Библиографическое описание:

Юрковец О. В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе — организация дополнительного образования «Царство знаний» — обмен педагогическим опытом [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 68-71.

Курс «Развитие речи» необходим потому, что в настоящее время не все дети посещают детские учреждения и не имеют достаточной подготовки при поступлении в школу. Родители детей заинтересованы в занятиях по развитию речи.

Школа раннего развития призвана заложить основы гармоничного развития детей дошкольного возраста, обеспечить формирование прочных навыков осознанного, выразительного чтения, развитой речи, культурного поведения.

Курс развития речи в школе раннего развития предусматривает подготовку детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет. Период реализации программы обучения в дополнительном образовательном учреждении 2 года.

Целью курса «Развитие речи» является развитие у дошкольника речевой культуры, обогащение речи ребенка и овладение речью как средством общения. Самое важное условие речевого развития ребенка — это хорошая речевая среда.

Задачи:

-          учить дошкольников правильно произносить звуки, слова и предложения;

-          дать начальные знания о русской литературе и литературе народов мира;

-          способствовать обучению дошкольников чтению печатного текста;

-          развивать речевой аппарат, внимание, ответственность;

-          воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым людям;

-          способствовать формированию любви к своей Родине, родному краю, городу;

-          способствовать укреплению здоровья обучающихся во время занятий;

-          расширять словарный запас;

-          формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

Основной формой организации воспитательно — образовательного процесса является учебное занятие. При проведении практической части изучения темы возможны рисунки по заданной теме, инсценировки, кукольные спектакли, праздники.

Учебно — тематический план составлен на 72 часа на каждый учебный год.

Режим обучения детей в школе раннего развития проводится: 2 раза в неделю по 25 минут — 1 час в неделю (первый год обучения); 2 раза в неделю по 25 минут — 1 час в неделю (второй год обучения).

Для реализации данной программы используются следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). Материал излагается с учетом возрастных психологических особенностей дошкольников, предваряемый задачами воспитания, которые являются ориентирами на конечный результат, предполагаемый на завершающем этапе воспитания, образования и развития дошкольника.

Требования к знаниям, умениям и навыкам 1-го года обучения.

По реализации данного курса программы к концу первого года обучения обучающиеся могут уметь:

-          связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку, рассказ;

-          уметь составлять сюжетный рассказ по картине: придумать название картины, продолжение сюжета, составлять короткий рассказ на заданную тему;

-          уметь определять позицию звуков в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог;

-          уметь использовать в речи слова с противоположными значениями;

-          уметь образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Требования к знаниям, умениям и навыкам 2-го года обучения.

По реализации данного курса программы к концу второго года обучения обучающиеся могут уметь:

-          передавать литературный текст, используя при пересказе образные и художественные средства;

-          составлять сюжетный рассказ по картине, самостоятельно придумывать события;

-          составлять рассказ из личного опыта;

-          использовать в речи антонимы и синонимы, подбирать их к прилагательным и к глаголам;

-          использовать союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях разных типов;

-          различать похожие по звучанию парные согласные, а также мягкие и твердые;

-          ориентироваться во времени.

Формы контроля для отслеживания результата: диагностика обучающихся в начале (сентябрь) и в конце (апрель) года. Проводятся индивидуальные беседы, открытые занятия для родителей, на которых дети показывают результаты обучения и творческие работы: чтение стихов, описание картин, составление рассказов. А также педагог совместно с детьми участвуют в проведении следующих праздников: «Новый год», «8 марта», «Выпуск из школы».

Таблица 1

Календарно-тематический план курса «Развитие речи». 1 год обучения

№ п/п

месяц

неделя

тема

Общее количество часов

сентябрь

2

Введение. Знакомство с художественной литературой.

всего

теория

практика

1

1

1

2

Обучение рассказыванию «Лето — осень».

1

1

2

3

Звуковая культура речи. Звук [и], заучивание потешек.

1

1

3

3

Заучивание стихотворения «Осенние листья по ветру кружат…»

1

1

4

4

Составление рассказа об игрушке.

1

1

5

4

Деление слов на слоги.

1

1

6

октябрь

1

Обучение рассказыванию. «Петушок и бобовое зернышко»

1

1

7

1

Чтение рассказа «Воробей»

1

1

8

2

Чтение «Ребята и утята»,

звук [э].

1

1

9

2

Беседа об осени.

1

1

10

3

Рассказывание сказки «Жихарка»

1

1

11

3

Слияние гласных звуков с согласными.

1

1

12

4

Составление описательных рассказов об игрушках.

1

1

13

4

Чтение сказки «Телефон».

1

1

14

ноябрь

1

Звуковая культура речи,

звук [л]. Заучивание потешек.

1

1

15

1

Обучение грамоте, чтение по слогам.

1

1

16

2

Беседа о поздней осени. Рассматривание картинок. Звук [р].

1

1

17

2

Слияние гласного и согласных звуков.

1

1

18

3

Обучение грамоте. Чтение слогов.

1

1

19

3

Составление рассказов «Моя любимая игрушка».

1

1

20

4

Рассказывание сказки «Про Иванушку дурачка».

1

1

21

4

Звуковая культура речи. Нахождение общей части в словах.

1

1

22

декабрь

1

Заучивание скороговорок. Печатание слогов.

1

1

23

1

Заучивание стихотворения «Дядя Степа».

1

1

24

2

Антонимы. Рассказывание сказки «Зимовье».

1

1

25

2

Чтение рассказа «Торопливый ножик».

1

1

26

3

Обучение грамоте. Звуковая культура речи.

1

1

27

3

Чтение слогов. Заучивание стихотворения «Мама! Глянь — ка из окошка…»

1

1

28

4

Чтение сказки «Федорино горе».

1

1

29

4

Беседа «Дикие и домашние животные».

1

1

30

5

Чтение слогов. Составление рассказа на предложенную тему.

1

1

31

январь

1

Заучивание стихотворения «Зима»

1

1

32

1

Рассказывание сказки «Война грибов с ягодами».

1

1

33

2

Чтение слогов и предложений. Антонимы. Синонимы.

1

1

34

2

Знакомство с профессиями.

1

1

35

3

Составление описательных рассказов «Дети на прогулке».

1

1

36

3

Деление слов на слоги. Заучивание скороговорок.

1

1

37

4

Синонимы. Антонимы. Заучивание потешек.

1

1

38

4

Чтение сказки «Тараканище».

1

1

39

5

Обучение грамоте. Деление слов на слоги. Профессия «Врач».

1

1

40

февраль

1

Многозначность слов.

1

1

41

1

Чтение сказки «У слоненка день рождения».

1

1

42

2

Обучение грамоте. Словообразование.

1

1

43

2

Антонимы. Синонимы. Заучивание стихотворения «Уехали».

1

1

44

3

Чтение сказки «Красная шапочка». Звуки [х], [з].

1

1

45

3

Праздник смелых людей. Чтение стихов.

1

1

46

4

Обучение грамоте. Нахождение родственных слов.

1

1

47

4

Чтение слов и предложений. Зимующие птицы.

1

1

48

март

1

Морфология. Звуковой анализ букв.

1

1

49

1

Предметы весны. Заучивание стихотворения «Мама».

1

1

50

2

Чтение рассказа «Журка».

1

1

51

2

Беседа о мамах. Грамматика.

1

1

52

3

Рассказывание сказки «Три поросенка».

1

1

53

3

Обучение грамоте. Знакомство с прилагательными.

1

1

54

4

Чтение рассказа «Как Аленка разбила зеркало». Пересказ.

1

1

55

4

Обучение грамоте. Чтение слов и предложений.

1

1

56

апрель

1

Пересказ сказки «Заяц и еж». Чтение по слогам.

1

1

57

1

Грамматика. Интонация.

1

1

58

2

Звуковая культура речи. «Мои зеленые друзья».

1

1

59

2

Закрепление слов — синонимов. Заучивание считалок.

1

1

60

3

Знакомство с окружающим миром. Труд людей весной.

1

1

61

3

Рассказывание сказки «Бременские музыканты».

1

1

62

4

Пересказ рассказа «Лисята». Грамматика.

1

1

63

4

Антонимы. Чтение рассказа «Почему Тюну назвали Тюной».

1

1

64

май

1

Простые и сложные предложения.

1

1

65

1

Заучивание стихотворения «Весна, весна».

1

1

66

2

Рассказывание сказки «Воробьишко».

1

1

67

2

Грамматика. Моя улица.

1

1

68

3

Знакомство с окружающим миром. Правила дорожного движения.

1

1

69

3

Чтение любимых сказок.

1

1

70

4

Наша Родина.

1

1

71

4

Рассматривание сюжетных картинок. Придумывание рассказов.

1

1

72

5

Чтение коротких рассказов.

1

1

Всего

72

31

41

Литература:

1.                 В.Волина «Праздник Букваря»

2.                 Н. В. Елкина, О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»

3.                 Под редакцией О. С. Ушаковой «Занятия по развитию речи»

4.                 Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма»

5.                 Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей»

6.                 Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»

7.                 Е. В. Колесникова «Развитие звуко — буквенного анализа у дошкольников»

8.                 П. С. Меньшикова Объяснительный текст к картинам «Дикие животные»

9.                 Т. А. Шорыгина «Знакомство с окружающим миром»

10.             Е. В. Карпова «Дидактические игры»

11.             Т. И. Тарабарина «Детям о времени»

12.             Радуга «Обучение грамоте»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle