Библиографическое описание:

Земляченко М. В., Кутергина Т. В., Посохова Г. И. Формирование связной речи с помощью мнемотехники [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 125-128.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает учителя- логопеда к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.
Рынок образовательных услуг, программ, учебников, новых технологий обучения требует настоятельного учета базисного уровня образования одной ступени для более быстрого и оптимального процесса адаптации ребенка безболезненного перехода на последующую, более высокую ступень образования. Для педагогов ДОУ такой базисной основой являются те критерии, нормы, которые будут способствовать успешному обучению в начальной школе. На семинарах, на заседаниях координационного совета, в ходе работы медико-педагогических консилиумов в системе непрерывного образования был отдан приоритет развитию связной речи, а не обучению грамоте. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности, а приобретает еще большую остроту, ведь речь в этой статье пойдет о детях с отклонениями в речевом развитии. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и глубокому сожалению детей с общим недоразвитием становится все больше и больше.
Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений. Формирование её у детей — изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии, но она многократно усложняется, если у ребёнка наблюдается системное недоразвитие речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Поэтому использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Мнемотаблица для запоминания стихотворения Е. Михайловой «Что такое новый год?»


Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

  • Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

  • Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами).

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

Установить последовательность изложения выявленных признаков; Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  • Активизируется словарный запас;

  • Расширяется круг знаний об окружающем мире;

  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

  • Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

  • Развивается фантазия и творческое воображение детей.


В нашем дошкольном учреждении педагогический коллектив широко использует в своей работе мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы, модели для пересказа и самостоятельного составления рассказа. Учителя-логопеды используют этот метод для автоматизации в речи поставленных звуков.


Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.


Н.Нищева “Ёлочка”

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

  1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;

  2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

  3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

  4. найти лишнюю картинку;

  5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

  6. ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

  7. игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.


Литература:

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с.

  2. Матюгин И. Ю. Тактильная память. — М.: Эйдос, 1991.

  3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с.

  4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание, 1990, № 10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle