Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 3355 раз

Библиографическое описание:

Боровко, О. С. Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию / О. С. Боровко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4804/ (дата обращения: 27.04.2024).

В современный речевой обиход интенсивно входит такой термин как «дизайн», причем применяется он в различных словосочетаниях, таких как «дизайн интерьера», «дизайн мебели», «графический дизайн», «дизайн одежды», «Арт-дизайн», «средовой дизайн», «фито-дизайн», «Web-дизайн» и др., другими словами говоря о «дизайне» мы имеем в виду создание человеком предметного мира, который отвечает определенным требованиям. Необходимо заметить, что на сегодняшний день современному обществу требуются личности с нестандартным мышлением, разбирающихся во всем этом многообразии и способных применить знания на практике. Поэтому, начиная с начальной школы необходимо организовывать с младшими школьниками занятия направленные на формирования у них дизайнерского мышления, что способствует их дальнейшему развитию как личности и как результат — благоприятная социализация в современном обществе.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, как сформировать дизайнерское мышление у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию первоначально требуется разобраться в вопросе, что же собой представляет «дизайн», как термин, и какого его содержание. Обращаясь к истории вопроса мы выяснили, что «дизайн» возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. В переводе с английского «design» обозначает — «проектировать», «чертить», «задумать», а также проект, план, рисунок. «Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов [1].

Исходя их литературных источников, можно говорить о том, что объединяет дизайн два основания: утилитарный и эстетический.

Утилитарный дизайн, обеспечивает удовлетворение практических жизненных требований общества, предполагающий техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность.

В отличие от утилитарного эстетический дизайн, отражает потребность человека в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, которая обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность[1].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что термин «дизайн» и его содержание имеет несколько основных моментов: во-первых, дизайн разрабатывает образцы рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества; во-вторых, он решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде; в-третьих, дизайн можно рассматривать как художественно-проектную деятельность, которая направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов, соответствующих определенным требованиям.

И так, мы подошли к вопросу о том, что же такое «дизайнерское мышление». Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н. М. Конышевой, по ее мнению оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом.

Рассмотрим формирования дизайнерского мышления младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Оно является одним из видов творческой деятельности в начальных классах на уроках «Технологии», а так же это один из разделов данного предмета, с которым учащиеся знакомятся в процессе обучения.

Конструирование это построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру конструктивная деятельность сходна с изобразительной деятельностью и игрой, поскольку в ней так же отражается окружающая действительность. Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного. [3]

Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий: во-первых, как вид деятельности оно характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами; во-вторых, это прекрасное средство развития эстетического, художественного вкуса, творчества, воображения, способствует формированию элементов дизайнерского мышления.

Н. М. Конышева отмечает, что «...определив основную особенность конструирования — его творческое начало, мы должны иметь в виду, что в своем настоящем, абсолютно творческом виде этот процесс присущ сравнительно небольшому числу людей. Что касается младших школьников, то конструктивные способности у них предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать. Но развивать эти способности можно именно в конструктивной деятельности» [4].

В процессе художественного конструирования у младших школьников развивается память, пространственное воображение, творческое мышление, фантазия, что способствует быстрому переходу от мыслительной деятельности к практическим действиям, а так же формируется и развивается точность и ловкость движений. Обучающиеся способны заранее обдумывая ход работы, планировать ее, и предвидеть результат деятельности.

Мы считаем, что художественное конструирование несет в себе огромный потенциал по формированию у младших школьников дизайнерского мышления. Именно здесь педагогу необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые и удобные для жизни вещи.

С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:

-       единство цвета и формы;

-       сочетание материала и формы;

-       соответствие формы назначению;

-       пропорциональность различных форм в композиции [5].

Необходимо заметить, что проанализировав психолого-педагогическую литературу мы пришли к выводу о том, что для того, чтобы сформировать у младших школьников основы дизайнерского мышления, необходимо сформировать ряд элементов, которые составляют дизайнерское мышление: во-первых, это целесообразность, т. е. способность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели; во-вторых, это рациональный выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения; в-третьих, новизна и оригинальность — не шаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности; в-четвертых, стилевое чутье, как понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем; в-пятых, гибкость-способность высказывать многообразие идей; в-шестых, это цветовая гармония с помощью которой развивается умение создать цветовые сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства [7].

Введение элементов дизайна позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера. Следовательно, учитывая все вышеизложенное основные особенности дизайнерского мышления можно представить как системное владение логическими операциями при наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию, а так же понимание целесообразности и рациональности вещей, знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды [6].

В свете современных требований к образованию в условиях Федерального государственного образовательного стандарта необходимо у младшего школьника сформировать эстетические потребности, ценности и чувства, что возможно в процессе художественного конструирования. Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением».

Следовательно, формирование дизайнерского мышления у младших школьников может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности, т. е. в процессе обучения художественному конструированию. Кроме того разновидность дизайна объединяет в себе духовную, художественную, научно-техническую и индустриально-технологическую культуры. Считаем необходимым заметить, что формирование дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию может быть организовано не только в учебной деятельности в рамках дисциплины «Технология», но и во внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Обеспечивая тем самым культурную целостность современной цивилизации. Изучение основ дизайна и формирование его элементов способствуют развитию творческой личности младшего школьника, способной к реализации нестандартных задач, в современных условиях диктующие свои требования.

Литература:

1.                 Изобразительное искусство и художественный труд//сост. Неменский Б. М.-М.:Просвещение — 2000. 187с.

2.                 Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М.:Педагогика,1981, с. 231

3.                 Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. М.: «Флинта», 2000. 128с

4.                 Конышева Н. М. Художественный труд (программа дизайнообразования) //Начальная школа. 2009, № 8. — С. 53–62

5.                 Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н. М. Конышева. — М.: Академия, 1999, с.192

6.                 Малиновская Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Л. П. Малиновская. — Тернополь, 1993. — 181 с.

7.                 Научно-теоретические основы формирования дизайнерского мышления [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kitaphana.kz

8.                 Художественное конструирование в начальной школе часть 2 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.coolreferat.com/

Основные термины (генерируются автоматически): дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, современное общество, творческая деятельность, формирование, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность, младший школьник, начальная школа.

Похожие статьи

Сущность формирования способностей в области дизайна...

дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, формирование, творческая деятельность, современное общество, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность...

Развитие дизайнерского мышления младших школьников...

Рассмотрим процесс формирования дизайнерского мышления младших школьников в начальных классах в процессе обработки бумаги и картона. Занимаясь исследовательской деятельностью в области дизайна нельзя не затронуть такое понятие как...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, формирование, творческая деятельность, современное общество, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность, младший школьник...

Числовое конструирование как вид продуктивной деятельности...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников... Конструирование это построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру конструктивная деятельность сходна с изобразительной...

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Развитие дизайнерского мышления младших школьников... дизайнерское мышление, младший школьный возраст, бумага, направление дизайна, художественный труд, творческий потенциал, современное общество, общее образование...

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

творческое мышление, творческая деятельность, творческий процесс, продуктивное мышление, процесс обучения, процесс мышления, вид мышления, современное образование, изобразительное искусство, мышление.

Развитие творческого мышления младших школьников

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

Развитие творческих способностей младших школьников...

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Будущему учителю рекомендуется использовать все современные средства активизации творческой деятельности...

Развитие творческих способностей младших школьников на...

творческое мышление, творческая деятельность, творческий процесс, продуктивное мышление, процесс обучения, процесс мышления, вид мышления, современное образование, изобразительное искусство...

Похожие статьи

Сущность формирования способностей в области дизайна...

дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, формирование, творческая деятельность, современное общество, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность...

Развитие дизайнерского мышления младших школьников...

Рассмотрим процесс формирования дизайнерского мышления младших школьников в начальных классах в процессе обработки бумаги и картона. Занимаясь исследовательской деятельностью в области дизайна нельзя не затронуть такое понятие как...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, формирование, творческая деятельность, современное общество, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность, младший школьник...

Числовое конструирование как вид продуктивной деятельности...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников... Конструирование это построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. По своему характеру конструктивная деятельность сходна с изобразительной...

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Развитие дизайнерского мышления младших школьников... дизайнерское мышление, младший школьный возраст, бумага, направление дизайна, художественный труд, творческий потенциал, современное общество, общее образование...

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

творческое мышление, творческая деятельность, творческий процесс, продуктивное мышление, процесс обучения, процесс мышления, вид мышления, современное образование, изобразительное искусство, мышление.

Развитие творческого мышления младших школьников

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

Развитие творческих способностей младших школьников...

В статье рассматриваются проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Будущему учителю рекомендуется использовать все современные средства активизации творческой деятельности...

Развитие творческих способностей младших школьников на...

творческое мышление, творческая деятельность, творческий процесс, продуктивное мышление, процесс обучения, процесс мышления, вид мышления, современное образование, изобразительное искусство...