Библиографическое описание:

Холодкова О. Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 71-74.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе «педагог-класс», высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата [1].

Особенностями работы по формированию учителем благоприятного психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

-           психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, поэтому для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

-           включение в жизнедеятельность класса различных видов искусств;

-           использование игры;

-           формирование общих традиций в классе, участие в общешкольных традиционных делах;

-           создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции учителя по отношению к детям и классу;

-           привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива; поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций: не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

-           создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;

-           развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

-           развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение [2].

Важность психологического климата для развития личности ребенка говорит о необходимости специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями [3].

Важное значение в работе учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников имеет личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированное образование рассматривает механизм личностного существования человека — рефлексия, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. — самоцель образования, достижению которой, в конечном счете, подчинены его содержание и процессуальные компоненты.

Личностный подход невозможен без гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизация образования предусматривает распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизация воспитания и обучения предусматривает реализацию в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановки в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Под гуманитаризацией образования мы подразумеваем установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности [4].

Среди источников целей воспитания, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводится роль исполнителя «проектов» и «технологий». Но педагогическая деятельность — как раз одна из немногих уникальных реальностей, в которых личность не только опосредствует, а именно определяет цель и содержание процесса. Личностная ориентация воспитания предполагает целостность личности воспитания, недопустимость ее отчуждения от его труда, утверждение его уникальности при решении педагогических задач. Педагогический процесс — это еще и самореализация учителя с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. Учительство — это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал. А. В. Луначарский: «...преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель — педагог — внешкольник — формирует самый благородный материал — людские души».

Главное, что должно характеризовать работу педагога — профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение является базой по созданию психологического климата в коллективе, а также характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Ребенок живет на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлет насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке, на реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке — далеко не идеальное условие обучения. Это хорошо знают физиологи и психологи. Плохо знают это лишь консервативные учителя. Личностный подход предполагает от учителя создавания в классе атмосферуыхорошего настроения.

Создание психологического климата требует от учителя избрания приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы ею выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность (не путать с любопытством), инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое. Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники. Похвала окрыляет учеников, вселяет в него новые силы, но не следует «перехвалить», так как эффект от «перехваливания» может получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных направлений при создании благоприятного психологического климата [5].

При личностно-ориентированном подходе учитель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения, особенно диалога и полилога. Учителю необходимо постоянно развивать свои способности к перцептивному общению. Мы понимаем перцептивное общение как адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения.

Проводя учебные занятия, педагоги должны следовать принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки.

Сознание благоприятного психологического климата должно утвердиться во всех образовательных процессах. Особую роль в данном направлении играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле создания психологического климата, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т. д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их психологические личности. Ведь личность — это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит се становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова.

Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей — усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. При личностно-ориентированном воспитании должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям [6, С. 41].

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой.

Таким образом, личностно-ориентированный подход по своей сущности в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

Личностно-ориентированный подход

Особенности работы по созданию благоприятного психологического климата

Учёт особенностей школьников

Учитель должен учитывать индивидуальные особенности школьников

Гуманистический стиль общения

Доброжелательность отношений

Сотрудничество как основной принцип общения

Развитие навыков общения и сотрудничество

Раскрывает механизм личностных новообразований

Поддержка самореализации личности

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Таким образом, психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Организация работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе учащихся должна опираться на психологические особенности младших школьников, учет специфики их межличностных отношений.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

-           личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

-           профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).

-           ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Особенностями работы по формированию учителем благоприятного психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

-           организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, креативность;

-           включение в жизнедеятельность класса различных видов искусств; использование игры; формирование общих традиций в классе;

-           создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;

-           поощрение к открытости, доброжелательности;

-           создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;

-           развивать коммуникативную культуру;

-           развивать эмпатийные способности членов группы, толерантное к ним отношение [2].

Личностно-ориентированный подход в наибольшей степени соответствует требованиям создания благополучного психологического климата в коллективе, поэтому данный подход может считаться важнейшей особенностью работы учителя начальных классов.

Литература:

1.                  Исаев, Д. Н. Возрастная психология / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — М.: Просвещение, 2007. — 498 с.

2.                  Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева, Л.3. Линская, Т. П. Усольцева. — Новосибирск: Издательство НГУ. — М.: Совершенство, 2008. — 198 с.

3.                  Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу: Методические разработки для школьного психолога. /Сост. Миллер О. М., Ядрышникова Т. Л. Красноярск: КГПИ, 1991–24с.

4.                  Алешина Ю. Б., Петровская Л. А. Что такое межличностное общение≤ / Ю. Б. Алешина, Л. А. Петровская. — М.: Международная педагогическая академия, 2004. — 547 с.

5.                  Джекобе А. Язык. Познание. Коммуникация / А. Джекобе. — М.: Просвещение, 2009. — 231 с.

6.                  Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. — Тюмень; Изд-во ТГУ, 2007. — 215 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle