Библиографическое описание:

Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 65-68.

Ключевые слова: воображение, виды воображения, творческое воображение старших дошкольников; методы развития воображения в процессе сочинения сказок.

Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов. Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, воображение наиболее тесно связано с развитием эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Одним из эффективных методов работы воспитателя в данном аспекте является обучение дошкольников сочинению сказок. Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство дошкольника с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

Данная проблема отражена в научных работах Л. С. Выготского, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Проблемам развития воображения дошкольников в процессе работы с литературными произведениями посвятили свои исследования О. М. Дьяченко, В. Я. Пропп, Н. С. Карпинская, Дж. Родари и др. Эти авторы описали особенности конструирования детьми сказочных сочинений, охарактеризовали виды, и особенности композиции сказок-страшилок, их структурные компоненты и действующих лиц, доказали возможность повышения уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста благодаря упражнениям в операциях «опредмечивания» и «включения» при восприятии и сочинении рассказов и сказок, операций комбинирования и экспериментирования, моделирование. Вместе с тем, в этих исследованиях не рассматривались закономерности, условия и факторы развития и формирования процесса сочинения дошкольниками сказок и его влияние на общий уровень воображения.

Актуальность данной статьи заключается в том, что целью нашего исследования становится изучение возможностей развития творческого воображения старших дошкольников в процессе сочинения сказок. В соответствии с целью была изучена психологическая литература по теме исследования, выявлены особенности творческого воображения старших дошкольников; подобраны методы, адекватные цели исследования, проведен констатирующий эксперимент, проанализированы полученные результаты; разработана и апробирована система занятий, направленных на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок, проведена повторная диагностика с целью анализа эффективности развивающей работы.

Практическая значимость проделанной работы заключается в возможностях использования педагогом систем занятий, направленных на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по формированию способности к придумыванию сказок и их рассказыванию.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Рассмотрим особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста, которые выделили психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин. 

Л. С. Выготский характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение — позволяющее на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение — благодаря которому создается принципиально новый образ.

В. В. Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения. Образы и представления детей-дошкольников гибки и динамичны, что позволяет ребенку старшего дошкольного возраста вычленять разные свойства этих образов, переносить их на другие образы, создавать новые образы, — писал В. В. Давыдов.

Д. Б. Эльконин утверждает, что развитие воображения детей связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий.

В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Опорой служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок начинает сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Однако, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно его взволновало, увлекло, поразило: прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно подбирают готовое оборудование.     

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх.

К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

-       Произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

-       Возникновение воображаемого плана её реализации.

Появление произвольного воображения психологи связывают с усложнением деятельности и общения детей. В частности, первые образы произвольного воображения создаются ребенком под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре.

Выделим еще несколько характерных для воображения старших дошкольников особенностей. В процессе создания творческих образов дети старшего дошкольного возраста пользуются как комбинированием ранее полученных представлений (представлений памяти), так и их преобразованием, осуществляемым путем анализа и синтеза имеющихся представлений и актуальных восприятий. Широко распространенным приемом создания творческих образов служит гипербола. Преднамеренно, порой гротескно, преувеличивая какие-либо качества объектов или явлений, доводя их до крайности, абсолютизируя, дети старшего дошкольного возраста создают резкие противоположности, доступные пониманию. Так, например, в рассказах и сказках, сочинённых детьми, даже главные герои описываются без полутонов и нюансов. Главные герои, либо воплощение всех отрицательных качеств, либо — «ангелы во плоти».

Хорошо известна также анимистичность образов, создаваемых детьми. Часто в своем воображении ребенок наделяет неодушевленные предметы атрибутами живого, придают мертвой материи, физическим явлениям антропоморфические черты. Высокого уровня развития достигает мышление по аналогии. В плане воображения старшие дошкольники легко переносят качества одного предмета на другой, нередко прибегают к метафорам. Таким образом, Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

Итак, проанализировав особенности воображения детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы.

Воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты:

1)                 в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения — фантазирование;

2)                 ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;

3)                 воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;

4)                 воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада была организована по двум направлениям: игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста, учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).

Далее в обучении дошкольников сочинению сказок опираемся на методику В. Я. Проппа. Согласно данной методике каждая «функция» наглядно представлена в виде иллюстрации или схемы на отдельных картах. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй [40]. В работе с дошкольниками были использованы четырнадцать наиболее часто употребляемых в детских сказках функций:

-          «отлучка героя из дома» (символическое обозначение — уходящая вдаль дорога);

-          «запрет» (символическое обозначение — восклицательный знак);

-          «нарушение запрета» (символическое обозначение — перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);

-          «неприятность, задача» (символическое обозначение — вопросительный знак);

-          «встреча с недругом и его сверхъестественная сила» (символическое обозначение — оскаленная волчья пасть);

-          «встреча с другом» (символическое обозначение — протянутая рука (помощь);

-          «превращение» (символическое обозначение — маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);

-          «поиск пути» (символическое обозначение — компас);

-          «погоня» (символическое обозначение — бегущий человек);

-          «обман» (символическое обозначение — маска),

-           «получение героем волшебного дара» (символическое обозначение — ключ);

-          «битва с врагом» (символическое обозначение — два скрещенных мяча);

-          «наказание» (символическое обозначение — кнут);

-          «победа» (символическое обозначение — латинская буква «V») и «счастливый конец (свадьба)» (символическое обозначение — два обручальных кольца).

На втором этапе обучения сочинению сказок по методике В.Я Проппа заменяем сюжетные изображения сказочных функций на схематические. На занятиях и работая индивидуально с детьми, выстраиваем множество схем по содержанию различных сказок («Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др.) с помощью которых дети с легкостью пересказывают сказки. После того как дети освоят схематическую конструкцию сказки, предлагаем выложить ту или иную модель знакомой сказки. На втором этапе вся работа была направлена на то, чтобы дети осознали характерные особенности жанра сказки (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционности приемов развития и построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), повторности, троекратности эпизодов, приемов «от большого к малому», «от малого к большому». Детская деятельность на втором этапе состоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и использовании этих средств в собственном творчестве.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволил перейти к следующему (третьему) этапу работы — сочинению сказок. На этом этапе работы с детьми названным «творческим» придумываем с детьми коллективные сказки по заранее составленной схеме. Эти сказочные истории обязательно записываем в книгу волшебных сказок, иллюстрации к которой рисуются детьми в свободное время. Далее приступаем к обучению воспитанников придумывать истории по готовым моделям, состоящим не более чем из пяти-шести функций.

Проанализировав опыт педагогов и психологов мы отобрали и систематизировали разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок:

-       Моделирование сказок.

-       Сказки с новым концом.

-       Знакомые герои в новых обстоятельствах.

-       Коллаж из сказок.

-       Сказки по-новому.

-       «Перевирание» сказок.

-       Сказки по смешанным образам.

-       Цветные сказки.

-       Сказки от превращений.

-       Случайные сказки.

-       Музыкальные сказки.

-       Экологические сказки.

-       Сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов

Результаты проделанной работы позволили нам предположить, что формирование у детей способности к придумыванию сказок и их рассказыванию будет способствовать развитию воображения в старшем дошкольном возрасте.

Формирование способности к придумыванию сказок играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной, выразительной речи, ее словаря, а также способствует активизации детского воображения и мышления в целом. Сказка, как жанр авторского и народного словесного искусства является одним из источников возникновения творческого речевого самовыражения дошкольников при сочинении ими собственных сказок.

Литература:

1.   Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Питер, 1997. — 251с.

2.   Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Норма, 1996. — 176с

3.   Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2005. — 276с

4.   Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Элькоини. — М.: Просвещение, 1999. — 136с..

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle