Библиографическое описание:

Качур А. Н. Концептуально-методологические основы обучения языку в начальной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 96-99.

Для каждого человека очевидным является органическая связь языка с общечеловеческой способностью познавать мир и вносить в него свой опыт. Язык является средством человеческого общения, мышления, средством познания действительности. Язык — способ бытия этнического самосознания. Родной язык связывает современные и прошлые поколения в единое язычно-национальное сообщество. Он аккумулирует опыт многовековой жизни народа и обеспечивает его передачу. Каждый сознательный гражданин любой страны, который знает и гордится своим прошлым, заботится о своем настоящем и будущем, должен овладеть родным языком — этой сложной отраслью языкознания.

Из бытия нашего родного слова как бытие нашего духа начинается сознательная жизнь человека. С нашего думанья начинается наше приобретение. Ум, наше сознание, начинают прозревать, следовательно более полной, богаче становится сфера бытия нашего слова и сфера действенного бытия, растут интеллектуальные потребности.

Начальное образование закладывает фундамент, основу в формировании и развитии личности школьника; формирует умение учиться, познавать окружающий мир, анализировать, сравнивать, логически и креативно мыслить, четко и правильно выражать свои мысли. С помощью языка, начальных знаний о диалектических закономерностях его построения в младших школьников закладываются основы мировоззрения, формируется отношение к языку, истории, культуры и литературы своего народа.

Исходным в обучении учащихся является понятие «образование», под которым понимаем духовный облик человека, формируется под влиянием моральных и духовных ценностей, которые являются достоянием ее культурного развития в определенной среде, а также процесс воспитания, самовоспитания, изменения под влиянием окружения, общества в целом, то есть процесс воспитания личности человека. При этом главным является не объем знаний, а сочетание последних с личностными качествами, умение самостоятельно распоряжаться своими знаниями [6, с.12]. Начальная школа призвана привить ученикам осмысленное отношение к языковым фактам, научить их ориентироваться в языковых структурах; сформировать научно правильные представления по фонетике и графики, лексики, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса). Все обучение должно быть направлено на организацию и совершенствование речевой деятельности детей, на овладение средствами связных высказываний в устной и письменной формах. Поэтому среди предметов начального школьного курса решающая роль в обучении, воспитании и развитии личности принадлежит языку. Учебный, учебно-познавательный и самообразовательный процесс невозможен без языка.

Ученики овладевают родным языком, изучив разветвленную систему знаний о языке, его структуре, основных единицах и способах сочетания этих единиц в тексте, а также через речевую деятельность, через восприятие речи. От умений и навыков по языку (читать, спрашивать и отвечать, рассказывать, пересказывать услышанное и прочитанное, выражать свои мысли устно и письменно) зависит успех школьника в овладении знаниями из всех предметов, его общее развитие, кругозор.

Ученики усваивают сведения по фонетике, лексикологии, грамматики, стилистики, усваивают словарный состав языка и правила пользования ими, учатся строить свои высказывания с целью общения. В процессе усвоения совокупности языковых знаний, выработки речевых умений и навыков формируется языковая личность. Это индивид, обладающий совокупностью способностей и характеристик, обусловливающих создание и восприятие им текстов, отличающихся уровнем структурно-языковой сложности и глубиной и точностью отражения действительности, человек, который свободно и легко отзывается по любым вопросам, проявляя высокий уровень языковой культуры, заботясь о качестве своей речи.

Обучение языку направлено на формирование и развитие языковой личности, которая любит, знает и бережет родной язык, с уважением относится к нему как к государственному языку, владеет его выразительными средствами, пользует его в своей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. В понимании лингвиста языковая личность — это многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности, а с другой — по уровням языка: фонетике, грамматике и лексике. Язык как язык изучения и обучения является средством формирования и развития языковой личности, национально сознательного гражданина своей страны.

В сознании ребенка с помощью речевого общения формируется смысловое языковое поле логически-лингвистического процесса, в котором язык выступает не как механическое орудие коммуникации, а как эвристический элемент самого процесса познания. Когда мы изучаем язык в раннем возрасте, не осознавая ни сам язык, ни процесс обучения, он структурирует для нас само пространство нашего существования, типы объективаций и типы ощущений, типы восприятия. Различаем мы разнообразие ощущений и восприятий благодаря языку. Другими словами речь оформляет саму систему нашего жизненного мира, систему дифференциации, в которой мы живем.

Процесс обучения языку с точки зрения возникновения, трансформации и взаимодействия различных научно-педагогических парадигм открывает возможности для систематизации эмпирического материала, для осмысления генезиса научно-педагогического знания, способствует пониманию общей направленности движения.

Изучение языка — это сложный образовательный процесс, характеризующийся эдукационной целью, содержанием, принципами и технологией обучения. Для достижения цели учебы языка в четырехлетней начальной школе необходимо использовать широкий арсенал форм, методов, приемов, который обеспечит системно описательный и комуникативный подходы в учебе языка.

Образовательный процесс в начальной школе направляется на достижение результатов учебы учеников начальных классов — сформированных ключевых и предметных компетентностей. Изучение языка необходимо рассматривать как деятельность педагога и деятельность учащихся. Учитель должен научить ученика выражать свои мнения, сознательно относиться к собственным устным и письменным высказываниям, развивать вещание школьников, должен формировать у школьника навыки самопознания, абстрактного мышления, умения видеть взаимосвязь явлений.

Основное требование обучения языку — это такое структурирование учебного материала, которое обеспечивает усвоение языкового явления, как части системы в целостной системе, в внутри предметных взаимосвязях. Все компоненты системы тесно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Изменение одного или нескольких компонентов может повлиять на поведение всей системы учебы. Целостность системы учебы языка предопределяется внутренними связками ее компонентов, в результате которых возникает новое качество, не характерное отдельным ее компонентам.

Методологическую основу обучения языка составляет система философских взглядов, лингводидактичных, психологических, менеджерских основ процесса изучения языка. Лингводидактика непосредственно касается процесса обучения языку и речи и способствует воспитанию школьников в этом процессе, то учитывает достижения и таких наук, как: психолингвистика, психология, педагогика. Важным является учет психолого-педагогических требований к процессу обучения: применение проблемных подходов и проблемно-познавательных задач, индивидуально-дифференцированного обучения, реализация дидактических принципов (постепенного наращивания трудностей, научности, доступности, развивающего обучения). Методологической основой методики преподавания языка, как и каждой науки, есть философия, ее законы и закономерности. Методика, анализируя практику обучения, изучает ее достояние, теоретически обосновывает их, берет на вооружение и рекомендует к использованию. Исходя из философской теории познания как творческого процесса отражения реальной действительности, методика применяет достижения в области смежных наук, связанных с процессом усвоения других языков, проектирует возможности внедрения методов и приемов обучения, которые уже на начальном этапе обеспечили высокий уровень коммуникативных умений на основе элементарных знаний о языке.

Система преподавания языка в начальной школе формируется под влиянием социально-политические, экономические и педагогические условия, что и вызывает своеобразие каждого периода ее развития. Руководящие органы образования через законодательные акты и нормативные документы реализуют поставленные обществом цели и организуют процесс обучения.

На эволюцию целей и содержания, технологий обучения языка в младших классах, кроме государственных процессов, влияют изменения в методике обучения языку в начальной школе. Ученые и методисты-практики доказывают истинность своих взглядов и обогащают методику обучения языку собственным педагогическим наследием. Основные тенденции и противоречия функционирования языка в школе обусловливают направления и составляют контекст и дискурс этого развития. Особенности обучения языку в школе отмечаются в научное наследие общественных, общественно-политических деятелей, лингводидактов.

Содержание образования, обусловлено целью и задачами воспитания, должно обеспечивать неразрывную связь обучения с жизнью, теории с практикой, основываться на национальной основе, отражая специфику и особенности исторических, социально-политических, культурных, философских, религиозных и других факторов жизни народа, находя свое выражение в обучении на родном языке. Учебный материал должен быть доступен для учащихся конкретной возрастной категории, максимально способствовать формированию научного мировоззрения, интеллектуальных, духовных, морально-эстетических качеств личности.

Материальным носителем содержания языка как учебного предмета, средством его реализации является учебник, поэтому разработка и создание учебников — приоритетная задача развития национального школьного. Качество школьных учебников зависит от многих факторов: социальных, психолого-педагогических и экономических. Социальные факторы определяют переосмысление целей общеобразовательной подготовки учащихся с учетом социального фактора, предусматривают сложную диалектическое единство общечеловеческого и национального; отражение этих целей в теоретико-методологических подходах к разработки содержания школьного образования, научно обоснованный отбор этого содержания, его полноценная репрезентация в школьных учебниках как содержательной модели процессу обучения. Психолого-педагогические факторы проявляются в учете достижений психолого-педагогической науки, определяют структуру и продолжительность общеобразовательной школы, содержания образования для учащихся начальной школы, которое воплощается в дидактических средствах обучения. Экономические факторы влияют на качество полиграфического и художественного оформления учебной литературы и на количественное обеспечение начальных школ учебными пособиями, пособиями, демонстрационно-раздаточным материалом.

Овладение речью как средством общения, познания и воздействия — необходимая составляющая становления и развития духовно богатой, социально активной личности, способной плодотворно и творчески работать в различных сферах общественной деятельности. Результат изучения языка может исследоваться в двух аспектах: как результат системы, фиксированный в форме стандартов, и как результат для самого человека, его опыт (как совокупность сложившихся личностных качеств, знаний и умений, позволяет ему адекватно действовать в динамических условиях жизни).

Изучение языка рассмотрено как диалектический процесс познания явлений реальной действительности, связанных с самим языком и его закономерностями. Такой взгляд на систему изучения языка в начальной школе дает возможность рассматривать его как системообразующее явление, которое включает в структуру ряд взаимосвязанных компонентов, каждый из которых может быть представлен и исследован как новая система. Системный подход в рассмотрении процесса обучения языку помог полнее и глубже понять этот феномен.

Определение основных принципов изучения языка в школе позволяет видеть историко-педагогическое становления и развития этого направления через призму современного понимания его роли и места в системе формирования личности в начале XXI века. Конструктивно-критический анализ опыта, накопленного в предыдущие годы, и определения всего ценного, что может быть на современном этапе, является важным источником для разработки стратегии современного образования. Именно историко-педагогический подход дает возможность понять закономерности поступательного развития педагогических явлений, их обусловленность общественными социально-экономическими и другими процессами, выявить их взаимосвязь, оценить современное состояние педагогического процесса и направления его дальнейшей эволюции.

Литература:

1.                  Бєляєв, О. М. Лінгводидактика рідної мови: навчально-методичний посібник/ О. М. Бєляєв. — К.: Генеза, 180 с.

2.                  Шоробура, І.М. Від творчого пошуку до педагогічних інновацій: навч.посібник/ І.М.Шоробура, А. А. Григор’єва. — Хмельницький: ХГПА. — 205 с.

3.                  Енциклопедія освіти/ гол.ред. В. Г. Кремень. — К.: Юрінком Інтер, 2008. –1040 с.

4.                  Качур, А. М. Українська мова в українських школах Наддніпрянської України за часів Центральної ради: мрії чи реальність/ А. М. Качур// Педагогічний дискурс. — 2012. — Вип.11. — С.113–117

5.                  Скуратівський, Л. В. Українська мова як шкільний предмет// Енциклопедія освіти/ гол.ред. В. Г. Кремень. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — С.931–933

6.                  Шоробура, І.М. Шкільна географічна освіта в Україні: історія, проблеми, перспективи/ І.М.Шоробура. — Хмельницький, 2008. — 456 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle