой термин как «дизайн», причем применяется он в различных словосочетаниях, таких как «дизайн интерьера», «дизайн мебели», «графический дизайн», «дизайн одежды», «Арт-дизайн», «средовой дизайн», «фито-дизайн», «Web-дизайн» и др., другими словами говоря о «дизайне» мы имеем в виду создание человеком предметного мира, который отвечает определенным требованиям. Необходимо заметить, что на сегодняшний день современному обществу требуются личности с нестандартным мышлением, разбирающихся во всем этом многообразии и способных применить знания на практике. Поэтому, начиная с начальной школы необходимо организовывать с младшими школьниками занятия направленные на формирования у них дизайнерского мышления, что способствует их дальнейшему развитию как личности и как результат — благоприятная социализация в современном обществе.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, как сформировать дизайнерское мышление у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию первоначально требуется разобраться в вопросе, что же собой представляет «дизайн», как термин, и какого его содержание. Обращаясь к истории вопроса мы выяснили, что «дизайн» возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. В переводе с английского «design» обозначает — «проектировать», «чертить», «задумать», а также проект, план, рисунок. «Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов [1].

Исходя их литературных источников, можно говорить о том, что объединяет дизайн два основания: утилитарный и эстетический.

Утилитарный дизайн, обеспечивает удовлетворение практических жизненных требований общества, предполагающий техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность.

В отличие от утилитарного эстетический дизайн, отражает потребность человека в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, которая обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность[1].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что термин «дизайн» и его содержание имеет несколько основных моментов: во-первых, дизайн разрабатывает образцы рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества; во-вторых, он решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде; в-третьих, дизайн можно рассматривать как художественно-проектную деятельность, которая направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов, соответствующих определенным требованиям.

И так, мы подошли к вопросу о том, что же такое «дизайнерское мышление». Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н. М. Конышевой, по ее мнению оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом.

Рассмотрим формирования дизайнерского мышления младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Оно является одним из видов творческой деятельности в начальных классах на уроках «Технологии», а так же это один из разделов данного предмета, с которым учащиеся знакомятся в процессе обучения.

Конструирование это построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру конструктивная деятельность сходна с изобразительной деятельностью и игрой, поскольку в ней так же отражается окружающая действительность. Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного. [3]

Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий: во-первых, как вид деятельности оно характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами; во-вторых, это прекрасное средство развития эстетического, художественного вкуса, творчества, воображения, способствует формированию элементов дизайнерского мышления.

Н. М. Конышева отмечает, что «...определив основную особенность конструирования — его творческое начало, мы должны иметь в виду, что в своем настоящем, абсолютно творческом виде этот процесс присущ сравнительно небольшому числу людей. Что касается младших школьников, то конструктивные способности у них предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать. Но развивать эти способности можно именно в конструктивной деятельности» [4].

В процессе художественного конструирования у младших школьников развивается память, пространственное воображение, творческое мышление, фантазия, что способствует быстрому переходу от мыслительной деятельности к практическим действиям, а так же формируется и развивается точность и ловкость движений. Обучающиеся способны заранее обдумывая ход работы, планировать ее, и предвидеть результат деятельности.

Мы считаем, что художественное конструирование несет в себе огромный потенциал по формированию у младших школьников дизайнерского мышления. Именно здесь педагогу необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые и удобные для жизни вещи.

С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:

-       единство цвета и формы;

-       сочетание материала и формы;

-       соответствие формы назначению;

-       пропорциональность различных форм в композиции [5].

Необходимо заметить, что проанализировав психолого-педагогическую литературу мы пришли к выводу о том, что для того, чтобы сформировать у младших школьников основы дизайнерского мышления, необходимо сформировать ряд элементов, которые составляют дизайнерское мышление: во-первых, это целесообразность, т. е. способность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели; во-вторых, это рациональный выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения; в-третьих, новизна и оригинальность — не шаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности; в-четвертых, стилевое чутье, как понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем; в-пятых, гибкость-способность высказывать многообразие идей; в-шестых, это цветовая гармония с помощью которой развивается умение создать цветовые сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства [7].

Введение элементов дизайна позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера. Следовательно, учитывая все вышеизложенное основные особенности дизайнерского мышления можно представить как системное владение логическими операциями при наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию, а так же понимание целесообразности и рациональности вещей, знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды [6].

В свете современных требований к образованию в условиях Федерального государственного образовательного стандарта необходимо у младшего школьника сформировать эстетические потребности, ценности и чувства, что возможно в процессе художественного конструирования. Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением».

Следовательно, формирование дизайнерского мышления у младших школьников может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности, т. е. в процессе обучения художественному конструированию. Кроме того разновидность дизайна объединяет в себе духовную, художественную, научно-техническую и индустриально-технологическую культуры. Считаем необходимым заметить, что формирование дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию может быть организовано не только в учебной деятельности в рамках дисциплины «Технология», но и во внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Обеспечивая тем самым культурную целостность современной цивилизации. Изучение основ дизайна и формирование его элементов способствуют развитию творческой личности младшего школьника, способной к реализации нестандартных задач, в современных условиях диктующие свои требования.

Литература:

1.                 Изобразительное искусство и художественный труд//сост. Неменский Б. М.-М.:Просвещение — 2000. 187с.

2.                 Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М.:Педагогика,1981, с. 231

3.                 Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. М.: «Флинта», 2000. 128с

4.                 Конышева Н. М. Художественный труд (программа дизайнообразования) //Начальная школа. 2009, № 8. — С. 53–62

5.                 Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н. М. Конышева. — М.: Академия, 1999, с.192

6.                 Малиновская Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Л. П. Малиновская. — Тернополь, 1993. — 181 с.

7.                 Научно-теоретические основы формирования дизайнерского мышления [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kitaphana.kz

8.                 Художественное конструирование в начальной школе часть 2 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.coolreferat.com/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle