Библиографическое описание:

Галица Е. В. Социокультурный аспект качества современного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 1-3.

На современном этапе развития образования всё большее внимание уделяется его качеству. Данный аспект интересует и социологов, и психологов, и педагогов. Безусловно, мощный импульс для исследований социокультурного аспекта качества современного образования дал Болонский процесс, который поставил перед российской системой образования ряд вопросов, которые требуют решения для успешного интегрирования в общеевропейское образовательное пространство.

Болонская декларация, подписанная в сентябре 2003 года, в настоящее время является основой всех изменений в образовании. Россия формально присоединилась к Болонскому процессу с 1 сентября 2009 года и взяла тем самым обязательства привести всю систему образования в соответствие с принципами этого процесса к 2010 году. Каковы же основные требования общеевропейской системы≤ Некоторые ученые считают, что большинство преобразований всё-таки направлены на совершенствование качества образования и достижение единых стандартов, что даст только положительный эффект.

Итак, основные требования Болонской системы сводятся к следующему: введение многоступенчатой системы высшего образования — бакалавр — магистр — степень доктора наук (аналог нашего кандидата наук). Традиционного непрерывного 5-летнего обучения специалиста, ни более высокой, российской степени доктора наук схема не предполагает. Отказ от старых учебных планов и разбивка учебного плана на модули. Какие курсы слушать и сдавать, выбирают сами студенты. В результате, каждый студент учится по индивидуальной траектории. Переход на кредитно-зачетную систему ECTS (European Credit Transfer System), которая дает возможность сопоставить глубину курсов, пройденных в ВУЗах разных стран. 1 балл-кредит составляет, как правило, 25–30 часов. И последнее — на первый план выходит не теоретическая подготовка, а умения и навыки, которыми овладел студент за годы обучения. Требования кажутся вполне логичными и актуальными, но всё же есть моменты, смущающие работников образования.

Во-первых, насильственный характер Болонского процесса в нашей стране — чего нет ни в одной европейской стране. Только у нас ВУЗам диктуется сверху, сколько и каких выпускников готовить и насаждают бакалавриат. Все остальные страны сумели привязать свои нетрадиционные квалификации к основной модели, вписав свои системы образования в Болонскую.

Специалисты отмечают, что существуют некоторые трудности по реализации и внедрению Болонских положений. Например, отсутствие эффективной системы нормативно-правового и финансового обеспечения. Новый закон об образовании был принят только в 2013 году, а привести систему образования в соответствие должны были к 2010. Кроме того, в России недостаточна финансовая база для обеспечения Болонского процесса, но ряд требований, таких как переработка или написание совершенно новых рабочих программ, пересчет часов в кредиты, направление студентов базовых ВУЗов на обучение за границу, предоставление консультаций иностранным студентам по вопросам обучения в российских университетах, разработка и заполнение приложений европейского образца к диплому — все эти требования выполнимы при условии больших временных и финансовых затрат.

Другой, не менее важной, трудностью присоединения к Болонскому процессу является экономическая составляющая студенческой мобильности, а вернее несостоятельность большинства студентов обеспечить себе эту мобильность. По замыслу авторов Болонской декларации, реформа должна значительно упростить перемещение студентов в учебные заведения Европы, что повысит качество образования. Но качество образования повысится масштабно только в том случае, если финансовую нагрузку по обеспечению мобильности будут брать на себя министерства и сами ВУЗы, а не студенты и их родители, что в нашей стране пока трудновыполнимо.

Третья проблема состоит в недостаточном, неглубоком знании иностранных языков, что крайне необходимо для единого общеевропейского образовательного пространства. В России нет сложившейся традиции обучения иностранному языку. Вернее, мы пытаемся обучать языку уже с первого или второго класса школы, но из-за отсутствия должной мотивации это обучение пока не даёт ожидаемых результатов. Опять же всё упирается в финансовый вопрос. Необходимо организовывать дополнительные курсы изучения иностранных языков, в частности английского, т. к. еще до поездки в зарубежный университет уровень владения языком должен быть достаточно высоким. Конечно, российские ВУЗы пытаются решить эту проблему, увеличивая количество часов на изучение языков, но только за счет этого она не решится мгновенно.

Наше приобщение к единому образовательному пространству началось с того, что прекратился набор на специалитет и начался набор на бакалавриат (кроме некоторых направлений). Но ни общество, ни работодатели не готовы принять этих выпускников. В российской квалификационной структуре отсутствует четкая преемственность между разными уровнями подготовки. Общество не знает, кто такие бакалавры и не рассматривает их как полноценных участников трудовых отношений. Но для того, чтобы получить более высокую магистерскую степень нужно сдать вступительные экзамены и в подавляющем большинстве заплатить за обучение. При этом абсолютно новых программ никто писать не собирается, а лишь пытаются сократить старые пятилетние до четырехгодичных. В результате, российское образование стало короче и дороже, но рискует поставить под сомнение свое качество. Помимо всего, у нас нет типичной для Европы инфраструктуры.

Итак, появление Болонской декларации с её теоретическими плюсами и вытекающими минусами на практике породило всплеск интереса российских ученых к проблеме качества образования. Согласно федеральному государственному стандарту качество образования — это «комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами» [3], а каким образом оценивать качество образования подробно изложено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4]. Видимо поэтому традиционно вопрос качества образования чаще всего рассматривался как внутренняя проблема системы образования отдельно взятого государства, но с присоединением к Болонской системе мы должны учитывать тенденции, требования и европейского образования. В этом контексте ряд ученых рассматривают эту систему как одно из направлений формирования единого пространства, в том числе образовательного, и создания общеевропейской идентичности. Существует несколько точек зрения на феномен «европейской идентичности», процесс её формирования, но без сомнений остаётся тот факт, что образованию отводится важная роль. При получении образования студенты получат набор стереотипов, нужных для их правильной социальной идентификации. Другой, не мене важной целью единого образовательного пространства является создание нового типа человека — открытого для воздействия, способного к взаимодействию, максимально коммуникабельный, стандартизированный. Единые стандарты позволят жить в конкретном месте, но с лёгкостью ориентироваться в окружающем мире, в современных тенденциях и реалиях. Человек по своему желанию сможет включаться в тот или иной социум, приобщаться к культуре. Но для безболезненного включения индивида в другую культуру она должна быть максимально близка его собственной. Единая унифицированная культура в современном обществе достигается образованием. Поэтому европейские общества характеризуются культурной однородностью и единое европейское пространство стало реальностью.

Таким образом, ряд вопросов, касающихся качества образования, возник не внутри системы образования, а под воздействием процессов включения России в общеевропейское пространство. Следовательно, и рассматривать проблему качества образования нужно в социокультурном контексте. Молодые россияне, по сравнению с европейцами, демонстрируют ряд специфических ориентаций. Например, огромное количество студентов не собираются работать по получаемой профессии, а рассматривают высшее образование как возможность занять определённое социальное положение, что в свою очередь снижает мотивацию к овладению профессиональными компетенциями. Кроме того, на учебный процесс и его качество значительно влияет современная тенденция: треть студентов очной формы обучения имеют постоянную работу. У этого явления разные причины: от платного образования до необходимости иметь гарантированное место работы после окончания ВУЗа, но важно то, что это не лучшим образом влияет на качество образования. Еще одна интересная тенденция современного образования: чем чаще студенты используют интернет для обучения, тем ниже для них становится ценность образования, они начинают понимать несовершенство всей системы оценивания результатов их деятельности.

Подводя итог, нужно отметить, что проблема качества образования возникает не только из-за внутренних потребностей общества и государства, но из-за процессов глобализации разных сфер жизни, в том числе и образования. Следовательно, для соответствия высокого качества образования недостаточно только управленческих решений внутри системы образования. Качество российского образования сможет оказаться на одном уровне с европейским только при условии изменения социокультурного контекста, то есть при изменении в обществе отношения к образованию как сфере деятельности, к людям, профессионально работающим в этой сфере, к месту образования в системе ценностей.

Литература:

1.    Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 111 с.

2.    Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования («Болонская декларация») (Болонья, 19 июня 1999 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-правового портала «Гарант»

3.    http://standart.edu.ru

4.    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: [сайт].URL:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept (дата обращения 28.10.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle