Библиографическое описание:

Полушина Н. В. Использование инновационных технологий в работе с бумагой [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-53.

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете -ребёнок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное — счастливым!

Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление.

Стремление к творчеству — замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Возникали и развивались художественные ремёсла.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность (продуктивная) выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывает положительное эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс в жизни детей разнообразных видов художественной, творческой деятельности.

Главная задача, которая стоит перед педагогами — развитие творческих способностей детей. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно≤ Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях≤ Именно эти вопросы поможет решить работа с бумагой.

Одно из величайших открытий — изобретение бумаги. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить поделки, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат — она даёт большой простор для фантазии детей. Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму.

Тема, над которой я работаю актуальна тем, что обновление современного общества во всех сферах и связанная с ним активизация человеческого фактора делают неотложной задачу формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности. В решении этой задачи существенная роль принадлежит дошкольному возрасту. А конструирование из бумаги, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает большими возможностями в их развитии. В таком конструировании наряду с конструктивно-техническими умениями /складывать, надрезать, склеивать бумагу и др. / формируются обобщённые способы анализа действий, творческое мышление, способности к организации собственной деятельности. Организованная образовательная деятельность по конструированию и художественному труду с использованием бумаги развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение, формируют у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, приобщают детей к миру технического и художественного изобретательства, развивают эстетический вкус, конструкторские навыки и умения. А главное — развивают личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми.

К тому же бумага, этот удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно.

При обучении детей конструированию из бумаги, я отдаю предпочтение конструированию не отдельных поделок, а разнообразных художественных композиций.

Большое внимание при планировании организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках кружковой работы уделяю нетрадиционным технологиям по работе с бумагой: бумагопластика, оригами, бумажная филигрань или бумагокручение, использованию разнообразной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

В средней группе дети впервые знакомятся с таким видом конструирования как конструирование из бумаги. Именно в этот период они получают первые сведения о бумаге, как конструкторском материале и знакомятся с элементарными способами изготовления бумажных игрушек. Как согнуть листок пополам, как добиться совпадений при сгибе углов и сторон, как приклеивать различные внешние детали (цветы, листья, солнце, звезды и т. д.) к главной форме.

Задача воспитателя — привить детям новые навыки в работе с клеем и с бумагой, чтобы они как можно более точно выполняли задания. Детям пока это очень непросто. С первого занятия дети учатся многим навыкам — контролировать себя, правильно выполнять ту или иную операцию.

Обучение детей я начала со знакомства с бумагой: её видами и их свойствами. С этой целью провела ООД для практического экспериментирования с бумагой: детям раздала разную бумагу и предложила её пощупать, помять, порвать, пошуршать. Дети занимались этим с удовольствием: одни рвали бумагу, другие — скатывали комочки.

Далее дети занимались конструированием из бумажных комочков и жгутов. Они из мягкой цветной бумаги (салфеток) путём сминания делали разные по величине шарики и мастерили различные игрушки, поделки: «Гусеница», «Грибы», «Зайчик», «Снеговичок».

Далее познакомила детей с волшебными полосками. Тематика занятий: «Баранки для кота Неумейки», «Корона из крестиков», «Снежинка», «Цветы из снежинок», «Ваза с цветами». Дети научились делать различные поделки и игрушки из готовых цветных полосок. В ходе работы с бумажными полосками дети научились складывать полоски пополам, находить середину полоски — это подготовило детей к освоению более сложной техники: оригами.

Знакомство с техникой оригами начала со знакомства с историей искусства оригами. В средней группе дети освоили два способа конструирования — складывание квадрата пополам с совмещением противоположных сторон и углов (базовая форма — книжка) и складывание квадрата по диагонали (базовая форма — треугольник). Сначала дети учились складывать базовую форму, а затем конструировали на основе базовой формы какие-либо игрушки и поделки. Темы занятий: «Книжка — малышка», «Ёлочка», «Игрушки — забавы».

Все игрушки и поделки, сделанные детьми, анализировала, обращала внимание на сходство и различия выполненных поделок, разъясняла, что все они сделаны одним и тем же способом, но каждая из них отличается от других дополнительными деталями.

В старшей группе продолжила работу с бумажными полосками. Дети научились из полосок склеивать шар и преобразовывать его в разные игрушки. Темы занятий: «Лебеди на пруду», «Рыбки в пруду», «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко», «Мишка косолапый», «Хвойный лес», «Зайчата».

Очень много красивых поделок можно изготовить из формы обычной ложки, сделанной из бумаги.

Технология работы следующая.

На полоску бумаги накладываем ложку, обводим карандашом её контур и вырезаем по этому контуру. Затем бумажную ложку мочим в воде и прикладываем к обычной металлической ложке. Надавливая пальцами, превращаем бумажную ложку в объёмную. Полученной бумажной ложке нужно дать просохнуть и можно запускать её в работу.

Есть другой способ получения объёмной ложки из бумаги. Для этого нужно сделать надрез до середины ложки и, наложив края надрезов друг на друга, склеить.

Детям очень понравилось конструировать из необычной ложки. Темы занятий: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Цветы», «Совушка, сова — большая голова».

Далее познакомила детей с техникой бумагокручения (квиллинг, филигрань).

Значительный опыт конструирования, приобретённый детьми в течение двух предыдущих лет позволяют вподготовительной к школе группе формировать у них более сложные умения. Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования. В этой группе предъявляются большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; иметь хорошие технические навыки; видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки. В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Дети продолжают совершенствовать умения и навыки при изготовлении поделок в стиле оригами, учатся читать простейшие пооперационные схемы, совершенствуют навыки и умения при использовании техники квиллинг. Большое внимание в этом возрасте уделяю бумагопластике, в результате дети учатся мастерить поделки из бумажных кулёчков, конусов, цилиндров.

Таким образом, использование разной техники при работе с бумагой, начиная с более простых видов свободный доступ к материалам и инструментам являются важнейшими условиями для развития творческой активности детей.

Опыт показывает, что особенности ребёнка-дошкольника таковы, что он с удивлением учиться, любит узнавать новое, приобретать умения, гордится тем, что научился чему-то. Умение использовать при работе с бумагой различной техники рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые образы, конструкции и использовать их в играх и в повседневной жизни.

Литература:

1.      Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги, 1992.

2.      Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности, конструированию, 1985.

3.      Куцакова Т. С. Конструирование и ручной труд, 1990.

4.      Лиштван З. В. Конструирование, 1981.

5.      Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду, 2009.

6.      Новикова И. В. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду, 2010.

7.      Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике, 2006.

8.      Тарабарина Т. И. Оригами и развитие речи, 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle