Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Корженко, О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития / О. М. Корженко, Е. А. Заргарьян. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3855/ (дата обращения: 26.04.2024).

Статья посвящена рассмотрению сущности, целей и перспектив дальнейшего развития артпедагогики — одной из современных областей научного знания. Рассмотрены пути ее реализации и взаимосвязь с общей педагогикой. Статья предназначена для педагогов, родителей и всех, кто интересуется вопросами воспитания посредством искусства.

Ключевые слова: артпедагогика, воспитание, обучение, художественная культура, искусство, личность, развитие, теория и практика, творчество, психика.

Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является артпедагогика. Как известно, ее поле деятельности — проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности.

Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сущность артпедагогики состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у человека (в том числе — при наличии отклонений в развитии) художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности.

Надо сказать, что на сегодняшний день в России понятие «артпедагогика», как особое направление в современной педагогической науке, не получило еще достаточно полного и точного определения. Но, несмотря на этот факт, педагоги дополнительного образования, творчески мыслящие учителя, преподаватели вузов и так далее все чаще начинают использовать в своей практике отдельные приемы, методы и технологии артпедагогики. Можно уверенно говорить о том, что данное направление с каждым годом все более настойчиво заявляет о себе в современном образовательном и культурном пространстве России. Здесь стоит заметить, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в артпедагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Иными словами, артпедагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование.

Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, а также — через его непосредственное участие в творческом процессе. Оно формирует отношение человека к миру, ко всем явлениям бытия, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики.

Надо сказать, что на современном этапе развития артпедагогика наиболее полно реализует себя в двух сферах человеческой деятельности: в науке и практике, причем обе они взаимосвязаны. Основными сферами артпедагогической деятельности сегодняшних исследователей и практиков можно считать создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе объединения таких общеизвестных наук и отраслей, как педагогика, психология, искусствознание и, в целом, всего огромного спектра человекознания, а также — организацию педагогами самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса. Характерной особенностью артпедагогики является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим потенциалом. В ней очень тесно переплетаются художественное развитие и эстетическое воспитание. При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика — как в учебной деятельности, так и вне ее.

Артпедагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели — помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.

Однако у артпедагогики есть и свои, только ей одной присущие цели — например, формирование этического и эстетического «иммунитета» личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Он особенно важен в современном мире, где мы и наши дети так часто встречаемся с образцами безвкусицы и бездуховности. «Этический иммунитет» — это цельное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в окружающей среде и адекватную реакцию на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, организацию духовных ресурсов для преодоления материальных и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности. «Эстетический иммунитет» — характеристика духовного новообразования личности, обладающая такими качествами, как умение отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса, эклектики в искусстве, в человеке (в его поступках, поведении, творчестве); быть устойчивым к воздействию массовой, безликой культуры.

Артпедагогика имеет общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне сформировавшейся на сегодня области педагогической деятельности. Они таковы:

1.                           Использование искусства и его средств (в совокупности с содержанием какого-либо учебного предмета) в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися;

2.                           Интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;

3.                           Отдание приоритета воспитанию в классической последовательности «обучение-воспитание-развитие личности».

Артпедагогика способна и призвана решать следующие задачи:

-          облегчение процесса обучения для ученика и педагога;

-          поиск социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств, которые возникают в процессе общения педагога с учащимися;

-          наличие материала для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике;

-          проработка учебного материала с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми;

-          налаживание отношений между учителем и учениками, создание наиболее благоприятных условий для ведения диалога;

-          содействие в сохранение целостности человеческой личности, путем воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности;

-          содействие адаптации личности в социуме (самопознанию, самоопределению, самореализации), через приобщение к плодам творчества всего человечества в разных его видах, путем создания собственного творчества;

-          развитие рефлексивной культуры, чувства внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения;

-          содействие развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства.

В качестве концептуальных идей артпедагогики на сегодня выделяются следующие: идея гуманизации, идея креативности, идея рефлексивности, а также — идея интегративности.

Что касается гуманизации, то, по нашему мнению, это — стержень нового педагогического мышления, в основе которого лежит установка восхождения к личности, к человеку как высшей ценности. Гуманизм — основа артпедагогики, главный принцип деятельности артпедагога, если только он реализуется по отношению к каждому ученику вне зависимости от его способностей. Вера в индивидуальность предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к ученикам, которые не вызывают симпатии педагога. При этом воспитательные цели превалируют над целями обучения. Сам этот процесс насыщается размышлениями над вечными проблемами (добра и зла, любви и мудрости, красоты и гармонии и др.)

Креативность включает в себя четыре основных аспекта: креативная среда, креативная личность, креативный продукт, креативный процесс. Личность становится креативной, только если она может осуществлять свою творческую деятельность полноценно, в условиях свободной и креативной среды. Творческая способность не может возникнуть и тем более развиться в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается:

-        принятием безусловной ценности индивида, способностью к самовыражению;

-        созданием атмосферы, в которой отсутствует однозначная внешняя оценка (она обязывает защищаться, а ее отсутствие раскрепощает человека);

-        наличием чуткости и понимания.

Реализация идеи рефлексивности — это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности можно рассматривать ее способность к работе в условиях неопределенности, так как это свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творческих возможностей личности.

Идея интегративности заложена в самой основе артпедагогики. Как уже отмечалось выше, она развивается на основе слияния всех отраслей и видов искусства, а также — педагогики, психологии и других областей наук о человеке. Гармоничное сочетание всех видов и форм разнообразной художественной деятельности обогащает нравственно-эстетический облик учащегося. Вместе с тем, ученик осваивает информацию в основном при помощи трех модальностей (ощущения, зрение, слух), Так как у каждого человека доминирует своя модальность, то и материал необходимо воспроизводить в трёх модальностях одновременно — для его лучшего понимания и усвоения всеми участниками учебного процесса.

Таким образом, сочетание педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет нам освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные на сегодняшний день. Благодаря этому становится возможным сделать обучение более результативным, творческим и доступным для каждого человека. Кроме того, к очевидным достоинствам артпедагогики следует отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми и взрослыми наук и искусств, а также — духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день.

Литература:

1.             Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.

2.             Копытин, Е. А. Арт-терапия / Е. А. Копытин. — М.: Новые горизонты, 2006.- 336 с.

3.             Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.

4.             http://nsportal.ru

Основные термины (генерируются автоматически): искусство, креативная среда, образовательный процесс, процесс обучения, педагог, художественная культура, художественная деятельность, ученик, умение, различный вид искусства, развитие, практик, вид искусства, общая педагогика, научное знание, личность, воспитание.

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека.

В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства.

Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играют предметы...

Интеграция видов детского художественного творчества через...

Задачами интегрированного занятия являются: воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно-творческой деятельности, понимание искусства, формирование художественного образа у детей.

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному...

Воспитание — целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника, направленное на изменение его сознания, отношения, психического состояния, знания, умения, способа деятельности или других сторон личности воспитуемого.

Основные категории педагогикиразвитие, воспитание...

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

изобразительное искусство, художественно-образное мышление, самостоятельная работа, художественный образ, учебная постановка, навык восприятия, процесс обучения, задача, студент, навык. Формирование креативного мышления на уроках.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

«Художественное воспитание» есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его...

Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе...

в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Современные подходы к формированию творческого стиля...

Однако, рассматривая богатейшие возможности творческого развития школьника средствами искусства, современная педагогика не конкретизирует их с позиции формирования особого стиля осуществления творческой деятельности на различных возрастных этапах.

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека.

В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства.

Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играют предметы...

Интеграция видов детского художественного творчества через...

Задачами интегрированного занятия являются: воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно-творческой деятельности, понимание искусства, формирование художественного образа у детей.

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному...

Воспитание — целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника, направленное на изменение его сознания, отношения, психического состояния, знания, умения, способа деятельности или других сторон личности воспитуемого.

Основные категории педагогикиразвитие, воспитание...

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

изобразительное искусство, художественно-образное мышление, самостоятельная работа, художественный образ, учебная постановка, навык восприятия, процесс обучения, задача, студент, навык. Формирование креативного мышления на уроках.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

«Художественное воспитание» есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его...

Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе...

в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Современные подходы к формированию творческого стиля...

Однако, рассматривая богатейшие возможности творческого развития школьника средствами искусства, современная педагогика не конкретизирует их с позиции формирования особого стиля осуществления творческой деятельности на различных возрастных этапах.