Автор: Скубченко Татьяна Владимировна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 06.11.2015

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Скубченко Т. В. Особенности развития детской одаренности посредством совместного сотрудничества с родителями [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 107-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9030/ (дата обращения: 11.12.2017).



 

Особенно трудно увидеть творческую одаренность,

еще труднее ее развить…

В. С. Юркевич

Талант — присущие от рождения, определенные способности и мы, взрослые, стараемся раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребенок знал, на что он способен, нашел свое место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания России! Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни, качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей. Она объединяет познавательную, интеллектуальную, художественную и двигательную деятельность, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми; она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы — детская одаренность. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. В дошкольном возрасте раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о ребенке дошкольного возраста можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладывается основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и т. д.

Таким образом, одной из задач взрослых с одаренными детьми является создание условий, помогающих ребятам достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который, при благоприятных условиях, эффективно развивается и дает возможность малышу достигать больших высот в своем развитии.

Одаренный ребенок — личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Она требует от педагогов личного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии обучения одаренных, а также тесного сотрудничества с психологами, педагогами дополнительного образования, администрацией и обязательно с родителями детей.

Одной из актуальных проблем развития детской одаренности является в настоящее время повышение информационной компетентности родителей. Интерес к проблеме работы с родителями обусловлен тем, что родители являются первыми учителями для своих детей. Важность понимания этого процесса заставляет современных педагогов, начиная, с раннего возраста включать в работу родителей, знакомить их с понятиями «детская одаренность».

Влияние семьи и семейного воспитания на психологические особенности ребенка и становление его личности многократно показано и доказано. Всем известно, какое сильное психоэмоциональное воздействие оказывает на ребенка оценка значимого взрослого.

Далеко не все родители осознают, какие сильные эмоции и чувства испытывают дети в ситуациях родительского оценивания. Порой, не замечая, близкие родные дают резкую обвиняющую оценку действиям маленького ребенка. Тогда эти оценки не обеспечивают его психологическую безопасность, эмоциональное благополучие, и как следствие, нарушается психологический климат в детско-родительских отношениях. В оценке ребенок видит и слышит отношение к себе через эмоциональные реакции родителей, стиль общения, проявление интереса к его достижениям.

Как показывает практический опыт, оценка родителей имеет для ребенка особую важность. Взрослый для малыша — образец того, как нужно делать, и одновременно — источник оценки его действий. Ребенок дошкольного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от родителей. Так, потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, желание ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие во многом определяет его поведение. Ребенку важно, чтобы взрослый не просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его действия. Поддержка и одобрение родителями любых, даже самых незначительных успехов позволяет удовлетворить базовые потребности ребенка в любви, эмоциональной поддержке, уважении, признании и психологической безопасности. А если взрослый постоянно делает замечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ребенка в чем-либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его.

Под влиянием оценок взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на процесс и результат своих действий, стремится достичь желаемых социально- и личностно-значимых результатов. Оценка родителей становится регулятором действий ребенка. Под ее воздействием развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы, характер. У дошкольников 5–7 лет проявляется обостренная чувствительность к мнению взрослого и неуважительного к себе отношения; любое замечание может вызвать обиду. Поэтому в процессе родительского оценивания главной точкой отсчета должны стать собственные достижения ребенка. Нельзя резко подчеркивать, что ребенок еще чего-то не умеет, чтобы не сформировать у него тревожность и страх, не отбить у него интереса к значимому для него занятию; важно внушить уверенность в своих силах и почувствовать свою значимость. Прежде всего, родные должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Оценка родителей может стать для ребенка мощнейшим развивающим стимулом. Она рождает уверенность в своих силах, устойчивое положительное отношение к себе, открытость внешнему миру. Ребенок, находясь в состоянии эмоционального комфорта, будет более оптимально развиваться, т. е. быстро принимать решения, предпринимать попытки действовать, проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах детской деятельности, творческую активность, не опасаясь возможности неудачи и негативной оценки.

Родители должны стимулировать самостоятельность, инициативность, оригинальность в осуществлении разнообразных видов детской деятельности и поведения.

Таким образом, с целью развития у детей способностей, талантов можно отметить некоторые психолого-педагогические рекомендации для родителей: — руководствоваться правилом «не навреди»;

        опираться на то положительное, что есть в ребенке;

        ориентироваться на оценку личностных и деятельных успехов;

        не сравнивать своего ребенка с другими детьми;

        исходить не только из интересов ребенка, но и из перспектив его дальнейшего развития;

        сместить акцент оценки с личности ребенка на оценку конкретных поступков; — формулировать конкретные, непротиворечивые и посильные требования к детям.

Работа по развитию детской одаренности будет эффективна, если ее построить на тесном сотрудничестве педагогов, ребенка и родителей.

В свою очередь, в дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для максимального удовлетворения запросов родителей, чьи дети являются дошкольниками.

В нашем учреждении с целью развития детской одаренности воспитательно-образовательный процесс мы осуществляем под девизом:

Растить, любить, воспитывать

Способности учитывать

Вести к искусству, красоте,

Здоровью, силе, доброте!»

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для развития у детей способностей, формирования детской одаренности:

  1.                Наличие квалифицированных педагогических кадров (воспитатели, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед).
  2.                Налажено тесное сотрудничество между специалистами ДОУ.
  3.                Создана соответствующая предметно-развивающая среда (специализированные помещения, кабинеты, игровой оздоровительный конкурс).
  4.                Организовано дополнительное образование с детьми по следующим направлениям: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательно- речевое развитие в форме детских объединений по интересам.

Прослеживается систематическое взаимодействие с родительской общественностью, социальными партнерами ДОУ (учреждения образования, культуры, спорта и т. д.)

  1.                Создана атмосфера доброжелательности и заботливости по отношению к каждому ребенку, учет индивидуальных особенностей.

Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, и их мнение, запросы учитываются при планировании и организации образовательного процесса с детьми.

Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные:

        выставки, фотовыставки, семейные стенгазеты,

        изготовление коллажей, альбомов, портфолио семьи;

        организация открытых мероприятий, совместно с родительской общественностью (открытые занятия, мастер — классы, Дни открытых дверей, родительские гостиные, фестивали творчества «Радуга талантов», творческие вечера «Юные дарования», организация театральных и хореографических постановок, совместные экскурсии, посещения выставок, участие в проектной деятельности детского сада, спортивные встречи, ярмарки и т. д.);

        Создание библиотечного фонда, портфолио семьи и ребенка, обмен литературой, цифровой информацией, просмотр совместных тематических фильмов, слайдов, мультимедийных презентаций и др.

        Проведение различного вида анкетирования, тестирования и опроса с целью выявления интересов, просьб, запросов родителей (законных представителей).

Опыт показывает, что тесное сотрудничество ДОУ и семьи в полной мере способствует развитию творческих способностей, талантов, детской одаренности.

 

Литература:

 

  1.                Забродин Ю. М., Бурменская Г. В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.—376 с.
  2.                Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 320 с. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2002.
  3.                Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  4.                Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М., 1991.
  5.                Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — 181–184с.
Основные термины (генерируются автоматически): детской одаренности, развития детской одаренности, Похожая статья, развития у детей способностей, дополнительного образования, значимого взрослого, Особенности развития детской, положительное отношение ребенка, детской деятельности, ребенка оценка значимого, Оценка родителей, вопросах развития детской, регулятором действий ребенка, проблем развития детской, действиям маленького ребенка, с целью развития детской, ребенка особую важность, особенности ребенка и становление, ребенка мощнейшим развивающим, потребности ребенка в любви.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос