Библиографическое описание:

Шатунова Л. Г. Самореализация личности в групповой учебно-познавательной деятельности на уроках-практикумах [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 114-117.

В условиях внедрения новых образовательных стандартов школа, призвана формировать и развивать личность обучающегося как индивидуальность, самостоятельную в проектировании учебных и жизненных задач. Актуальным становится деятельностный подход: формирование способностей творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. В данной статье освещены некоторые теоретические и практические аспекты организации уроков-практикумов при изучении русского языка и литературы, описаны некоторые приёмы организации индивидуальной и групповой работы, в ходе которой закладываются основы самопознания, самореализации и самоутверждения, формируются коммуникативные навыки.

Единственный путь, ведущий к знанию — деятельность.

Б.Шоу.

Реализация принципа активности в обучении имеет первостепенное значение, поскольку от учения как деятельности зависит результат обучения, развития, воспитания. Деятельность — это условие, основа и средство развития личности. «Каждый ученик, имея возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об изучаемом объекте неизбежно проявляет и развивает личностные познавательные способности», — отмечает А. В. Хуторской [4]. Методологической основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, условия для развития и самореализации личности.

Понятие самореализации можно трактовать как поисковую активность личности, достижение личностных целей посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми. Это процесс и результат самоосуществления творческих потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности. В педагогической науке и практике под самореализацией личности подразумевается такая деятельность, в результате которой меняется окружающая среда и сам человек.

Педагог-учёный Г. И. Щукина [6] определяет факторы, которые необходимо учитывать учителю в процессе формирования положительной мотивации к самореализации, среди которых можно выделить следующие:

-          личностная мотивация, ближайшие и дальние цели развития субъекта

-          образование новых типов мотивационных отношений: к изучаемому объекту (познавательная активность), к другому человеку (социальная активность), к себе (умение осознавать и регулировать свою мотивационную сферу), на основе которых личность формируется как субъект учебной, творческой деятельности, субъект взаимодействия, субъект мотивационной сферы

-          качественные изменения отдельных сторон мотивационной сферы, усложнение её строения и др.

Внутренне обусловленные условия самореализации — система ценностей, мотивация, свобода выбора, принятие своего и чужого опыта. Внешние — благоприятный психологический климат, наличие широкого поля возможностей для самореализации, оказание педагогической помощи и поддержки, обучение способам деятельности.

Деятельностный подход к обучению, обеспечивающий условия самореализации личности, может быть успешно реализован в ходе уроков-практикумов.

«Как педагогическая акция практикум соответствует гуманистическим принципам обучения и воспитания (уважение к личности ребёнка, партнёрство и сотрудничество в целеполагании, планировании, осуществлении, анализе совместно организованного дела, свобода выбора, совместный поиск истины и др.)» [5].

В ходе практикума реализуются задачи личностно ориентированного обучения: с учётом имеющегося у каждого обучающегося опыта познания развивать и совершенствовать его индивидуальные способности, формировать ответственную личность, способную к сознательной, самостоятельной деятельности, результаты которой важны как для самой личности, так и для коллектива (группы) в целом. Предполагается система психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на конкретного ученика, с учётом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Согласно принципам индивидуализации и дифференциации обучения предусматриваются задания разных типов, чтобы, с одной стороны, оптимально выявить уровень овладения материалом (усвоение теории, фактов, приобретение необходимых умений и навыков), с другой — стимулировать учащихся к самостоятельному выбору наиболее значимых для них способов проработки учебного материала (словесного, письменного, графического, с использованием ИКТ и пр.).

Практикум выполняет различные функции: развитие культуры умственного труда и речи (монологической, диалогической, письменной), освоение различных приёмов работы с текстом, предоставление каждому обучающемуся возможности самому определять и выполнять определённую функцию в работе группы (аналитика, исследователя, эксперта, оформителя, Web-дизайнера и пр.). Формируются метапредметные умения и навыки: поисковые, исследовательские, презентационные, навыки работы с учебником, научной статьёй, мемуарной, справочной литературой.

В методике различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы [2].

В результате переработки имеющегося в методической литературе опыта предложим технологическую цепочку групповой работы:

-          сообщение темы, мотивация

-          постановка познавательной задачи

-          распределений заданий по группам

-          осмысление заданий и планирование работы в группах

-          распределение функций (при групповой работе)

-          индивидуальное выполнение задания

-          обсуждение индивидуальных результатов работы в группах

-          предъявление (презентация) результатов деятельности

-          подведение итогов работы в группах

-          рефлексия

Структура практикума может изменяться в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся того или иного класса и пр. В форме практикума может быть проведён как весь урок, так и его часть

Традиционно задачей учителя было умение правильно сформировать рабочие группы, учитывая основные психолого-педагогические характеристики, предпочтения, уровень подготовки. Инновационный подход к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в качестве одного из приоритетных выдвигает принцип избирательности: учащиеся вправе сами выбирать тип задания, формировать рабочие группы и затем нести ответственность за результативность их работы. Роль учителя на таком уроке — это роль модератора, координатора. Оценка работы каждого учащегося — дело самой группы.

Так, при изучении темы «Текст как речевое произведение» на уроках-практикумах русского зыка в 11 классе предполагается его разноаспектный анализ. При делении класса на рабочие группы, каждая из них выбирает тот или иной аспект исследования.

Задания для групп: Внимательно прочитайте предложения.

Разлука

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы. Но только ведь это уже осень. Берёзки желтеют, трепетная осина шепчет: «Нет опоры в поэзии: роса высохнет, тугие грибы все развалятся в прах, птицы улетят. Нет опоры…» И так надо мне эту разлуку принять и куда-то лететь вместе с листьями. (М.Пришвин)

-          1 группа

1.    Докажите, что перед нами — текст, определите его стиль и жанр.

2.    Создайте новую миниатюру на основе данной, сохраняя авторский стиль.

-          2 группа

1.                 Выражает ли заглавие основную мысль текста? Предложите свой вариант.

2.                 Определите общую тему данного фрагмента, выделите микротемы.

3.                 Передайте своё «осеннее» (или иное) настроение в жанре эссе.

-          3 группа

1.    Какие выразительные языковые средства передают настроение текста?

2.        Дополните текст новыми словосочетаниями или предложениями, содержащими изобразительно-выразительные средства, которых нет в исходном тексте.

-          Задания для работы в парах

1.    Разверните тезис одного из данных высказываний, приведите аргументы. Используйте различные виды связи предложений. Проведите взаимопроверку работ.

Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Толстой). Дружба довольствуется возможным, не требуя должного (Аристотель.) Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей степени, чем из самой жизни (Т.Драйзер).

Такие практикумы (помимо решения своей специальной задачи — усиления практической направленности обучения, когда обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении теоретических знаний и умений) способствуют прочному, неформальному усвоению материала посредством включения в творческую, поисковую и частично-поисковую деятельность (учитель только указывает на проблему, конечный результат решения проблемы учащимся не известен).

Групповая и индивидуальная работа на практикумах по литературе способствует отработке навыков формулирования гипотез необходимых в проектно-исследовательской деятельности, а в личностном плане — воспитанию активности в обучении и как следствие творческой самореализации.

Фрагмент урока: «Современная поэзия» (обобщение).

-          1, 2 группы (аналитики). Задание:

Прочитайте и обсудите в группах выдержки из критических статей. Дайте толкование и оценку одного из них, опираясь на конкретный литературный материал (произведения, изученные на уроках или прочитанные самостоятельно).

Из стихов выветрился лирический герой, попросту — исчезла личность, испарился автор. Чувство не диктует больше никаких строк, и голос Родины не ищет уста (Т.Бек). Поэзия — самодостаточный и самоценный способ мышления, а вовсе не средство для выражения социальных идей (М.Амелин). Современный поэт реализует себя на уровне мелкой актуальности, замысловато претворяя в стихах азбуку повседневья (Е.Ермолин Е.) [4,с.271].

-          3, 4 группы (аналитики). Задание:

Обсудите предложенные вопросы в группах и дайте развёрнутый ответ на один из вопросов, опираясь на конкретный литературный материал (не менее 2-х произведений разных авторов).

1.               Стала ли современная поэзия менее лирической?

2.               Почему литературу постмодерна называют «литературой молчания»?

3.        Пытаются ли современные поэты восстановить предметное наполнение слова?

-          Группа экспертов. Задание:

Проанализируйте результаты работы групп и дайте им оценку. Какие ответы, с вашей точки зрения, является наиболее полными и убедительными? Аргументируйте своё заключение.

На этапе рефлексии выясняется, оправданы ли ожидания от урока его результатами, фиксируются личные «приобретения» (алгоритмы выполнения работ различного уровня сложности, новые способы деятельности и пр.), определяются цели и направления дальнейшей работы.

По утверждению А. В. Хуторского, «сходства и различия субъективных образовательных продуктов учеников естественны и необходимы, одной стороны, для самореализации индивидуального потенциала каждого ученика, сдругой — для последующего сопоставительного анализа и коллективной работы по выявлению своеобразия применённых учениками познавательных способов и классификации коллективно полученных результатов» [3]. Субъективность образовательных продуктов — «служит предпосылкой выстраивания индивидуальных образовательных траекторий»

Таким образом, взаимодействие учащихся на уроках-практикумах как внутри одной группы, так и разных групп между собой, способствует развитию способности к осмыслению собственного и чужого опыта, навыков актуализации имеющегося внутреннего потенциала, восполнениюего в содержательном, смысловом, ценностном планах. Закладываются основы самопознания, самореализации и самоутверждения.

Успешно реализуются задачи современной школы: формировать способы коллективной мыслительной и практической деятельности, социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам — как коллектива, так и общества в целом.

Литература:

1.    Любичева Е. В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем. — М.,2007

2.    Теория и практика современного урока. Пособие для преподавателей — Омск: ФГОУ СПО «ОПЭК», 2011. — с. 21.

3.    Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся. Доклад на ХII Всероссийской научно-практической конференции «Новые образовательные стандарты: системно-деятельностный подход» (Москва, март. 2012 года) / Режим доступа: http://www.khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm

4.    Черняк М. А. Современная русская литература: учебно-методические материалы. — М.: Эксмо, 2007

5.    Щербинина И. В. Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся. Методический практикум / Режим доступа: http://lit.1september.ru/2006/24/18.htm

6.    Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle