Автор: Зайцева Юлиана Витальевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)

Библиографическое описание:

Зайцева Ю. В. Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 142-143.

Образовательная политика России отражает общенациональные интересы в сфере образования, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Именно образованию в постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль.

Основная цель среднего профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного, компетентного, свободно владеющего своей профессией, способного работать в команде, легко адаптирующегося в часто меняющейся реальности, коммуникабельного.

В контексте основных направлений развития образования реализуются мероприятия, направленные на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных рынком труда. Мероприятия будут включать в себя возможности использования социальной рекламы, ознакомление подростков с перспективами трудоустройства, оказание социальной поддержки выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования.

Образование будет носить гуманистический характер, будет отдаваться приоритет общечеловеческим ценностям, жизни и здоровью человека; будет направлено на развитие личности, обеспечение её самоопределения, создание условий для её самореализации.

В данной статье мы обсудим необходимость обеспечения процесса успешной адаптации обучающихся к образовательной среде колледжа средствами социально-психологического тренинга.

Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический [1, с.19].

Биологический аспект адаптации включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды, а также к изменениям в организме.

Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Эмоционально здоровые дети обладают хорошо развитой способностью приспособления в разных ситуациях. Они уверенно справляются со страхом. И это один из показателей их эмоционального благополучия.

Такие подростки обладают способностью к самостоятельному планированию своей деятельности, способны принимать адекватные решения. Они не бояться ошибиться, принять неординарное решение.

Однако надо понимать, что каждый человек в разной степени зависит от обстоятельств и некоторая зависимость нам просто необходима.

Возможности адаптации ребенка зависят от наследственности, возраста, состояния здоровья, степени тренированности. Расширить возможности адаптации можно за счет рационального режима дня, психического и морального состояния индивида, а также с помощью социально-психологического тренинга.

Социально-психологическая адаптация в образовательном процессе — это приспособление личности к взаимоотношениям в новом коллективе. Переход ребенка из школы в колледж, из колледжа в вуз или на работу требует его адаптации к новым условиям и коллективу.

Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если подросток предварительно ознакомлен с новыми людьми, с предстоящей деятельностью, имеет представления об особенностях обучения в данном учебном заведении. Основные проявления психологической адаптации — взаимодействие, общение подростка с окружающими людьми и его активность [3, с.11–12]. Процесс психологической адаптации проходит каждый ребенок в ходе своего индивидуального развития, а потом и профессионального трудового становления.

Современные методы психолого-педагогического воздействия должны предусматривать возможность выявления причин дезадаптации подростка, выбора форм коррекционно-развивающей работы и её организации с учетом ресурсов самого ребенка и его социального окружения.

В психолого-педагогической работе мы выделяем следующие направления:

  1. Диагностика общения и социально-дезадаптивного поведения обучающихся. Интерпретация полученных данных результатов производится на основе психолого-педагогической характеристики ребенка, наблюдений, первичного запроса учителя, а также результатов тестирования.

  2. Психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие навыков общения, социальной компетентности ребенка, коррекцию эмоционального состояния.

При этом в работе с подростками мы в основном используем социально-психологический тренинг. Подростковый возраст — это период становления человека, когда активно формируется жизненная позиция, личностные установки, мировоззрение ребенка. Как указывает В. З. Кантор, «именно в условиях организованного воспитательного процесса…должен формироваться комплекс ценностных ориентаций, аксиологический потенциал личности» [4, с.56–57].

Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, правилами и проблемами. Его особенностью является то, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования.

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [2, с.19].

И. В. Вачков указывает, что тренинг — метод работы, в котором психолог призван не только помочь решить существующие проблемы у участников, но и оказать профилактическое воздействие за счет предоставляемой возможности «научиться решать проблемы» [3, c.17].

Участники тренинговой группы, при содействии ведущего-психолога, включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем, в самосовершенствовании, формировании навыков саморазвития личности в целом, получении эмоционального опыта. Задача психолога: формирование у обучающихся системы ценностей, связанных с личным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний о физиологических и психологических процессах и их взаимосвязи со здоровьем, формирование умений и навыков сохранения, восстановления, укрепления и совершенствования личного здоровья. Это позволяет подростку сохранять жизнестойкость, душевный комфорт, активность, делает личность самодостаточной, гармоничной.

Работа в группе позволяет подростку анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, формировать у себя навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений так необходимых ему для успешной адаптации в новом коллективе.


Литература:

  1. Большой психологический словарь/Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

  2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2000.- 224с. (Практическая психология).

  3. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002.169 с.

  4. Изучение личности учащегося. Волгоград, 1982.

  5. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль слепых и слабовидящих. СПб.: Каро, 2004. 240 с.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle