Библиографическое описание:

Останина С. А. Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 13-16.

Успешность качественного решения задач современного образования во многом определяется созданием благоприятных условий для формирования творческого стиля деятельности развивающейся личности в образовательном процессе. В педагогике значительное внимание уделяется проблеме становления творческой деятельности обучающихся с позиций целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. П. Волков, Н. П. Капустин, Л. А. Комиссарова, С. М. Коровкина, Л. И. Рысак, В. В. Сериков, В. С. Шубинский и др.), исследованию принципов и способов актуализации творческих потенций личности средствами образования (В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, Я. А. Пономарёв и др.), развитию творческого потенциала учеников путём организации учебно-познавательной деятельности (Е. А. Глуховская, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. И. Санникова, Г. И. Щукина и др.).

В педагогических и психологических исследованиях обоснованы также условия, средства и методы активизации творческого начала личности (Г. С. Альтшуллер, А. М. Матюшкин, А. В. Морозов А. И. Савенков, С. Д. Смирнов, Д. В. Чернилевский и др.), раскрыты сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий готовности личности к творчеству (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.).

Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам творчества, исследования, посвящённые разработке такой актуальной проблемы, как формирование творческого стиля деятельности школьников в рамках образовательного процесса немногочисленны; педагогический опыт формирования творческого стиля деятельности обучающихся в системе художественно-эстетического образования представлен недостаточно полно. Между тем каждый учебный предмет, каждая структура учебного процесса (урок) имеет в этом плане свои определенные возможности, обусловленные его содержанием, учебными целями и т. д. В логике нашей проблемы представляют интерес теоретические положения о сущности творческого стиля деятельности, разработанные Н. Ю. Посталюк, Л. Б. Ермолаевой-Томиной, В. И. Андреевым и др.

В нашем понимании, творческий стиль деятельности — это особый почерк, особая манера осуществления деятельности, суть которой заключается в стремлении любую деятельность воспринимать и выполнять творчески. Опираясь на междисциплинарный подход в раскрытии сущности категории «стиль», мы определяем творческий стиль как особый образ жизни и действий, как способ существования человека, который придаёт всей его деятельности творческий характер.

Формирования творческого стиля деятельности обучающихся в учебном процессе определяется современными тенденциями развития отечественного образования, смысл которого заключается в том, чтобы «взрастить человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько в рамках сферы профессиональной деятельности, сколько общечеловеческих ценностей» [5, с. 5].

В своём исследовании мы обратились к проблеме формирования творческого стиля деятельности обучающихся, осуществляемого в рамках художественно-эстетического образования, одна из задач которого заключается в организации художественно-эстетической деятельности школьников, направленной на развитие их творческих возможностей и формирование творческого видения окружающей действительности. Как убеждает образовательная практика, искусство играет в жизнедеятельности ребенка очень важную роль, реализуя целостное плодотворное влияние на становление личности. Однако, рассматривая богатейшие возможности творческого развития школьника средствами искусства, современная педагогика не конкретизирует их с позиции формирования особого стиля осуществления творческой деятельности на различных возрастных этапах.

Теоретической основой модели формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников являются современные научные педагогические подходы: культурологический, аксиологический, деятельностный и личностно-ориентированный, которые мы рассматриваем как методологические основания в формировании творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников.

Основные концептуальные положения культурологического подхода раскрыты в трудах Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, М. С Кагана, Н. Б. Крыловой, Н. Е. Щурковой и др.

Культурологический подход к построению образовательного процесса является важной методологической предпосылкой, так как формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности представляет собой определенным образом организованную систему, измеряемую ценностями культуры, где они становятся стимулами жизнедеятельности субъекта, который осознает и присваивает эти ценности на личностном уровне. Данный подходпредполагаетанализ педагогических событий через призму культурных норм и ценностей, развитие личности как человека культуры, способной к самоопределению и творческой самореализации в различных видах художественно-эстетической деятельности.

М. С. Каган пишет, что человек использует, воспроизводит и творит культуру, тем самым он создает себя как субъекта культуры, воплощающего себя в ней [4, с.123]. Е. В. Бондаревская выделяет определённые компоненты личного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры. Среди них важное место отводится индивидуально-творческому компоненту, представляющему собой формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности, развитие способностей [8, с.58].

О. С. Газман в концепции педагогической поддержкиребенка и процесса его развития отмечает, что основу воспитания составляет базовая культура личности как «целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой» [8, с.64]. В. И. Андреев пишет: «Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации» [2, с.353].

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры: он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых её элементов. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности. Культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры, ориентирует систему образования на диалог обучающегося с культурой, как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Аксиологический подход лежит в основе изучения ценностей как смыслообразующих доминант воспитания. По определению С. И. Ожегова, «ценность» обозначает важность, значение какого-то объекта (вещи, события, состояния, поступка) для человека и общества [7, с. 871]. Закономерности функционирования и эволюции ценностных ориентиров общества, реализуясь в педагогических процессах, приводят к пониманию приоритета культурных общечеловеческих ценностей. Реализация аксиологического подхода в воспитании связана с проблемой развития и саморазвития общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры подрастающего поколения.

В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценностей человеческой жизни, воспитание и обучение педагогической деятельности и образования в целом. Проблема ценностей занимает важное место в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Т. К. Ахаян, Л. П. Буевой, И. В. Дубровиной, З. И. Васильевой, А. В. Зосимовского, М. Г. Казакиной, В. А. Караковского, А. В. Кирьяковой, В. А. Крутецкого, В. Н. Мясищева, Н. Д. Левитова, Н. М. Якобсона.

В. И. Андреев отмечает, что если воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентаций личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина, Красота, то мы приобщим подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям [1, с. 359]. Он считает, что педагогическая деятельность способствует созданию условий, при которых достигается освоение общечеловеческой культуры, осознание и самореализация воспитанниками своих потребностей, интересов и способностей.

В контексте проблемы исследования в иерархии ценностей личности особый интерес для нас представляют эстетические ценности. Б. М. Неменский в труде «Мудрость красоты» отмечает, что формирование эстетических ценностей во многом зависит от целенаправленной организации духовной деятельности воспитуемого и его переживаний. Для воспитания человека культуры необходима организация «труда души» — процесса глубоко личных переживаний, в котором происходит поиск и выбор нравственных ценностей; осмысление окружающего мира, человеческой жизни, в том числе и своей собственной [6, с. 205].

В эстетических ценностях личности отражаются потребности, интересы, стимулы художественной и эстетической деятельности. Основу структуры эстетических ценностей составляют: сформированные принципы вкусовых предпочтений в художественных видах творчества (М. С. Каган); представления об эстетическом идеале, как критерий оценки прекрасного в жизни (С. И. Комаров); конкретно-чувственные навыки восприятия и оценочно-вкусовые предпочтения, которые, накапливаясь, преобразуются в осознанную систему критериев выбора (С. И. Иконникова); идеал как обобщенный образ целеполагающей деятельности, устремленности человека к высшему совершенству (В. К. Скатерщиков). Все вышесказанное позволяет рассматривать эстетические ценности как культурные смыслы, основы формирования духовной культуры личности, ее эмоционально-ценностного отношения к прекрасному в жизни и искусстве, проявлениям творческой активности в различных видах художественно-эстетической деятельности.

В исследовании подчеркивается важность включения школьников в разнообразные виды художественно-эстетической деятельности, которая определяется как сознательное и самобытное творчество, осуществляемое ими на основе личного опыта познания красоты искусства и окружающей действительности. Деятельностный подход создает предпосылки для самовыражения и самореализации школьников, развития их творческих способностей и формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности.Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием его идей в психологии, чему посвятили свои труды Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн.

Основная идея деятельностного подхода связана с «организацией и управлением целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника» [8, с.99]. Деятельность является важной формой и основой проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Под деятельностью понимается активность субъектов, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта материальной или духовной культуры.

В. И. Андреев пишет: «Человек проявляется и развивается в деятельности. Эта закономерность и положена в основу принципа деятельностного подхода в воспитании» [2, с.350]. Автор справедливо утверждает, что в процессе созидательной творческой деятельности человек с неизбежностью растёт, саморазвивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех проблем, которые становятся объектом его предметной деятельности [2, с.382]. В активной деятельности развиваются восприятие, мышление, воображение; формируются знания, умения и навыки; проявляются эмоциональные, умственные, нравственные свойства человека, приобретается опыт; в результате создаются условия для развития самой деятельности, возникновения ее новых видов и обогащения содержания.

В Концепции Н. Е. Щурковой человек рассматривается как существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа [9, с.41]. Е. В. Бондаревская отмечает, что воспитание ребёнка как человека культуры, предполагает воспитание гуманной, духовной, творческой личности, готовой к преобразованию усвоенных алгоритмов поведения в соответствии с изменяющимися условиями, т. е. к творчеству. [8, с.55–56].

В исследовании мы акцентируем важность личностно-ориентированного подхода к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников, позволяющего обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка; развивать его неповторимую индивидуальность; прогнозировать, проектировать и стимулировать индивидуальную траекторию формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности каждого обучающегося. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие учёные как Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.

Личностно-ориентированный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе обучающийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности. Личностно-ориентированный подход реализуется в ряде особенностей педагогического процесса, в том числе в принципе индивидуального подхода, который требует знания особенностей обучающихся и выбора адекватных целей, содержания и методов работы. Данный подход означает также и учет особенностей учителя в педагогическом процессе, его направленности, потребностно-мотивационной сферы, индивидуального стиля деятельности; профессионального роста и самореализации учителя в процессе работы.

Согласно позиции Е. Н. Степанова, Л. М. Лузиной, личностно-ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащихся, проявлению их субъективных качеств. Одним из принципов личностно-ориентированного подхода является «принцип творчества и успеха». Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащихся и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащихся, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я» [8, с.123]. В. И. Андреев считает, что при личностно-ориентированном подходе необходимым условием является прогнозирование, проектирование, стимулирование творческого саморазвития каждого ученика [2, с.350].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса, осуществляемое на основе культурологического, аксиологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, целесообразно выстраивать так, чтобы оно активизировало творческое начало личности и побуждало школьников к активной творческой деятельности.

Литература:

1.                  Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. — 238 с.

2.                  Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608с.

3.                  Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб.пособие [Текст] / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.

4.                  Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. — СПб: Петрополис, 1996. — 414 с.

5.                  Морозов, А. В., Чернилевский, Д. В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие [Текст] / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004. — 560 с.

6.                  Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя [Текст] / Б. М. Неменский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.

7.                  Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю Шведова. Российская АН. Институт русского языка; Российский фонд культуры. — М.: Азъ Ltd, 1992. — 960 с.

8.                  Степанов, Е. Н., Лузина, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160с.

9.                  Щуркова, Н. Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру [Текст] / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. — 1998. — № 5. — С. 2–8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle