Библиографическое описание:

Поескова Г. И. Выявление одаренных детей и методы диагностики развития одаренных детей дошкольного возраста, применяемые в США [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 43-49.

США обладают большим практическим опытом в области диагностики одаренности и разработки методики обучения одаренных детей. Министерство образования и науки, университеты и колледжи, общественные организации и местные органы образования активно занимаются разработкой учебных программ для одаренных детей и специальной подготовкой педагогических кадров. Как принято считать в американских образовательных дошкольных учреждениях, раннее и своевременное выявление одаренных и талантливых детей необходимо для их оптимального развития. По словам Л. Коулман: «Процесс идентификации является первым, но важным шагом в процесс обеспечения образовательными услугами детей, признанных одаренными, для того, чтобы они могли в дальнейшем преуспевать в школе " [3]. Национальная ассоциация одаренных детей, регламентируя идентификацию одаренных детей, указывает на то, какой должна быть процедура идентификации одаренного ребенка:

1.         быть многогранной (с участием в ней родителей / опекунов, администрации, студентов, учителей, психолога и других специалистов);

2.         при идентификации должны быть использованы несколько критериев отбора;

3.         идентификация должна носить инклюзивный характер;

4.         быть динамичной и непрерывной;

5.         быть справедливой для всех представителей культур;

6.         идентификация должна обеспечить, чтобы все области одаренности и таланта ребенка были определены;

7.         определять степень одаренности и таланта ребенка;

8.         создавать условия для раннего выявления одаренности, а также для идентификации одаренности на всех этапах развития ребенка;

9.         быть общедоступной.

Кроме того, Национальная ассоциация одаренных детей подчеркивает, что выбор методов оценки одаренности должен соответствовать определению одаренности, принятому в штате и школьном районе. Особо указывается, что идентификация не должна быть основана только на одной оценке одаренности ребенка, а на нескольких критериях, а сами испытания должны быть проведены с помощью обученного персонала.

Как отмечается в диссертационном исследовании Мари — Катрин Макклейн, к числу наиболее востребованных в настоящее время методов идентификации одаренных детей, используемых в различных штатах США, относятся следующие: тесты проверки интеллекта ребенка (тесты IQ); тесты достижений ребенка; тесты, определяющие уровень креативности ребенка; номинации; контрольные листы поведения; характеристика ребенка; оценочная шкала учителя [10].

Ею приводится диаграмма, отражающая методы, применяемые в штатах для оценки одаренности при ее идентификации. Как из нее следует, наибольшей популярностью пользуются тесты достижений ребенка, они используются в 17 штатах. В 16 штатах США применяются тесты измерения интеллектуального уровня развития ребенка (тесты IQ). Затем следует номинация, которая используется в 13 штатах. Оценочные шкалы учителя, контрольные листы поведения ребенка, характеристика ребенка используются штатами в одинаковой пропорции, но не так востребованы. Следует особо отметить, что каждое образовательное учреждение в штате может установить свои собственную процедуру идентификации одаренных детей, и они могут существенно отличаться в разных школьных округах.

По своему характеру идентификация носит как субъективный, так и объективный характер. К субъективной идентификации относится оценочные листы, портфолио, интервью. Объективным считается тестирование (стандартизированный тест определения IQ ребенка, тест достижений, тест выявления креативности ребенка, индивидуализированный тест и т. д.), оценочные школьные и рейтинговые шкалы, результаты участия в конкурсах, соревнованиях.

Распространенной проблемой в идентификации одаренных детей из экономически неблагополучных семей и эмигрантских семей Л.Коулмен [4], М.Фрейзер [8], Дж.Девидс [6], Б.Шакли [12] и др. считают их недостаточное знание английского языка и меньшую подготовленность к тестированию. Для этой категории одаренных детей могут быть предложены индивидуализированные тесты, такие как прогрессивные матрицы Равена или невербальный универсальный тест проверки интеллекта, а также схема «пре -тест» (подготовительный тест) — учеба — «пост- тест» (последующий тест) для получения динамической оценки.

В американской педагогической практике при объективной идентификации педагогами и психологами проводится тщательная экспертиза продуктов деятельности ребенка и делается подробный анализ его реальных достижений: участие конкурсах, конференциях, спортивных соревнованиях, смотрах, фестивалях и т. д. В целях диагностики зачастую используется перечень характеристик одаренных детей, составленных на основе определенной модели одаренности, общепринятой в том или ином штате. К примеру, в штате Техас наиболее часто используется модель одаренности Ф.Гагне и пятифакторная модель одаренности Э.Таннебаума.

Субъективная идентификация

-          Оценка учителя

Обычно учитель проводит комплексное оценивание всех сторон поведения и деятельности ребенка с использованием различных источников информации: составление порфолио, листов наблюдений, опросников и т. д. Для того, чтобы лучше узнать ребенка, его вовлекают в специально организованные сферы деятельности, соответствующие его интересам и склонностям. Учителями часто используется неофициальное тестирование (informalassessment) для обследования развития каждого ребенка. В основном это используется для распределения детей в соответствующую группу во время так называемого детского «интервью». Преподаватель просит ребенка рассказать о себе, своих интересах. Это позволяет заглянуть внутрь ребенка, его чувств, узнать о ситуации дома, а также оценить самооценку ребенка. Зачастую это делается в начале учебного года, когда учитель посылает письмо домой в семью с просьбой заполнить «Портрет вашего ребенка» и приложить шесть фотографий или картинок. Затем в беседе с глазу на глаз учитель задает ребенку серию вопросов типа:

-          Что ты любишь делать больше всего?

-          Что тебе нравится больше всего?

-          Что тебе труднее всего делать?

-          Что тебе нравится больше всего в школе? Почему?

-          Что тебе не нравится в школе? Почему?

-          Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?

-          Если бы у тебя было три осуществимых желания, то какие бы они были?

Следует подчеркнуть, что хороший учитель — психолог при определении одаренности ребенка будет опираться не только на баллы, полученные при тестировании. Он проведет интервьюирование родителей, чтобы создать детальную картинку о ребенке, затем попросит их заполнить опросник, по которому затем вновь будет разговаривать с родителями, с тем, чтобы выяснить, почему они считают своего ребенка одаренным. Затем учитель — психолог собирает подобную информацию от преподавателей детского сада. На основании этой информации вкупе с медицинским заключением он сможет дать детальное заключение об умственных, академических и эмоциональных способностях ребенка. Но и тут случаются ошибки. Как следует из доклада С. Marland [10] 10 % дошкольников, идентифицированных учителями как одаренные, таковыми в действительности не являются, а 25 % действительно одаренных детей учителями не были обнаружены.

Наиболее часто воспитатели составляют так называемые листы отслеживания достижений ребенка. Лист прослеживания достижений ребенка позволяет воспитателям собрать информацию необходимую для воссоздания полной картины о ребенке. Эти листы время от времени заполняются воспитателями по следующим направлениям: креативность; логическое мышление; память; любознательность; понимание; работа с другими; принятие риска; дополнительная информация. В лист «отслеживания достижений» ребенка вносятся данные, собранные из четырех источников:

1)        из наблюдений за ним;

2)        получая данные от ребенка;

3)        получая данные от его родителей;

4)        получая данные от сверстников.

Воспитателю важно просмотреть собранные данные и выбрать то, что кажется ему наиболее важным. Обычно из каждого источника информации выбираются четыре качества и включаются в лист «отслеживания достижений» ребенка. Это может стать началом работы воспитателя по усовершенствованию тех или иных способностей ребенка.

-          Оценка родителей

Родители несут ответственность в принятии решений, касающихся образования детей, их здоровья и благополучия. Школьные округа активно вовлекают родителей в участии по обеспечению каждого ребенка качественным образованием. Концепция воспитания одаренных детей понимается в Америке как партнерство, в которое вовлечены дети, родители, учителя, администраторы и члены сообщества. Все партнеры несут ответственность за успехи детей в обучении. Особо отмечается, что родители/ опекуны являются первыми учителями ребенка, и их постоянная поддержка ребенка имеет важное значение для успехов ребенка. Помимо этого, родители являются источником ценной информации об одаренном ребенке, поскольку они знают ребенка лучше, чем кто-либо и наблюдают за ребенком в различных ситуациях. Они могут много добавить в общую картину о ребенке. Однако воспитателям не всегда следует полностью полагаться на родителей, поскольку зачастую одни родители считают, что их ребенок является безусловно одаренным и талантливым, в то время, как другие родители предъявляют слишком завышенные требования к своему ребенку и игнорируют его способности. Часто родители неохотно рассказывают о своем ребенке, поскольку они боятся оказаться предвзятыми в этом вопросе. Родители могут поделиться информацией с воспитателем в случае, если их дети:

-          имеют с ними дружеские отношения;

-          прислушиваются к мнению родителей;

-          делятся с родителями;

-          верят в то, что говорят родители;

-          с удовольствием занимаются вместе с родителями.

Если родители указывают воспитателю на то, что их ребенок имеет какие-либо способности, то бывает полезно узнать больше об этих способностях. Чтобы это узнать, воспитатель просит родителей заполнить опросник. Как альтернатива может быть использовано интервьюирование и беседа. Кроме опросников, интервьюирования и беседы обычно родителей просят заполнить оценочный лист и бланк разрешения на проведение тестирование ребенка. Следует подчеркнуть, что при проведении тестирования психолог также может попросить родителей дать оценку своему ребенку.

-          Оценка сверстников

Задавая вопросы детям о других детях, можно составить картину о них развитии. Таким образом, прослеживаются существующие дружественные связи между детьми. Не надо удивляться, когда обнаруживается, что дети в группе часто не знают имен других детей. Удивительно, как дети замечают способности других детей, но при этом не знают имен — «он, мальчик в красном свитере, он лучше всех играет в футбол!»

Предлагаем список направлений, по которым могут быть заданы вопросы детям:

-          моторные способности;

-          музыкальные способности;

-          хорошо развитая моторика;

-          эмоциональный интеллект;

-          математические способности;

-          чтение;

-          коммуникация и язык.

Воспитатель может что-либо добавить или исключить из этого списка. Ниже будет приведена серия вопросов и ответов, которые могут возникнуть в беседе с детьми. Что у кого хорошо получается?- сэтого вопроса воспитатель начинает беседу. Для этого он находит укромное местечко в детском саду и начинает беседу с ребенком Воспитатель:

У меня есть много работы, которую надо выполнить, и я ищу ребят, которые смогут мне в этом помочь.

Сейчас я перечислю тебе эту работу, а ты назовешь тех ребят, которые смогут мне в этом помочь, хорошо?

Возможно, что ты знаешь того, кто лучше всех выполнит эту работу. Ну что же, начнем?

Побеседовав с ребенком, воспитатель записывает ответы каждого из детей группы на отдельные карточки, затем эти ответы им анализируются, классифицируются и используются при составлении так называемого листа «отслеживания достижений» ребенка.

-          Самооценка

Одаренные и талантливые дети знают, что они могут делать некие особенные вещи, которые восторгают их родителей и которые их ровесники делать не могут. Они осознают, что могут делать такие вещи, о которых не догадываются их учителя. Поэтому задача воспитателя расспросить ребенка и получить от него как можно больше информации. Вопросы могут выступить в начале беседы с ребенком, затем воспитатель добавляет другие вопросы. Данные вопросы рекомендуется задавать всем детям, а не только одаренным и талантливым детям.

-          Портфолио

Портфолио также является прекрасным способом для идентификации одаренных детей. Оно представляет собой целенаправленную коллекцию продуктов деятельности ребенка, которая демонстрирует его успех в определенной области, а также наблюдения учителя за одаренным ребенком. Портфолио дает полную оценку поведения ребенка. Оно простирается за границы классной комнаты, интегрируя с деятельностью ребенка дома или где-нибудь еще. Преимущество применения портфолио в идентификации ребенка заключено в следующем:

-          оно сосредоточено на положительном опыте ребенка;

-          включает в себя лучшие образцы;

-          оно отражает работу ребенка в определенном отрезке времени.

Обычно портфолио используются, начиная от детского сада вплоть до четвертого класса школы. На практике ведется два портфолио на каждого одаренного ребенка. Одно портфлио является количественным: в нем содержится отчет по тестированию в конкретных областях согласно индивидуального плана обучения ребенка (Individual Education Plan); ежеквартальные отчеты по обучению ребенка; цели обучения ребенка; проблемы, связанные с обучением ребенка по индивидуальному плану; резюме по индивидуальному плану обучения ребенка; номера телефонов родителей ребенка и т. д. Копия фактического индивидуального плана обучения одаренного ребенка никогда не хранятся в портфолио, а только оценки роста ребенка. Второе портфолио содержит продукты творческих поисков ребенка.

В то время, как совершенно очевиден факт того, что портфолио будет полезно в прогнозировании успеха ребенка в освоении им программ, существуют проблемы, связанные с их применением. Одной из них является процедура сбора работ ребенка. К примеру, учителя могут думать, что портфолио — это просто папка с работами, выполненными ребенком в школе. На самом же деле, портфолио - это коллекция работ ребенка, которая может быть собрана дома, в школе, в детском саду для того, чтобы продемонстрировать специфический набор характеристик ребенка (его математические способности, креативное письмо и т. д.). С. Джонсен и Дж. Райзер считают, если дети и учителя поймут, что же такое портфолио [9], будут обучены, как его составлять, то портфолио будет высокого качества. Работы, которые собираются в портфолио, должны быть собраны учителем с одной стороны и ребенком, с другой. Каждая тема должна отражать ребенка. К примеру, ребенок может написать сам или попросить написать за него следующее: «Я включил эти листы в портфолио, потому что считаю, что я решаю задачи на высоком уровне».

В этой связи встают проблемы развития критериев для оценивания достоинств портфолио и разработки соответствующих баллов. К.Эванс [7] считает, что специалисты активно работают в этом направлении.

Например, портфолио ребенка в штате Техас оценивается по следующим критериям:

-          наличие деталей в представлении какой-то идеи;

-          творческое решение задачи;

-          работа не соответствует классу ребенка;

-          глубокое понимание проблемы, предмета;

-          очевидность лидерских качеств личности;

-          большой словарный запас, не соответствующий возрасту и классу;

-          чувство юмора;

-          качественно выполненная работа.

В Америке широко используется определение одаренности, данное группой «Коламбус» в 1981 году о том, что одаренность является асинхронным развитием, в котором познавательные способности и повышенной интенсивность объединяются, чтобы создать внутренние переживания и осознания у ребенка того, что он качественно отличается от нормы. Это асинхронность возрастает с увеличением интеллектуального потенциала. Уникальность одаренных детей делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультации для того, чтобы им развиваться в оптимальном режиме». Согласно этому определению одаренные дети в силу своего асинхронного развития разительно отличаются от прочих детей, даже обучаясь по специальной программе с подобными себе детьми. Одаренный ребенок уникален, и программа может не удовлетворять потребности такого ребенка. Для этой цели служит портфолио: он может показать уникальность ребенка, представив доказательства его интенсивного развития. Как считает Калифорнийская Ассоциация одаренных детей, портфолио помогает детям демонстрировать способности, которые обычно не измеряются стандартизированными тестами: «Оно демонстрирует то, что взрослые делают реально, чтобы показать качество своей работы» [1].

Институт Дэвидсона предъявляет определенные требования к портфолио:

-          в нем должны быть продемонстрированы способности ребенка в академических областях, таких как математика, письмо, чтение, исследования, не включая изобразительного искусства и музыки;

-          представленные работы ребенка должны опережать его сверстников не менее, чем на 2 -3 класса;

-          работы должны быть выполнены самим ребенком без помощи учителей и родителей;

-          работы должны быть выполнены в письменном виде или записаны на видео;

-          работы должны сопровождаться дополнительной информацией [2].

За разработку и организацию портфолио ребенка несут ответственность учителя, а также необходимую поддержку оказывают консультанты. В работе по сбору портфолио принимают активное участие также и родители одаренного ребенка, поскольку они в первую очередь заинтересованы, чтобы их ребенок обучался по программе TAG для одаренных детей, так как, во-первых, это обучение является бесплатным, а во-вторых, оно открывает перед ребенком двери ведущих высших учебных заведений. Часто родители одаренных детей в Америке предпринимают следующие шаги:

1.         обращаются в отдел образования своего штата для получения стандартов образования и сравнивают уровень развития своего ребенка в соответствии с национальными стандартами;

2.         затем регистрируют своего ребенка в координационных комитетах при крупных университетах Америки, таких как Университет имени Джона Хопкинса, Институт Дэвидсона, Университет Дьюка для участия в тестировании для выявления одаренности ребенка. Высшие учебные заведения Америки всегда оказывают помощь родителям в воспитании одаренных детей, однако для этого необходима необходимая документация в виде портфолио ребенка;

3.         родители поощряют своих детей на участие в различных вида соревнованиях, типа Американский конкурс по математике, поскольку это дает ребенку право на получение определенных грантов при дальнейшем обучении ребенка.

Родительское участие в составлении портфолио особенно необходимо в ряде случаев:

-          когда ребенок является частью образовательной системы, которая ценит родительскую оценку при выявлении одаренных детей и желает, чтобы она была справедливой;

-          когда ребенок еще слишком мал;

-          когда ребенок является членом иной культурной среды, и учителю бывает сложно оценить поведение такого одаренного ребенка;

-          когда ребенок демонстрирует одаренность в какой-либо дополнительной области, и эта одаренность ребенка не была им продемонстрирована в школе или в детском саду;

-          когда ребенок находится в детском саду или в школе, где отсутствует дифференцированный подход в обучении [2].

Объективная идентификация

К формам объективной идентификации способностей и одаренности детей в США обычно относится тестирование и проведение всякого рода соревнований, олимпиад. По окончании ясель (nursery school) большинство детей сдают тестирование для поступления в детский сад. Это исследование готовности ребенка к обучению в школе обычно проводится в первые три года. Такие обследования позволяют не просто определить «готов — не готов» ли ребенок к обучению, но и выделить те стороны в развитии ребенка, которые требуют особого внимания. В настоящее время детский сад это не только игры и забавы. Сегодняшний четырехлетний ребенок, посещающий детский сад, начинает обучаться по программе раннего развития ребенка (Pre-K), которая сфокусирована на социальном, физическом и эмоциональном развитии ребенка, а также на развитии его познавательной активности. Большое значение имеет последний (четвертый) год перед поступлением ребенка в детский сад, который является первой ступенью начального образования (К-I или first –grade level). Во-первых, в этом возрасте уже четко проявляются все «слабые звенья» в развитии и достаточно точно прогнозируются возможные школьные трудности; во-вторых, именно в этот период наиболее эффективны компенсация и коррекция, позволяющие снять остроту многих школьных проблем. Предварительное тестирование ребенка до школы позволяет определить: есть ли факторы риска в период раннего развития ребенка; какую помощь могут оказать педагоги и родители за полгода-год до школы; какой вариант индивидуальной работы с ребенком будет наиболее эффективным. На основе проведенной диагностики выстраивается индивидуализированная программа коррекции и развития будущего первоклассника.

Тесты — это группа разнообразных заданий, котоpые должны быть выполнены ребенком за опpеделенное вpемя. К этому тесту нельзя специально подготовиться. Он не отpажает pазвития и обученности pебенка. Как правило, он раскрывает одаpенность ребенка, с математической точностью опpеделяет коэффициент его интеллекта. Психологи и педагоги разработали задания на сообpазительность, на гибкость и глубину ума. После определения «ай-кью» появляются гpуппы А, В и С («одаpенных детей ", «нормальных детей» и «неспособных к обучению детей»), и обучение дифференцируется. Со способными ведутся глубокие, насыщенные занятия с довольно высокими требованиями к знаниям учащихся. Эти дети, как их называют в США, «ориентированные на колледж» уже с первых лет обучения в школе. При поступлении в частную или государственную школу, каждый воспитанник детского сада в возрасте пяти лет должен быть протестирован для выявления уровня интеллектуального развития. Эти тесты охватывают все способности, которыми как полагают педагоги, должны обладать дети при поступлении в школу.

Очень широко для определения одаренности дошкольников используется тест Векслера для дошкольников (The Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence- Revised), который был разработан для детей в возрасте от двух до шести лет и пересматривался дважды с 1967 года. Векслеровская шкала интеллекта для детей (WPPSI-R) включает в себя субтексты для измерения вербальных и невербальных навыков. Дети оцениваются по трем показателям: IQ вербальной шкалы, IQ невербальной шкалы и IQ полной шкалы (комбинация первых двух). Алан Кауфман руководил пересмотром Векслеровской шкалы интеллекта для детей (WISC) в 1974 году и написал широко известную книгу о коррективном использовании этого теста. Он разработал новый интеллектуальный тест (Кaufman Brief Intelligence Test, second edition, KBII-2) для детей в возрасте от 2 до 12 лет. Шкала Стенфорд- Бине, шкалы Векслера и батарея Кауфмана являются наиболее широко используемыми индивидуальными тестами для оценки интеллекта детей. Все эти тесты основаны на едином основном принципе — детей просят выполнить простые задания, часть которых им относительно знакома, а другая часть встречается впервые, каждый из этих тестов дает разные результаты. Шкала интеллекта Стенфорд- Бине дает только один показатель IQ, Векслеровская шкала интеллекта для детей (WISC-III) дает показатели IQ по вербальной, невербальной и полной шкале, а батарея Кауфмана (К- АВС) — показатели параллельной и последовательной обработки информации вместе с показателем достижений.

В США широко применяются тесты готовности к школе. Они служат для оценки развития у ребенка языка, памяти, пространственных и моторных способностей, уровня математических знаний и умственных способностей. Одаренные дети дошкольного возраста могут пройти один или два из следующих нижеперечисленных тестов, которые могут применяться индивидуально или в группе:

Comprehensive Test of Basic Skills

Metropolitan Achievement Tests

California Achievement Test

Woodcock –Johnson Test of Achievement

Iowa Test of Basic Skills

Stanford Achievement Test

Кроме того, для оценки уровня интеллектуального развития дошкольников по обучению по программе для одаренных детей (TAG) наиболее часто используются тест Отис-Леннона (OLSAT- The Otis-Lennon School Ability Test), тест Брекена (The Brecken School Readiness Assessment), Гизел-тест (The Gesell School Readiness Test). Так как тесты, проводимые с группой детей, являются менее надежными, чем тесты, проводимые индивидуально, то если решение в отношении ребенка проводится по результатам тестирования, проводимого в группе, родители могут не согласиться с ним и просить проведение повторного тестирования.

Третий тип тестирования, которому может быть подвергнут ребенок в США, это тест проверки когнитивных и поведенческих проблем удетей дошкольного возраста(developmentalscreening).Чаще всего используется тестирование по шкале Маккарти (McCarthy Scales of Children Abilities) и The Early Screening Inventory- revised (ESI-R). Этот вид тестирования длится 15 минут. По виду проведения — групповое тестирование. По окончании проводится более углубленное тестирование для выявления одаренных детей и детей с различными отклонениями в развитии (нарушением внимания, эмоциональной активностью, гиперактивностью, импульсивностью и др.). В настоящий момент в США широко применяется тест познавательных способностей (Cognitive Abilities Test — CogAT, CAT) или K-12 оценка, который предназначен для измерения умения ученика рассуждать. Его автором является Дэвид Г. Ломан из университета штата Айова. Данный тест является национально признанным лидером в оценке способностей детей, а также при отборе учеников для одаренной и талантливой программы.

Выводы:

1.         Система поиска различных форм обучения одаренных детей активно развивалась на протяжении всего 20 века. Следует подчеркнуть, что в США на протяжении многих лет дошкольная образовательная система основана на систематическом поиске и учете способностей, одаренности и талантов как при поступлении ребенка в детский сад, так и в процессе индивидуализированного его дальнейшего обучения. Таким образом, создаются благоприятные условия для раскрытия одаренности каждого ребенка.

2.         К числу наиболее востребованных в настоящее время методов идентификации одаренных детей, используемых в различных штатах США, относятся следующие: тесты проверки интеллекта ребенка (тесты IQ);тесты достижений ребенка; тесты, определяющие уровень креативности ребенка; номинации; контрольные листы поведения; характеристика ребенка;оценочная шкала учителя.

3.         По своему характеру идентификация носит как субъективный, так и объективный характер. К субъективной идентификации относится оценочные листы, портфолио, интервью. Объективным считается тестирование (стандартизированный тест определения IQ ребенка, тест достижений, тест выявления креативности ребенка, индивидуализированный тест и т. д.), оценочные школьные и рейтинговые шкалы, результаты участия в конкурсах, соревнованиях.

Литература:

1.         CaliforniaAssociation for Gifted Children.(1998) The Callenge of Raising your gifted children. Mountain View, CA: California Association for the Gifted.

2.         communications@davidsongifted

3.         Coleman, L. (2006). Talent development in economically disadvantaged populations. Gifted Child Today, 29(2), 22–27.

4.         Coleman, L. J., & Southern, W. T. (2006). Bringing the potential of underserved children to the threshold of talent development. Gifted Child Today, 29(3), 35–39.

5.         Clinkenbeard, P.R., Kolloff,P.B., Lord E. W.(2007) A Guide to State Policies in Gifted Education, National Assotiation for Gifted Children, Prufrock Press, Inc.

6.         Davis J., Ed. D.Bright, Talented, and Black. Great Potential Press, 2011.

7.         Evans, C.S. (1993). When teachers look at student work. Educational Leadership, 50 (5), 71–72.

8.         Frasier, M. M. (1992). Ethnic/minority children: Reflections and directions. In Challenges in gifted education: Developing potential and investing in knowledge for the 21st century. Columbus: Ohio State Department of Education.

9.         Johnsen, S.K., & Ryser, G.R. (1997). The validity of portfolios in predicting performance in a gifted prigram. Journal for the Education of the Gifted, 20, 253–267.

10.     Marland, S., Jr. (1972). Education of the gifted and talented, U. S. Commission of Education, 92nd Cong., 2nd Session, Washington, D.C.: USCPO.

11.     Mcclain M., Steven Pfeiffer. Identification of Gifted Students in the United States Today: A Look at State Definitions, Policies, and Practices. Journal of Applied School Psychology 2012; 28: 59.

12.     Shaklee, B. D., & Hansford, S. (1992, March). Identification of underserved populations: Focus on preschool and primary grades. In Challenges in gifted education: Developing potential and investing in knowledge for the 21st century. Columbus: Ohio State Department of Education.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle