Автор: Солодовникова Татьяна Владимировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)

Библиографическое описание:

Солодовникова Т. В. Ценности семьи в современном учебно-воспитательном процессе (из опыта работы Чебоксарского техникума связи и информатики). [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 141-143.

Цель обучения и воспитания заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоничное развитие. Цели воспитания подрастающих поколений прежде всего отражают требования общества и государства, уровень развития экономики и науки, социокультурные особенности страны, а на современном этапе — и требования мирового сообщества. Россия имеет свою исторически сложившуюся национальную систему образования и воспитания, которая в настоящее время изменяется в соответствии с требованиями времени. Так, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования введены Федеральные государственные образовательные стандарты, одна из основных целей которых — формирование у выпускников общих и профессиональных компетенций. В формировании компетентностной модели выпускника участвуют преподаватели, работодатели, студенты, а также родители.

Семья как социальный институт всегда играла главную роль в передаче молодому поколению базовых ценностей, так как именно в семье происходит формирование духовного мира человека. «Семья — это среда, где человек должен учиться творить добро»,- утверждал В. А. Сухомлинский. Такие общечеловеческие ценности, как добро, истина, красота, личность, вера, свобода, равенство, счастье, долг, любовь, творчество, справедливость, мудрость имеют важное значение и для общества, и для личности. В ежегодном Послании Государственному Совету Чувашской Республики Глава Чувашии М. В. Игнатьев особо отметил, что «…для каждого из нас и общества в целом особенно важным является «экология души», основанной на базовых принципах морали и нравственности — сердечной теплоте, доброте, отзывчивости, уважении к другим людям, честности, готовности к самопожертвованию». Именно эти ценности, которые закладываются в семье, придают человеку смысл жизни, помогают принимать правильное решение, удерживают от противоправных поступков, вносят в жизнь гармонию. В современной России сложилась не очень благоприятная социокультурная обстановка. Сегодняшние родители — это та молодежь, которая воспитывалась в перестроечные годы, в годы нравственного кризиса. Заведующий отделением «Связь и информационные технологии» ЧТСИ Зайцева С. Г. (работает в техникуме 19 лет) с тревогой отмечает, что в таких семьях ценности занижены, и к мнению родителей ребенок — наш студент, не всегда прислушивается. Для него авторитетным становится кто- либо из однокурсников, либо из социальных сетей, либо из уличной компании. Зайцева С. Г. не устает говорить родителям и на собраниях, и во время индивидуальных встреч, что в семье ребенка необходимо воспитывать прежде всего на личном примере, личным поведением. На собраниях она, выступая перед родителями, напоминает, что в семье необходимо поддерживать благоприятный эмоциональный климат и искренне радоваться успехам студента, переживать за его неудачи. А доброжелательное отношение родителей друг к другу перенимается ребенком в любом возрасте. Техникум поддерживает тесную связь с родителями, привлекая семью к решению вопросов воспитания ребенка, видя в семье надежного партнера в воспитании своих студентов. Где, как не в семье, студент научится трудиться. Правда, сегодня трудовые обязанности студентов в техникуме ограничиваются в основном самообслуживанием. Они следят за порядком в закрепленной за ними аудитории, поддерживают порядок в коридорах, участвуют в весеннем субботнике, создают уют, чистоту и порядок в аудиториях. Как, если не на примере родителей, ребенок поймет необходимость выбора профессии, ведь выбор профессии — один из первых сложных выборов, который человек делает в жизни. Преподаватели специальных дисциплин уделяют много внимания формированию у студентов правильного понимания сущности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности. Студенты, будущие специалисты отрасли связи, успешно проходят производственную практику на предприятиях республики: ОАО «Ростелеком», ООО «ПМК-409», ООО «Промсвязьмонтаж», ЗАО «Союзтелефонстрой», ООО «Инфолинк». С целью формирования интереса к будущей профессии преподаватели проводят выездные занятия на производстве: «Типография № 1» г.Чебоксары, АТС № 41 ОАО «Ростелеком», Узел связи Чебоксарского почтамта, ПО «Завод им. В. И. Чапаева», Московский районный суд г. Чебоксары, «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии». Кто, как не родители, объяснят ребенку ценность семьи и брака. К тому же сегодня средства массовой информации и телевидение пропагандируют такие ценности, когда актеры или представители шоу-бизнеса имеют несколько браков, оставленных детей. Размышления студентов техникума в эссе «Что значит для меня семья» доказывают, что для современной молодежи семья имеет огромную ценность. «Семья — это самые дорогие, близкие и любимые для меня люди. В нашей семье мы понимаем друг друга, доверяем и заботимся друг о друге» (Иванова А., 17 лет). «Никто меня не любит так, как мои мама и папа. И все мы любим моего братика, которому сейчас 7 месяцев» (Антонова Е., 16 лет). «В семье меня всегда поймут, поддержат в трудную минуту, дадут полезный совет. Свою семью я считаю самой лучшей и люблю ее. Главное для меня — чтобы родители были всегда здоровы и счастливы. Меня пугает мысль, что я могу потерять родных» (Зайцева Д., 16 лет). «Я очень скучаю без моих родных и близких, моей семьи. Я учусь в техникуме и живу в городе, далеко от своей мамы и братьев, и мне их очень не хватает» (Маркова О., 17 лет). «Свою семью в будущем я вижу такой, какая она у меня сейчас: папа с мамой и мальчик с девочкой. И она будет дружной и счастливой, такой, в какой я живу сейчас» (Милкина В., 16 лет). «Я сам рос без отца, и это невыносимый ужас. Для себя давно решил: свою семью никогда не оставлю. Думаю, у меня будет большая семья, ведь сначала родители заботятся о детях, а потом дети — о своих пожилых родителях» (Абушаев Я., 16 лет). К сожалению, статистика свидетельствует: количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, неуклонно растет. Так, анализ личных дел студентов Чебоксарского техникума связи и информатики показывает, что 27,2 % студентов живут в неполных семьях, где нет пап, у 1,5 % студентов есть только папы, 2,5 % — не имеют обоих родителей. Естественно, специфический образ жизни студента в неполной семье отражается и на воспитательном процессе. Социальный педагог, кураторы учебных групп оказывают помощь одиноким родителям и опекунам студентов, чтобы у ребенка из неполной семьи и сироты не выработалось деформированное отношение к браку. Где, если не в семье, ребенок поймет, что забота о воспитании детей одинаково касается обоих родителей, что родители несут ответственность за будущее поколение, что ребенок имеет право воспитываться в нормальной семье. Ни для кого не секрет, что растет количество незарегистрированных браков, где тоже рождаются дети. К тому же такие браки зачастую — ранние, и молодежь необдуманно идет на создание брака в юном возрасте. На классных часах кураторы проводят беседы, объясняя, что главная причина для создания семьи — это взаимная любовь и уважение будущих супругов друг к другу. Например, классные часы «Чего не заслуживают наши матери» (Баранова О. Б., куратор группы С-1–10), «Семья — ячейка общества» (Семенова Ю. П., куратор группы Э-1–11), «Семья. Эстетика и нравственность быта» (Солодовникова Т. В., куратор группы Э-1–12) ориентируют студентов на приоритет семьи как одной из важнейших общечеловеческих ценностей. Среди студентов 3–4 курсов Чебоксарского техникума связи и информатики был проведен опрос «Ранние браки: за и против». Результат опроса показал следующее отношение старшекурсников к данной проблеме: «за» — 28 %, «против» — 55 %, «не думал(а) об этом» — 17 %.

На каждом этапе развития человечества лучшие его представители понимали: их будущее — в руках подрастающего поколения. Не имея школ, учебников, учителей, взрослые сами давали детям разные знания, развивали ум и память, воспитывали нравственные ценности, прививали моральные устои. С целью передачи накопленного опыта молодому поколению люди обращались к положительному воспитательному потенциалу народной культуры и народной педагогики, к опыту семейного воспитания. В древних государствах Востока и Европы школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания, и в семейно-общинном укладе школы семья играла главную роль в воспитании детей: отец отвечал за подготовку сына к жизни и обязан был передать ему свое ремесло. В Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения, в основе традиций обучения и воспитания лежал опыт семейно-общественного воспитания. В Римской империи и Византии ведущую роль в формировании будущего гражданина играло домашнее обучение и воспитание: отец занимался воспитанием мальчиков, а мать — воспитанием девочек. В семье дети получали трудовые знания, навыки письма и счета. В Средневековье представители богатых сословий готовили преемников в учебных заведениях, далеких от принципов народной и семейной педагогики, к определенной деятельности: духовное сословие — к монашеству, феодалы — к рыцарству, а низшее сословие — крестьяне и ремесленники — воспитывали подрастающее поколение в семьях, прививая трудовые навыки, так как готовили молодое поколение прежде всего к трудовой деятельности. В России учебные заведения долгое время были доступны только для привилегированных слоев общества. Представители бедных слоев населения, как правило, занимались воспитанием подрастающего поколения в семейных условиях, используя опыт семейного воспитания, заложенного в народной педагогике и передающегося из поколения в поколение. С усилением роли государства в деле воспитания подрастающего поколения, с развитием социально-культурных и экономических составляющих общества использование семейного опыта в образовании и воспитании становится практической необходимостью. Любое общество, государство заинтересовано в укреплении и сохранении семьи, а человек нуждается в прочной и надежной семье.

Известные учителя К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, Г.Песталоцци, великий русский писатель Л. Н. Толстой, просветитель И. Я. Яковлев, космонавт А. Г. Николаев, этнопедагог Г. Н. Волков обращались к опыту семейного воспитания, видя в нем неиссякаемый источник для воспитания молодежи. Так, К. Д. Ушинский изучил и прекрасно знал народные обычаи, обряды, традиции, с которыми ребенок знакомится в семье, и считал необходимым их использование в процессе воспитания. Я. А. Коменский рассматривал семью как важный фактор воспитания и обосновал идею «Материнской школы», опираясь на опыт семейного воспитания. В процессе воспитания подрастающего поколения он большое внимание уделял участию родителей в обучении и воспитании детей. Г. Песталоцци обобщил опыт швейцарской народной педагогики, акцентировав внимание на природосообразности воспитания, которое начинается в семье и должно продолжиться в школе. Л. Н. Толстой в своих произведениях представляет читателям, молодежи в том числе, модель об идеальной семье, где царит любовь, добро, взаимопонимание, где члены семьи обладают доблестью, чувством долга и справедливости, где родители на собственном примере прививают детям чувство уважения друг к другу. Великий писатель широко применял в Яснополянской школе принцип связи обучения и воспитания с жизнью. И. Я. Яковлев глубоко верил в педагогические идеи народа и внедрял народные педагогические принципы в Симбирской учительской школе, созданной по образцу семьи. Просветитель чувашского народа видел в семье опору народа и государства, призывал беречь семью. Космонавт А. Г. Николаев подчеркивал, что все доброе на земле идет от благословения матери, от семьи. Чувашский ученый с мировым именем, этнопедагог Г. Н. Волков отмечал огромную роль матери и семьи в формировании подрастающего поколения, называл семейное воспитание педагогикой любви, а родительский дом — «храмом семейной духовности». «Вы — будущее России и Чувашии. От того, какой жизненный путь вы выберете, какую семью создадите, зависит стабильность в обществе», — с такими словами обратился к молодежи Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев на одной из встреч со студенчеством.

Преподавательский коллектив Чебоксарского техникума связи и информатики осознает, что выпускник должен стать не только гражданином, но и будущим отцом, будущей матерью, воспитателем своих детей. Преподаватели, используя наследия великих педагогов по семейному воспитанию, учат юношей и девушек жить по совести. Они озабочены тем, чтобы предотвратить у своих воспитанников легкомысленное, несерьезное отношение к любви, рождению детей вне брака и не боятся рассказывать студентам о том, что такое семейная жизнь. Пословица: «С милым рай и в шалаше» — в настоящее время не оправдывается. Не будет рая, если выпускник не овладеет настоящей специальностью, не станет профессионалом, не получит достаточный заработок, не станет опорой семьи — об этом напоминают студентам кураторы учебных групп на классных часах. Преподаватели Чебоксарского техникума связи и информатики стараются полно использовать ценности семьи в современном учебно-воспитательном процессе, чтобы формировать у студентов — будущих родителей — чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям противоположного пола, развивать понимание роли отца и матери в воспитании молодого поколения. Они стремятся прививать студентам понимание социальной роли семьянина и осознание того, что у успешного семьянина будет не только достойная карьера, но и достойная старость.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle