Библиографическое описание:

Горшенина М. В., Фирсова Е. Ю. Реализация принципа качества «ориентация на потребителя» при подготовке менеджеров производственной сферы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

Российское общество постепенно начинает осознавать то, что образование становится источником благосостояния не только отдельной личности, но и предприятия и государства в целом. Экспертные оценки специалистов США свидетельствуют, что образование обеспечивает до 40 % экономического роста. Конкуренция как непременный атрибут рыночных отношений включает в себя конкуренцию в области инноваций и технологий и, как следствие, значительно обостряет конкуренцию на рынке труда. Современное производство требует работников, обладающих высоким профессионализмом, креативным мышлением, мобильностью и готовностью быстро реагировать на изменения, происходящие в профессиональной и социокультурной среде. Еще Г. Щедровицкий отмечал: «Мы уже перестали удивляться тем «переворотам» в производстве, которые следуют сейчас буквально один за другим… И каждый раз человек встаёт перед необходимостью переучиваться. Для этого нередко нет ни времени, ни сил, да это и неэкономично… Люди уже заранее должны быть максимально подготовлены к возможным сменам профессии, они должны иметь общее научное и техническое образование, которое бы обеспечило им необходимую основу для широкой группы профессий и свело процесс переучивания к минимуму» [1, с. 19]. Согласно постановлению правительства от 07.02.2011 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» важнейшей задачей профессионального образования является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с современными и постоянно меняющимися требованиями рынка. Следовательно, необходимо перейти «от парадигмы узкопрофессионального образования, формирующего фрагментарное мышление, к парадигме проблемно-ориентированного, синтетического образования, формирующего системное, синтетическое сознание и синтетический интеллект» [2, с. 85].

Современные подходы к повышению эффективности систем высшего профессионального образования ориентированы на качественные аспекты и на офлайновые методы управления, позволяющие управлять качеством уже на стадии проектирования. Применение основных принципов стандартов ИСО 9000 к специфическим задачам профессионального образования («что делать?»), позволяет найти новаторское работоспособное решение («как делать?»).

Основополагающими принципами менеджмента качества являются: ориентация на потребителя; лидерство руководства; вовлеченность персонала в работу по обеспечению качества; процессный подход; системный подход к менеджменту; непрерывное улучшение; принятие решений на основе достоверных данных; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Самым проблематичным принципом применительно к системе профессионального образования является принцип ориентации на потребителя. Рассмотрим, как реализуется данный принцип менеджмента качества при проектировании основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки 080200 менеджмент (профиль — производственный менеджмент).

Качество образовательной услуги в конечном итоге оценивает потребитель, поэтому оно должно быть соотнесено с его требованиями и ожиданиями. В роли внешних потребителей образовательных услуг выступают государство, работодатели и студенты.

Государство и общество как основные заказчики требуют и ожидают развития экономики страны, роста благосостояния граждан, повышения культуры, образованности, политической и социальной грамотности. Федеральный государственный образовательный стандарт в этом случае рассматривается как эталон для оценки качества образовательной деятельности. При разработке ООП требования ФГОС отражаются в федеральном компоненте учебного плана и базовых компетенциях, которые включают в себя общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, рекомендуемые государственным образовательным стандартом. Согласно ФГОС бакалавр по данному направлению подготовки должен выполнять следующие виды деятельности: организационно-управленческую, информационно-аналитическую и предпринимательскую [3]. Представленный перечень компетенций позволяют выпускнику успешно выполнять управленческие и экономические функции, но как показывает практика этого не достаточно для того, чтобы данный выпускник был востребован на рынке труда.

Государственная монополия на заказ в сфере образования сменилась широким спектром запросов идущих непосредственно от предприятий и организаций, выступающих в роли потенциальных работодателей. Именно они в значительной степени определяют конечный успех или неудачи выпускников. Предприятия ожидают профессионально компетентных, коммуникативных специалистов. Персонал становится интеллектуальным капиталом, от которого напрямую зависит конкурентоспособность организации. Менеджер производственной сферы должен быть квалифицирован для двух типов работ: управления более широкими функциями (такими, как маркетинг или топ-менеджмент) в высокотехнологическом предприятии и управления техническими функциями (такими, как проектирование или производство). Другими словами, такой выпускник должен быть готов к интегрированию инженерных и менеджерских знаний, приёмов работы и навыков, для достижения желаемых целей в технологичном предприятии с учётом последствий этих решений для окружающей среды.

Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной особенностям подготовки современных менеджеров, показало, что большинство авторов отмечают необходимость всесторонней подготовки, как в области экономики, так и в области отраслевого управления производством и производственной деятельностью. То есть менеджер производственной сферы должен быть готов принимать обоснованные с точки зрения экономики и управления производственные решения. Следовательно, содержание подготовки менеджеров производственной сферы должно основываться на формировании компетенций по трем направлениям: инженерное (производственное), управленческое и экономическое (рис.1) [4, С. 203].

Рис. 1. Основные компоненты содержания подготовки менеджеров производственной сферы


В связи с этим при разработке образовательной программы необходимо определить, какие характеристики выпускников нужны в различных сферах, и учесть их в региональном компоненте ООП. Необходимо, чтобы планирование и оценивание основных образовательных программ стало процессом, включающим систематическое участие посредников — работодателей.

Студенты в образовательном процессе играют неоднозначную роль. Если рассуждать в терминах производства продукции, то при поступлении в вуз они являются сырьём, в процессе обучения — перерабатываемым продуктом, по окончании вуза — конечным продуктом. Однако в отличие от сырья и продукции студенты вовлечены в образовательный процесс, и поэтому они выступают в следующих качествах: и как обрабатываемый процессом продукт и как внутренние потребители образовательных услуг. Основная цель обучаемого — это повышение своего уровня образованности, формирование готовности к будущей профессиональной деятельности, развитие личностных качеств, которые позволят ему быть конкурентоспособным на рынке труда. Требования студентов должны учитываться в элективном компоненте ООП, а также при разработке факультативных курсов.

На основании требований всех групп потребителей формируется учебный план направления подготовки и итоговая таблица компетенций, включающая в себя базовые и дополнительные компетенции (по рекомендациям работодателей).

Для анализа степени удовлетворённости внешнего потребителя можно использовать модель Мёрдика, Рендера и Рассела 5. Потребители оценивают качество предоставляемой образовательной услуги по тому, насколько реальность соответствует их ожиданиям.

Пусть w — требования, предъявляемые потребителем к образовательной услуге;

s — характеристика образовательной услуги;

d — информация об услуге (реклама, советы и рекомендации других людей и др.);

f — оператор восприятия, зависящий от индивидуальных особенностей, опыта потребителя, его способностей анализировать и оценивать информацию;

m — компетентность и эффективность деятельности персонала вуза (АУП, ППС, УВП и др.).

Матрица качества образовательной услуги образуется путём перемножения матрицы (f, m) и матрицы (w, s, d):

.

Элементы данной матрицы интерпретируются следующим образом:

fw — собственные представления потребителя об уровне образовательной услуги;

fs — фактическое восприятие потребителя;

fd — информация, полученная потребителем;

mw — представления вуза об ожиданиях потребителя;

ms — фактическая характеристика образовательной услуги;

md — рекламная информация, предоставленная потребителю.

Потенциальный уровень образовательной услуги определяют mw, ms и md. Общее впечатление потребителя зависит от результатов восприятия fw, fs и fd. Качество предоставляемой образовательной услуги определяется степенью расхождения между этими результатами. Уровень удовлетворённости потребителя будет тем выше, чем меньше расхождения ms: fw и fs: fw, т. е. насколько предлагаемый уровень услуги ms отвечает требованиям потребителя fw; насколько восприятие потребителя fs отвечает его требованиям fw.

Жизненно важна для любой организации, в том числе и образовательной, категория внутреннего потребителя. Каждый сотрудник, каждый преподаватель является частью цепочки «поставщик — потребитель». Невозможно удовлетворить ожидания внешних потребителей без удовлетворения потребностей внутренних. В табл. 1 приведена примерная структура удовлетворенности всех заинтересованных сторон [6, с.45].

Таблица 1

Структура удовлетворенности

Потребители

Структура удовлетворенности

Государство и общество

1. Исполнение бюджета

2. Увеличение самофинансирования вуза

3. Улучшение компетентности выпускников

4. Развитие экономики

5. Рост благосостояния граждан

Работодатели

1. Улучшение компетентности выпускников

2. Направленность научно-исследовательских работ на производство

3. Улучшение интеграционного процесса «вуз — производство»

4. Повышение эффективности

Студенты

1. Удовлетворенность содержанием обучения

2. Удовлетворенность производственной подготовкой

3. Удовлетворенность возможностью саморазвития

4. Удовлетворенность инфраструктурой

5. Удовлетворенность информационным обеспечением

6. Удовлетворенность организацией досуга

7. Готовность к профессиональной деятельности

Преподаватели и сотрудники

1. Возможности для профессионального роста

2. Удовлетворенность социокультурными условиями

3. Удовлетворенность информационным обеспечением

4. Удовлетворенность техническим оснащением

Вуз

1. Высокая квалификация и производственная компетентность научно-педагогических работников

2. Увеличение объемов внебюджетного финансирования

3. Увеличение числа внедряемых в производство НИОКР и дипломных проектов

4. Увеличение востребованности выпускников

5. Имидж вуза

6. Улучшение инфраструктуры

7. Улучшение показателей результативности и эффективности


Дополняя таблицу компетенций перечнем учебных дисциплин, получаем матрицу компетенций. Данную матрицу необходимо оптимизировать. Одна и та же компетенция может формироваться на различных дисциплинах, поэтому необходимо не только установить межпредметные связи между дисциплинами, но и определить последовательные уровни формирования одних и тех же компетенций по методике Б. Блума [7, с. 81]. Этот процесс требует ответственного отношения преподавателей учебных дисциплин и тщательного согласования не только типов заданий, но и системы оценки. Особую роль приобретают комплексные, интегрированные задания. Для оценки степени сформированности профессиональных компетенций для разработки оценочных средств можно привлекать работодателей (например, работа над конкретным проектом).

Таким образом, система профессионального образования как воспроизводящая система выполняет задачу психолого-педагогического производства гармонично развитой, профессионально компетентной и креативно мыслящей личности. Эффективность и результативность данной системы будет определяться тем, насколько она способсвует внутренней координации работ всех сотрудников и гарантирует выполнение требований всех заинтересованных сторон.


Литература:

  1. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика: Системы педагогических исследований. — М.: Касталь, 1993. 219 с.

  2. Субетто А. И. Квалитология образования. — М. — СПб.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.

  3. Приказ Минобрнауки от 20 мая 2010 г. N 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация «бакалавр») — М., 2010. 16 с.

  4. Фирсова Е. Ю. Формирование готовности экономистов-менеджеров к профессиональной деятельности // Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки», 2012 — № 1(17). С.202–206.

  5. Буймов А. Г., Буймов Б. А. Студент как мотивированный ресурс // Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сб. научн. тр. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. С.6 –68.

  6. Горшенина М. В. Теоретико-методологические основы управления качеством подготовки специалистов в техническом вузе. — Самара: СамГТУ, 2009. 112 с.

  7. Чернова Ю. К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса.– М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002. 250 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle