Библиографическое описание:

Шалунов Н. В., Угольникова О. А., Козырева О. А. Модели и условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 21-23.

Система современного образования выделяет такие элементы педагогического знания, фасилитирующего понимание проблемы и ее решение в субъектном пространстве, как модель и условие. На основе анализа и сопоставления научно-методических работ, под моделью мы будем понимать идеальную структуру (качество, явление, механизм, средство, форму, условие, систему, продукт и пр.) словесно-логического или структурно-логического генеза, фасилитирующего понимание, постановку и решение противоречий субъектного, деятельностного, мультисредового, антропологического генеза и прочих направлений методологического знания.
Анализируя возможности применения общепедагогической теории в практике работы педагога по ФК и тренеров-преподавателей [4], под педагогическим условием будем понимать структуру выбора или продукт-механизм, фасилитирующий поиск постановки и нахождения решений противоречий социально-педагогического знания.
Особенности построения педагогического процесса в структуре тренировочных занятий регби уникальны, т. к. в субъектно-средовом определении модели и условий социализации, самореализации, саморазвития подростков всегда присутствуют личностный, средовый и мультисредовый факторы, наносящие свои ограничения и перспективы преобразования в определении и решении противоречий современного образовательного процесса.
Под мультисредой [2] понимают результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
Возможностям и проблемам самореализации и саморазвития подростков уделено немалое внимание в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, определяющих направление своей деятельности через специфические идеи, регламентирующие постановку и решение той или иной личностно-социальной и гносеолого-герменевтической проблемы системы воспитания, обучения, образования и социализации.
Практика определения дефиниции «самореализация» в гносеологическом понимании лежит в поле самостоятельной деятельности, обеспечивающей личности утверждение идей и практики жизнедеятельности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Таким контекстным новообразованием было личностно ориентированное воспитание, обучение, образование, идеи здоровьесберегающей педагогики, получения наивысших достижений в спорте, науке, искусстве и пр. Учитывая идеи нормального распределения способностей, можно предположить и доказать, что в различных областях деятельности одни и те же ее субъекты находятся в различных группах и определяют сообразно нормальному распределению социальные, личностные, профессиональные роли, раскрывающие личность в процессе деятельности и общения с позиции полученных результатов и сформированных способностей, возможностей и состоятельности идей в модели отношений и преобразования объективной реальности. Таким образом, необходимо уточнить определение понятий «самореализация» и «саморазвитие», раскрыть качественный и количественный аспекты спортивного набора и отбора, доказать необходимость изучения специфики самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби.
Начнем с того, что личность подростка, включенная в систему социальных отношений и общения, стоит на ступени выбора принятия или непринятия тех или иных норм и эталонов культуры, спорта, науки. Конфликты личности со средой связаны с необъективным видением специфики и условий социальных отношений, неадекватной самооценкой, несвоевременной переоценкой устоявшихся традиционных норм культуры, деформациями и нездоровым отношением групп лиц в социальной среде к постановке и решению той или иной проблемы. И из-за этого невозможно создать условия для грамотного изучения собственных возможностей личности подростка в спорте, науке, искусстве. Для устранения ряда конфликтных ситуаций необходимо расширять кругозор подростка в области самопознания, общей культуры, культуры научной организации труда и отдыха, культуры самостоятельной работы, коммуникативной культуры и пр.
Итак, под самореализацией будем понимать процесс и механизм определения перспектив, их достижения и отражения полученных результатов в контексте самостоятельной работы и деятельности в одном или нескольких направлениях (спорт, наука, искусство), системно преобразующих модели деятельности и сознание личности, включенной в общение и взаимодействие со средой в условиях неустанного выбора и ответственности за своё решение и продукты сотрудничества и творчества.
Под самореализацией спортсмена-регбиста понимаем процесс получения результатов и наград в структуре занятий регби, обеспечивающих ему ряд материальных и духовных стимулов к продолжению карьеры, саморазвитию и самосовершенствованию в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Саморазвитие — это условие становление личности в среде и деятельности, определяющееся через процесс постановки и достижения иерархических целей качественно-количественных изменений внутриличностного и мультисредового генеза, как механизм социализации и самореализации личности в среде и деятельности, как норма образовательного пространства, фасилитирующая получение качественного, непрерывного образования в соответствии с определяемой, моделируемой и уточняемой акметраекторией.
Под саморазвитием спортсмена-регбиста будем понимать процесс неустанного поиска качественно-количественных изменений в деятельности по формированию навыков и компетенций ведения тактики игры регби и опосредованных способов познания и преобразования объективной реальности, накладывающих свой отпечаток на продукты деятельности и общения субъекта среды и культуры.
Попытаемся сформулировать систему принципов самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, как целостную модель и условие самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби:
I. Принцип состоятельности деятельности и результатов в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах:
  • принцип постановки оптимальных, реально-достигаемых целей и выбор средств реализации моделируемых результатов в структуре тренировочного процесса в индивидуальном и коллективном продукте;
  • принцип неустанного поиска в достижении высоких результатов в структуре занятий регби;
  • принцип грамотного и гуманного управления коллективом команды спортсменов-регбистов и оказания своевременной помощи и поддержки в образовательном, психолого-педагогическом и прочих планах и ракурсах выявления противоречий и проблем;
  • принцип непосредственного участия в жизни и деятельности команды каждого ее участника;
  • принцип ответственности, дисциплинированности, тактичности, высокой духовно-нравственной культуры в общении между членами команды;
  • принцип ситуативного развития личности в структуре занятий и соревнований по регби;
  • принцип «выращивания» в культуре профессионально-педагогических отношений спортсмена-регбиста.
II. Принцип формирования среды и личности спортсмена-регбиста в структуре ведущей деятельности и общения:
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип единства теории и практики организации занятий и соревнований с учетом методических рекомендаций, циклов тренировочного процесса и программно-педагогического обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного этапов в регби;
  • принцип формирования единства ценностей и принятие норм культуры и этики в коллективе;
  • принцип обеспечения механизмов социально-профессиональной страховки в деятельности спортсмена-регбиста;
  • принцип сосредоточения ресурсов команды на поиске оптимальных условий социально-профессионального взаимодействия;
  • принцип формирования общих и профессиональных компетенций в структуре общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП).
III. Принцип единства самоопределения, самореализации, саморазвития в структуре педагогического взаимодействия спортсмена-регбиста:
  • принцип развития внутриличностных структур в соответствии с индивидуальными особенностями субъекта и его возможностями в игре регби;
  • принцип формирования потребности в культуре здорового образа жизни (ЗОЖ) и культуре отношений, раскрывающих ценность и уникальность каждой личности в процессе деятельности и общения в мультисреде, объединяющей подобно матрешке все составные единого продукта деятельности спортсмена-регбиста;
  • принцип позитивной разрядки или выхода энергетического и психоэмоционального потенциала в структуре занятий и соревнований в регби.
IV. Принцип управляемости педагогическими процессами в структуре занятий регби:
  • принцип синергетической самоорганизации педагогической системы, модели управления коей построены в соответствии с возможностями трансформации и ретрансляции основ гуманно-личностной педагогики и психологии;
  • принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса, управления им и реконструкции в соответствии с выявленными противоречиями и проблемами;
  • принцип соединения единоначалии и коллегиальности в управлении коллективом спортсменов-регбистов;
  • принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки за результатами деятельности спортсменов-регбистов;
  • принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.
Система принципов самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, в иерархии составных элементов акмеаксиологической профессиограммы спортсмена-регбиста в нашем случае представляет четырехзвенную систему ценностей и акмеперспектив становления, развития и формирования личности спортсмена-регбиста.
В дальнейших работах мы попытаемся определить педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби, отразив методы исследования и результаты организованного исследования в продукте сотворчества и сотрудничества спортсменов-регбистов, тренеров-преподавателей, педагогов системы дополнительного образования, педагогов по ФК, педагогов, занимающихся разработкой решения проблем общей и профессиональной педагогики.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.
  2. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
  3. Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 627 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–226–3.
  4. Козырева, О. А. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. — 279 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–353–0.
  5. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2007. — 359 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–270–0.
  6. Кундозерова, Л. И. Научная работа студентов: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 94 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–397–4.


1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle