Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.01.2016

Статья просмотрена: 1838 раз

Библиографическое описание:

Сатарова, Л. А. Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии / Л. А. Сатарова, Д. А. Демеуова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 838-840. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25166/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Уроки технологии в начальных классах развивают у детей творческий потенциал, иное восприятие к миру, усидчивость, прилежность. Анализируя статьи педагогов-ученых, можно привести более компактное определение слову дизайн. Дизайн — это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения людей.

Ключевые слова: уроки технологии, дизайн, элементы дизайнерского мышления, дизайнообразование.

 

В современный речевой обиход интенсивно входит такой термин как «дизайн», причем применяется он в различных словосочетаниях, таких как «дизайн интерьера», «дизайн мебели», «графический дизайн», «дизайн одежды», «Арт-дизайн», «средовой дизайн», «фито-дизайн», «Web-дизайн» и др., другими словами говоря о «дизайне» мы имеем в виду создание человеком предметного мира, который отвечает определенным требованиям.

В нынешних условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики, т. е. в области дизайна. Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.

Надо заметить, что на сегодняшний день современному обществу требуются личности с нестандартным мышлением, разбирающиеся во всем этом многообразии и способные применить знания на практике. Урок технологии — это неотъемлемая часть начального образования. Именно на этом уроке наиболее ярко проявляются и развиваются такие качества, как творчество, усидчивость, внимательность, мышление, воображение, зрительная память, интерес к окружающему миру и т. д. Формирование элементов дизайнерского мышления на уроках технологии у младших школьников может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий: во-первых, как вид деятельности оно характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами; во-вторых, это прекрасное средство развития эстетического, художественного вкуса, творчества, воображения, способствует формированию элементов дизайнерского мышления. Задача педагога на этом уроке — сформировать у детей особый тип мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Наиболее эффективный способ развития параметров дизайна — это использование дизайн-технологий, так как дизайн-деятельность интересна ребенку и позволяет одновременно развивать как интеллектуальные, так и эстетические параметры креативности.

Словарь иностранных слов определяет дизайн как [7]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий. В «Популярной художественной энциклопедии» дается такое определение дизайна: «термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [6].

Н. М. Шанский в этимологическом словаре русского языка объясняет слово «дизайн» следующим образом, «английское слово «design» означает в одном случае «замышлять, проектировать, конструировать», в другом — «замысел, проект, конструкция, чертеж» [9].

Исходя из этих утверждений, мы определяем дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.

Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л. П. Малиновская: «Дизайн — это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер — это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [4].

По мнению Г. П. Калининой [2], дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

В свете сказанного встает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения детей основам дизайна. По мнению О. В. Ожерельевой [5], в теоретическом плане — это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

Дизайнообразование ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, отмечает Е. В. Макарова [3].

В научных трудах Л. П. Заречной [1], отмечается, что дизайнообразование является важнейшим средством приобщения личностью учащегося к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

По мнению П. Н. Андрианова [8], ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природным и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Дизайнообразование предполагает [7]:

                   формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях;

                   формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;

                   подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

                   формирование творческого отношения к труду;

                   развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.

Можно сделать вывод, что дизайн — это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование — это формирования и применение знаний о дизайне в сфере обучения. Оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным. Они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Дизайн в этом случае опирается на образование представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Таким образом, одним из эффективных средств для развития дизайнерских способностей у младших школьников, являются уроки технологии. Они наиболее полно отвечают как потребностям и интересам детей, так и обладают огромным потенциалом для развития их творческих возможностей. Мы считаем, что художественное конструирование несет в себе огромный потенциал по формированию у младших школьников дизайнерского мышления. Именно здесь педагогу необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые и удобные для жизни вещи.

Мы считаем необходимым заметить, что формирование дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию может быть организовано не только в учебной деятельности в рамках дисциплины «Технология», но и во внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Обеспечивая тем самым культурную целостность современной цивилизации. Изучение основ дизайна и формирование его элементов способствуют развитию творческой личности младшего школьника, способной к реализации нестандартных задач, в современных условиях диктующие свои требования.

 

Литература:

 

  1.              Заречная, Л. П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда [Текст] / Л. П. Заречная. — М.: АСТАПРЕСС, 2009–324 с.
  2.              Калинина Г. П. Использование элементов дизайна на уроках труда [Текст] / Г. П. Калинина //Начальная школа. — 2005. — № 5. — С.26–30.
  3.              Макарова Е. В. Программа студии дизайна [Текст]: пособие для педагогов. / Е. В. Макарова. — Ижевск, 2007. — 182 с.
  4.              Малиновская, Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Л. П. Малиновская. — Тернополь, 2003. — 265 с.
  5.              Ожерельева, О. В. Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки [Текст]: диссертация... кандидата педагогических наук. — М., 2005. — 235 с.
  6.              Советская энциклопедия [Текст]: Популярная художественная энциклопедия. — М.: Просвещение, 1986. — 476 с.
  7.              Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на академике — Режим доступа: http://dic.academic.ru/
  8.              Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. П. Н. Андрианова, Д. П. Ельникова. — Донецк, 2006. — 245 с.
  9.              Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст]: Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вид деятельности, дизайнерское мышление, урок технологии, дизайн, выразительная предметная среда, подготовка учащихся, формирование, художественное конструирование, конечный потребительский продукт, огромный потенциал.


Ключевые слова

дизайн, уроки технологии, элементы дизайнерского мышления, дизайнообразование

Похожие статьи

Формирования дизайнерского мышления у младших...

дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, формирование, творческая деятельность, современное общество, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность...

Развитие дизайнерского мышления младших школьников...

Исследуя направление дизайна как форму развития дизайнерского (конструкторского, творческого) мышления у детей младшего школьного возраста нами были разработаны и апробированы задания в области конструирования из бумаги на уроках технологии и...

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей.

Развитие творческих способностей детей на уроках...

развитие качеств мышления, которые формируют креативность. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.

На протяжении все педагогической деятельности уроки планирую так, чтобы развивать творческие способности учащихся.

Формирования дизайнерского мышления у младших...

дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, формирование, творческая деятельность, современное общество, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии.

Осуществляя указанные виды деятельности, учащиеся, решают разные задачи и с разной целью.

Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как...

Развитие дизайнерского мышления младших школьников...

Исследуя направление дизайна как форму развития дизайнерского (конструкторского, творческого) мышления у детей младшего школьного возраста нами были разработаны и апробированы задания в области конструирования из бумаги на уроках технологии и...

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов

технология, проектная деятельность, конструирование, обучение учащихся, объекты труда.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей.

Метод проектов в обучении художественному...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Развитие познавательной деятельности в самостоятельной работе по художественному конструированию текстильных изделий.

Развитие творческих способностей детей на уроках...

развитие качеств мышления, которые формируют креативность. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.

На протяжении все педагогической деятельности уроки планирую так, чтобы развивать творческие способности учащихся.

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

- особенности дизайна как искусства создания предметно-пространственной среды; - теоретические основы формирования художественного объемно-пространственного мышления младшего школьника. Дизайн представляет собой синтез науки...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии.

Осуществляя указанные виды деятельности, учащиеся, решают разные задачи и с разной целью.

Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как...

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов

технология, проектная деятельность, конструирование, обучение учащихся, объекты труда.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Метод проектов в обучении художественному...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Развитие познавательной деятельности в самостоятельной работе по художественному конструированию текстильных изделий.

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

- особенности дизайна как искусства создания предметно-пространственной среды; - теоретические основы формирования художественного объемно-пространственного мышления младшего школьника. Дизайн представляет собой синтез науки...

Похожие статьи

Формирования дизайнерского мышления у младших...

дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, формирование, творческая деятельность, современное общество, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность...

Развитие дизайнерского мышления младших школьников...

Исследуя направление дизайна как форму развития дизайнерского (конструкторского, творческого) мышления у детей младшего школьного возраста нами были разработаны и апробированы задания в области конструирования из бумаги на уроках технологии и...

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей.

Развитие творческих способностей детей на уроках...

развитие качеств мышления, которые формируют креативность. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.

На протяжении все педагогической деятельности уроки планирую так, чтобы развивать творческие способности учащихся.

Формирования дизайнерского мышления у младших...

дизайнерское мышление, художественное конструирование, процесс обучения, формирование, творческая деятельность, современное общество, гармоничная предметная среда, конструктивная деятельность...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии.

Осуществляя указанные виды деятельности, учащиеся, решают разные задачи и с разной целью.

Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как...

Развитие дизайнерского мышления младших школьников...

Исследуя направление дизайна как форму развития дизайнерского (конструкторского, творческого) мышления у детей младшего школьного возраста нами были разработаны и апробированы задания в области конструирования из бумаги на уроках технологии и...

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов

технология, проектная деятельность, конструирование, обучение учащихся, объекты труда.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей.

Метод проектов в обучении художественному...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Развитие познавательной деятельности в самостоятельной работе по художественному конструированию текстильных изделий.

Развитие творческих способностей детей на уроках...

развитие качеств мышления, которые формируют креативность. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.

На протяжении все педагогической деятельности уроки планирую так, чтобы развивать творческие способности учащихся.

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

- особенности дизайна как искусства создания предметно-пространственной среды; - теоретические основы формирования художественного объемно-пространственного мышления младшего школьника. Дизайн представляет собой синтез науки...

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В статье говорится о творческом развитии учащихся на уроках технологии.

Осуществляя указанные виды деятельности, учащиеся, решают разные задачи и с разной целью.

Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как...

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов

технология, проектная деятельность, конструирование, обучение учащихся, объекты труда.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Метод проектов в обучении художественному...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию. Развитие познавательной деятельности в самостоятельной работе по художественному конструированию текстильных изделий.

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

- особенности дизайна как искусства создания предметно-пространственной среды; - теоретические основы формирования художественного объемно-пространственного мышления младшего школьника. Дизайн представляет собой синтез науки...

Задать вопрос