Библиографическое описание:

Васильева Г. Н. Деятельностный подход в обучении физике [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 89-91.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Дидактические принципы деятельностного подхода в обучении:

  1. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

  2. Принцип непрерывности. Такая организация обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

  3. Принцип целостного представления о мире. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

  4. Принцип минимакса. Школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

  6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к выбору оптимального варианта.

  7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Элементы знания, которые изучаются в школьном курсе физики, принято делить на следующие основные группы: понятия о физических объектах, физических явлениях, физических величинах; физические законы; научные факты; физические теории; измерительные приборы и технические устройства. Каждый элемент знания является результатом определенной деятельности, которую принято называть деятельностью по созданию знания.

Каждому элементу знания могут быть адекватны три вида деятельности:

  1. «создание» знания;

  2. распознавание ситуаций, соответствующих знанию;

  3. воспроизведение ситуаций, соответствующих знанию.

В таблице 1 указаны обобщенные виды деятельности, адекватные перечисленным выше типам знания.

Таблица 1

Тип знания

Деятельность, адекватная знанию данного типа

Понятие о физическом объекте

Создание понятия о физическом объекте Распознавание реальных объектов, соответствующих понятию Создание объектов, соответствующих понятию

Понятие о физическом явлении

Создание понятия о физическом явлении. Распознавание явления в конкретных ситуациях (КС). Воспроизведение явления в КС.

Понятие о физической величине

Создание понятия о физической величине Определение значения физической величины в КС. Воспроизведение КС с заданным значением физической величины.

Физический закон

Установление физического закона Нахождение значений величин, входящих в закон, в КС. Объяснение и предсказание поведения объектов КС. Воспроизведение КС, подчиняющихся закону.

Научный факт

Установление научного факта. Распознавание КС, соответствующих научному факту. Воспроизведение КС, соответствующих научному факту.

Физическая теория

Создание физической теории. Объяснение известных явлений, законов. Предсказание новых объектов, явлений, законов. Объяснение и предсказание поведения объектов в КС (качественные задачи). Нахождение величин, характеризующих явление в КС (расчетные задачи).

Измерительные приборы и технические устройства

Разработка измерительного прибора или технического устройства. Измерение величин в КС или эксплуатация технического устройства.


Деятельностный подход при обучении физике как теоретико-методологическая стратегия определяет проектирование основных видов учебно-познавательной деятельности, которые выражаются в технологиях формирования структурных элементов знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи.

При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, а разрабатывает сам в соответствии с поставленными целями программу деятельности своей и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся будем понимать последовательность организующих действий учителя и действий учащихся, которые составляют содержание видов деятельности, указанных в целях развития. Эта программа может быть представлена кратко (свернуто) в виде структуры урока и отдельных его частей и развернуто в виде сценария урока с достаточно подробными рассуждениями учителя и ожидаемыми рассуждениями учащихся.

При деятельностном подходе в обучении физике используются те же дидактические средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы и т.д

Для организации деятельности учащихся по распознаванию ситуаций, соответствующих тому или иному элементу физического знания, используют физические задачи.

Кроме традиционных средств, при деятельностном подходе применяются специальные средства для управления процессом усвоения знаний и действий. Необходимость использования таких средств сводится к следующему. Если при традиционном обучении учитель предпочитает объяснять материал, считая его недоступным для самостоятельного изучения, то при деятельностном подходе учитель ищет такие средства поддержки, которые позволят учащимся выполнить запланированные действия самостоятельно. Например, при обучении учащихся решению задач по той или иной теме школьного курса физики существенную помощь им оказывают обобщенные методы решения. Эти методы учитель может сообщить учащимся с необходимыми разъяснениями. Однако их использование наиболее эффективно, если метод решения задач определенного типа выделяется самими учащимися. На начальных этапах обучения для организации деятельности учащихся по составлению метода решения задач можно использовать набор карточек, на которых выписаны отдельные действия, составляющие метод. Учащимся предлагается установить последовательность действий, разложив карточки по порядку.

Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих учащихся по созданию и (или) применению отдельных элементов или системы физических знаний.

Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Мне хотелось бы поделиться своим опытом реализации деятельностного подхода в обучении физике на примере урока решения задач по теме «Электрические цепи».

В начале урока задается вопрос: «Как решать задачу?» Повторяется алгоритм решения задач, который понадобиться учащимся на протяжении всего урока.

Следующий метод решения задач — брейн-ринг. Гибкость и быстрота мышления- главные помощники на этом этапе работы. Ребята с удовольствием принимают участие в брейн-ринге, где присутствует элемент соревновательности.

Эстафетный метод решения «многовопросных» задач позволяет ребятам работать в группе, формирует следующие компетентности: способность брать на себя ответственность; умение планировать действия; умение понимать поставленную задачу; делать свой выбор; умение формулировать запросы о помощи: советы, дополнительная информация.

Экспериментальные задачи — это метод, позволяющий использовать компьютерные технологии при решении задач по физике.

Самостоятельная работа показывает, насколько сформированы у учащихся: умение понимать поставленную задачу; делать свой выбор; владеть устным и письменным общением; умение выполнять обобщенный алгоритм; умение выражать замыслы с помощью схем, чертежей.

Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития учащегося как субъекта, что является целью современного образования.


Литература:

  1. Бубашнёва Н. В. «Деятельностный подход в обучении физике». — Биробиджан, ОблИУУ, 2005, — 36 с.

  2. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших пед. уч. заведений С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  3. Купаевцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle