Библиографическое описание:

Рыбина И. С. Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 167-171.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации.

В. Франкл «Человек в поисках смысла»

Статья посвящена определению проблемных точек соприкосновения аспектов самореализации, нравственности и профессионального становления личности. Представлено изучение феномена самореализации в разных (философия, социология, психология, педагогика) областях научного знания. Нравственность рассматривается как ключевая проблема современного общества, как субъектное качество личности, как основа профессиональной самореализации. Обозначены противоречия, снятие которых позволит подойти к решению вопроса профессионально-нравственной самореализации субъектов педагогического процесса на качественно ином уровне.

Ключевые слова: самореализация, нравственность, профессиональное становление.

Современное развитие различных отраслей науки, доступность информационного пространства и инновационных технологий задают высокий уровень профессиональной конкуренции и усиливают темп возможных изменений, касающихся всех сфер жизнедеятельности человека. При этом становление «человеческого в человеке» в процессе глобализации общественного сознания проходит сложный этап, суть которого заключается в противоборстве духовно-нравственных и материальных ценностей саморазвития. Данные тенденции, предоставляя возможности для успешной самореализации человека во многих сферах, одновременно предъявляет более высокие требования к таким нравственным качествам личности, как ответственность, честность, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, порядочность и т. д. Невольно возникает вопрос, каким образом должно быть организовано жизненное пространство человека, способствующее самореализации из потенциальной возможности, имеющейся у каждого, стать реальностью для максимально большего количества людей.

Период профессионального образования является особым этапом личностного становления каждого человека, поскольку в этот момент кроме постижения специальных знаний утверждается его нравственная позиция. Например, в исследованиях А. Е. Воробьевой, А. Б. Купрейченко доказано, что пик эмоциональной включенности в активное соблюдение нравственных норм и приверженности миросозидательной ориентации приходится именно на студенческий возраст 24–29 лет [1]. Таким образом, можно говорить, о необходимости культивирования нравственных ценностей и профессионально-нравственных качеств личности через систему высшего образования. Это обусловливает актуальность активизации профессионально-нравственной самореализации личности на качественно новом уровне ее понимания в педагогическом процессе.

Феномен самореализации (самоактуализации) разрабатывается в разных гуманитарных областях: философии, социологии, психологии и педагогики. На философском и социальном уровнях выявляется статус самореализации как научной, общекультурной категории и как явления духовной, нравственной жизни человека (М. Вебер, Ю. Р. Вишневский, Б. С. Гершунский, А. К. Исаев, И. Н. Индинов, В. С. Соловьев, П. Сорокин, Г. К. Чернявская и др.). В концепции жизнетворчества самореализация связывает индивидуальное и социально-культурное начало в жизни конкретного человека (К. А. Абульханова-Славская, И. Ф. Ведин, Л. Н. Коган, Н. Л. Кулик, Л. В. Сохань, Е. Н. Тихонович и др.). Так А. К. Исаев рассматривает самореализацию, как социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности конкретного человека [2]. В исследованиях Г. К. Чернявской самореализация связана с нравственными проблемами общества. В ее понимании, процесс самореализации представляет собой осуществление человеком себя ради пользы обществу, через единство познания и практики, самодеятельности и социальной активности личности [7].

На психологическом уровне раскрывается сущность понятия «самореализация», описывается его структура, виды, определяются детерминация и механизмы (Л. А. Анцыферова, Е. Е. Вахромов, В. Е. Галажинский, В. Е. Клочко, А. Д. Леонтьев, А. В. Петровский и др.). Отдельные исследования посвящены профессиональной самореализации (Е. И. Дворникова, Л. А. Коростылева, Ю. Н. Кулюткин, И. О. Логинова, и др.). Так Л. А. Коростылева понимает под самореализацией «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [3, c. 8]. А. И. Крупнов и С. И. Кудинов рассматривают самореализацию, через совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности [4].

На педагогическом уровне содержание понятия «самореализация» раскрывается через близкие понятия «самоактуализация», «самоосуществление», «саморазвитие», «профессиональное и личностное самоопределение», «самовоспитание» (М. Р. Гинзбург, В. Г. Маралов, Э. И. Новиков, Л. И. Рувинский, Г. Н. Штинова). В парадигме личностно-ориентированного обучения самореализация трактуется как одно из основных условий развития потенциала личности (Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Важными направлениями педагогического исследования самореализации субъекта обучения являются: во-первых, специфика организации творческой образовательной среды как фактора, оптимизирующего данный процесс (С. К. Бондырева, М. А. Васильев, А. П. Фадеева, В. В. Ягодкина), во-вторых, особенности профессиональной самореализации педагогов (Т. И. Барышникова, И. Ф. Исаев, П. Ф. Каптерева, Л. М. Митина, Л. Н. Иванова, С. А. Пятаева). Само понятие «самореализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала в образовательном процессе, за счет слияния уникальной личности и объективного мира (В. В. Козлов, М. Ю. Коваленко, Т. Н. Розова, Н. Н. Обозов).

Таким образом, можно утверждать, что теоретические подходы к рассмотрению феномена и понятия «самореализация» представлены достаточно обширно. В работах, посвященных проблеме самореализации, приводится новая концепция человека, а именно человека целостного, развивающегося и деятельного (Ю. Е. Зайцева, И. Д. Егорычева, В. В. Козлов, С. И. Кудинов, Л. А. Коростылева). При этом на наш взгляд, требуют дополнительного осмысления вопросы нравственного компонента самореализации личности, следует также отметить, что термин «профессионально-нравственная самореализация» почти не используется.

Часто в литературе понимание «нравственности» сводится к правильному соблюдению моральных устоев, т. е. выполнение совокупности норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность, по определению И. С. Марьенко, есть «неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда» [5, с.7]. Рассмотрение же «нравственности», как субъектного качества личности, позволяет объединить такие свойства, как доброта, порядочность, сознательность, честность, справедливость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность. Они несут потенциальную способность выступать «внутренним регулятором поведения человека» (Д. Н. Узнадзе, Г. Х. Шингаров), как проявления его отношений «к миру», «к другому человеку», «к себе» (С. Л. Рубинштейн, А. И. Титаренко). Нравственность напрямую зависит от ценностей и ценностных ориентаций, являющихся ее цементирующим началом, вокруг которого вращаются помыслы и чувства человека (А. Г. Здравомыслов, В. И. Слободчиков). Ценности определяют решение многих жизненных вопросов, выражающих суть «нравственного смысла человеческого бытия» (В. А. Ядова), а опосредованно — и наиболее общие «культурно-исторические условия и перспективы развития целого общества» (А. И. Титаренко).

Психологические и педагогические исследования последних лет в области духовно-нравственного развития человека констатируют выхолащивание нравственности из личности, подмену ценностей и смыслов, а не их личностную переоценку и культивацию (М. И. Воловикова, И. З. Гликман, А. Л. Журавлев, Л. П. Илларионова, А. Б. Купрейченко, В. Г. Морогин, Н. Д. Никандров). Трансформация нравственных идеалов и ориентиров в обществе, провоцирует ценностный нигилизм, эгоизм, конформизм проявляющейся чаще всего в поведении молодежи (В. В. Абраменкова). А. В. Юревич в своих исследованиях констатирует, постепенное отчуждение человека от труда, от получения образования, от культуры, что приводит к нравственному опустошению личности и «разрастанию сферы потребления» [8]. При этом забывается «золотое правило нравственности» (А. А. Гусейнов), утрачивается доверие и ответственность между людьми в условиях «положительного значения различной свободы» (А. Л. Журавлев, А. В. Юревич). Подмена ценностей оборачивается ориентацией на приобретение главным образом знаний и умений, позволяющих достигать материальные блага «здесь и сейчас». Выбор специальности и получение образования носит формальный характер, обусловленный просто необходимостью любого диплома, престижем профессии, ее дальнейшей материальной прибылью. Такие понятия как «польза обществу», «решение глобальных проблем страны», «личный вклад на благо Родины» ушли из нашего обихода и сознания. Большая часть современных людей настроена «выкачать» все возможные ресурсы (природные, культурные, профессиональные, информационные и т. д.) ради единовременной выгоды.

Как отмечают многие ученые, современная проблема профессионального становления и профессиональной деятельности напрямую связана с социальными изменениями в обществе, решение которой не возможно без обращения к вопросам самореализации и нравственности личности (А. А. Бодалёв, Ю. М. Забродин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова). Самореализации рассматривается как способ и цель раскрытия профессионально-личностного потенциала, имеющего двухсторонний характер в развитии себя и окружающей действительности, поскольку, она является одним из ведущих механизмов развития личности, позволяющим человеку двигаться к личностной зрелости и вершинам профессионализма в процессе перехода «от формально-ролевого взаимодействия к личностно-смысловому» (М. Н. Аплетаев). Нравственность же, являясь внутренним регулятором поведения и отношения человека (Т. А. Ильина, В. Н. Мясищев), определяет смыл любой профессии, заключающийся в общественно полезной деятельности (Н. С. Пряжников). Следовательно, становление профессионала должно быть связано с саморазвитием его нравственности, уважением труда другого человека, постижением личностного смысла своей профессиональной деятельности и раскрытия своего профессионально-нравственного потенциала в ней (самореализации).

К сожалению, в современном мире реально доминируют совсем иные «парадигмы». Так Э. Фромм, указывает на пропаганду «рыночной личности», на превалирование «рыночного» типа мышления, которое «имеет огромное влияние на нашу систему образования, от начальной до высшей школы цель обучения — накопить как можно больше информации» [6]. Зачастую это приводит к неосмысленному обучению, размытости общечеловеческих и индивидуальных ценностей, несформированности духовно-нравственных качеств личности будущего профессионала. Мы забываем, что вся наша жизнь незримо пронизана нравственными взаимоотношениями, извечной борьбой «добра» и «зла», имеющей педагогические корни. На это неоднократно указывали классики педагогики: «нравственно-духовное развитие системообразующий фактор образования» (В. А. Сухомлинский); «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы разными познаниями» (К. Д. Ушинский); «образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека» (И. А. Ильин); «прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах, духовности и нравственности есть регресс» (П. Ф. Каптерев). Именно поэтому, формирование «нравственного ядра» саморазвития личности будущего профессионала призвана реализовать целенаправленная система обучения и воспитания. Следовательно, сегодня на первый план выходят проблемы развития и реформирования системы образования, которая является тем местом, где происходят основные, может быть решающие события для становления и развития каждого человека. Но для этого необходимы иные критерии образованности, иные основания обучения и воспитания, то есть ценностно-смысловые основания — то, ради чего, во имя каких конечных целей мы учимся, получаем профессию (В. В. Абраменкова), саморазвиваемся и самореализуемся. Таким образом, остро встает проблема качественного овладения профессией и добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей каждой личностью, основой которых является начало нравственного саморазвития субъекта образовательной деятельности.

В этом контексте, особого внимания заслуживает ценностно-смысловая подготовка профессионалов гуманитарного профиля (педагог, психолог, воспитатель), способных нравственно самореализовываться как в жизни, так и профессиональной деятельности. Именно они в дальнейшем смогут повысить общее «нравственное качество человеческих ресурсов» (Н. В. Бордовская), так как, объектом и одновременно субъектом их психолого-педагогического труда являются живые люди. Это обстоятельство существенно усложняет «нравственную жизнь» представителей этих профессий, повышает их морально-нравственную ответственность перед обществом и самим собой. Нравственная позиция педагога, психолога, воспитателя заключается в «реализации ключевых ценностей, жизненных смыслов как системообразующих ядер человекомирных отношений» (В. Н. Сагатовский). К субъектам «помогающих» профессий (helping professions) предъявляются не только требования обычной трудовой морали, но и требования профессиональной нравственности.

Теоретические предпосылки исследования профессиональной и нравственной самореализации субъектов образования свидетельствует о том, что заявленная проблема — одна из ключевых в структуре современного гуманитарного знания. Несмотря на обилие научных разработок и вклад диссертационных исследований за последние десять лет в решение проблем самореализации субъектов педагогического процесса и внедрения нравственного компонента в систему образования, многие вопросы остаются открытыми. Анализ научной литературы показал, что если проблемы творческой, личностной, профессиональной самореализации получили многостороннее развитие, то вопросы нравственной самореализации личности при получении профессии не были сформулированы и достаточно разработаны педагогической наукой и в настоящий момент являются новой проблемой. Спорным остается аспект определения условий активизации профессиональной самореализации в образовательном процессе, решение которого не может быть осуществлено без обращения к нравственным компонентам личности.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий на разных уровнях. На социальном — между потребностью общества в культивировании морально-нравственных ориентиров и снижением нравственного акцента в институтах социализации (семья, детский сад, школа, высшие учебные заведения); между потребностью государства в профессионалах с высокой степенью профессионально-нравственной самореализации и недостаточной практической готовностью высшего профессионального образования реализовать эту стратегию развития. На теоретическом уровне — между отсутствием четко выделенных, методологически обоснованных, методически разработанных условий активизации профессионально-нравственной самореализации субъектов образовательного процесса и наличием огромного теоретико-методологического материала, посвященного проблемам самореализации, нравственности, развития личности в профессии, на стыке смежных научных областей: философии, педагогики, психологии, этики, социологии. На практическом — между традициями когнитивной трансляции материала преподавателями в вузе и необходимостью создания особых условий активизации профессионально-нравственной самореализации субъектов в образовательном процессе содеятельности; между отсутствием программы с адекватной системой технологий, форм и методов активизации профессионально-нравственной самореализации и необходимостью индивидуального выбора этих компонентов со стороны преподавателя как тьютора образовательного вектора развития личности будущего профессионала; между необходимостью оценки эффективности условий психолого-педагогического обеспечения профессионально-нравственной самореализации субъектов образовательного процесса и отсутствием соответствующего комплекса диагностических методик.

Таким образом, содной стороны: возрастает потребность в профессионально подготовленных и нравственно развитых специалистах (бакалаврах, магистрах) гуманитарного профиля (педагог, психолог, воспитатель), способных обогащать духовно-нравственное развитие общества и отвечать запросам экономико-политической стратегии развития страны, ас другой: констатируется недостаточная разработанность теоретико-методологических и организационно-методических условий активизации и развития нравственной самореализации в системе высшего образования.

Анализ сложившейся в обществе социально-экономической ситуации и научно-исследовательской позиции ученых, относительно вопросов нравственности и профессиональной самореализации личности, приводит нас к некоторым заключениям, которые определяют основу нашего исследования. Во-первых, требуется осмысление (уточнение) феномена профессионально-нравственной самореализации субъектов гуманитарного образования как педагогического явления: определить показатели и уровни ее сформированности. Во-вторых, целесообразно разработать структурно-функциональную модель профессионально-нравственного становления субъектов гуманитарного образования, которая позволит описать механизмы личностной и профессиональной самореализации личности в образовательном процессе. В-третьих, необходимо теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс организационно-педагогических и психолого-педагогических условий активизации профессионально-нравственной самореализации субъектов образования в вузе гуманитарного профиля. В-четвертых, следует разработать нравственно-ориентированную технологию профессионального самообразования (смыслообразования), отличающуюся доступностью реализации для главных субъектов (преподавателя и студента) образовательной системы, основанную на ценностно-смысловом взаимосодействии, внутренней мотивации, профессионально-нравственной рефлексии и нравственной активности.

Литература:

1.                  Воробьева А. Е., Купрейченко А. Б. Нравственное самоопределение разных социально-демографических групп молодежи. // Психологический журнал. — 2011. — Т. 32. — № 1. — С. 22–33.

2.                  Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1993. — 16 с.

3.                  Коростелева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 222с.

4.                  Кудинов С. И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика: Сб. региональной межвузовской научно-практической конференции. — Уфа: Изд-во Восточный ун-та, 2007, С. 37–41.

5.                  Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М., 1985г., 364 с.

6.                  Фромм Э. Человек для себя. — Минск.: Харвест, 2003г., 352 с.

7.                  Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности. Дис. …д-ра филос. наук. СПб., 1994. — 263 с.

8.                  Юревич А. В. Нравственное состояние современного Российского общества. // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30. — № 3. — С. 107–117.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle