Библиографическое описание:

Татьяненко С. А., Сердученко Ю. В. Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника вуза [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 29-33.

Современная социокультурная ситуация ставит перед вузом важнейшую задачу, связанную с конкурентоспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Однако, как показывает практика, многие выпускники технических вузов не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями: вузы выпускают специалистов с общими представлениями об инженерной деятельности, в большинстве случаев не готовых к оперативному включению в данную область деятельности.

В условиях реализации федеральных образовательных стандартов 3 поколения вуз должен обеспечить не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности будущему работодателю. Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио, стремительно развивающаяся в зарубежном высшем образовании.

Портфолио — это современная инновационная образовательная технология,воснове которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной, научной и профессиональной деятельности [1]. Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте. Электронная версия может быть представлена в виде презентации на сайте (веб-портфолио).

Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественные ученые (Е. С. Полат, Д. Н. Исоян, Е. Н. Балыкина, О. Г. Смолянинова Barrett H., Barton J., Collins A. и др.).

Однако, в научно-педагогической литературе нет единого мнения об использовании технологии портфолио в техническом вузе в условиях реализации ФГОС; не в полной мере освещены критерии оценки учебного портфолио, не рассматривались вопросы, касающиеся портфолио как метода оценивания сформированности компетенций и др.

Рис. 1. Роль портфолио в образовательном процессе

Все вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования, посвященного разработке организационно-педагогических условий, применения портфолио в системе подготовки будущего инженера (рис. 2).

В условиях компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, механизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности студента: учебная, научно-исследовательская, творческая, практическая, общественная и т. д.

Рис. 2. Факторы, обуславливающие актуальность внедрения технологии портфолио

В тоже время, портфолио является одним из условий повышения мотивации студента, формирования навыков рефлексии. По мнению Е. С. Полат, портфолио — это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности.

Таким образом, портфолио студента выполняет основные функции, представленные на рисунке 3.

Рис. 3 Функции портфолио студента

На сегодняшний день распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.

Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений студента.

Портфолио работ — собрание исследовательских, творческих, работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, и т. д.

Портфолио отзывов — оно включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, руководителями практик и т. д.

Структуру портфолио студента вуза необходимо строить на основе нормативных документов вуза (Миссии, политики), компетентностных моделей выпускника, требований ФГОС. Анализ нормативных документов Тюменского государственного нефтегазового университета, а также компетентностных моделей выпускника позволил нам определить следующую структуру «Портфолио студента Тюменского государственного нефтегазового университета» (рис. 4).

Разделы портфолио, отражающие формирование общекультурных и профессиональных компетенций, представляет достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; умение проектировать свой профессиональный рост. Содержание разделов отражает достижения в учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Следующий раздел портфолио «Достижения в общественной и творческой деятельности» направлен на становление основных общекультурных компетенций и профессионально-личностных качеств: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. Этот раздел портфолио обеспечивается за счет: участия в психологических тренингах по формированию конкурентоспособности специалистов, встречи с работодателями, участия в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, военно-патриотической работе; реализации проектов семейного, экологического, патриотического, религиозного, правового и других направлений; участия в различных формах студенческого самоуправления, волонтерская работа, работа над самопрезентацией.

Рис. 4 Структура портфолио студента вуза

На рисунке 5 представлена главная страница электронного портфолио студентки Тюменского государственного нефтегазового университета направления 230100.62 «Информатика и вычислительная техника» Сердученко Юлии.

Предложенная авторами структура портфолио позволяет акцентировать внимание на нем как на продуктивном средстве формирования необходимых компетенций и профессионально значимых качеств личности будущего инженера. Полное и целенаправленно выстроенное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкурентоспособность на рынке труда.

Рис. 5. Главная страница электронного портфолио

Литература:

1.                  Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е. В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.

2.                  В. А. Девисилов Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школеhttp://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf

3.                  Панюкова С. В., Есенина Н. Е. Электронный портфолио ученика // Инфор-матика и образование, 2007. № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle