Библиографическое описание:

Абзалова С. С. Изучение учащимися жизни и деятельности выдающихся земляков, деятелей культуры и науки на уроках обществознания [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 67-68.

Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций — вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно — полезной, увлекательной, благородной работы.

Наш район и село Нурлаты дали стране много выдающихся людей — деятелей науки, литературы и искусства. Какую бы страницу истории нашей страны и республики мы не открыли, везде есть следы замечательных земляков. Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины через изучение жизни и деятельности выдающихся наших земляков — одна из основных задач моей педагогической деятельности. Поэтому на уроках и внеклассных мероприятиях обращаюсь к людям, которыми может гордиться наше село и Зеленодольский район. Например, в 8 классе при изучении тем: «Личность», в 7 классе «Выдающаяся личность», в 10 классе «Индивид, Индивидуальность. Личность», «Становление личности» учебный материал связываю с краеведческим материалом. Здесь целесообразно вовлекать учащихся к изучению жизни и деятельности выдающихся земляков, которыми богат наш край: это писатели, поэты, музыканты, артисты, учёные, государственные деятели. Вот только некоторые из них:

знаменитые ученые: Каюм Насыри — выдающийся просветитель, ученый-мыслитель, педагог, общественный деятель; Саттаров Гумар Фаизович — языковед, доктор филологических наук, профессор, «Заслуженный деятель науки ТАССР»; Валеев Рамзи Калимович — доктор исторических наук, профессор, «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан»; Асадуллин Абдулла Шагеевич — педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор, «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан»; Тагиров Равхат Бикмуллович — профессор КФУ, физик, академик; Урал Нуриевич Закиров, доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник Российской академии наук, почетный член Федерации космонавтики России, «Заслуженный создатель космической техники», «Заслуженный испытатель космической техники»; Ильдус Бариевич Хайбуллин — доктор физико-математических наук, профессор, член Академии наук РТ; известные деятели культуры: Ганиев Виль Халимович — литературовед, переводчик, «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»; Альмеев Усман Гафьятович — певец, народный артист ТАССР; Мухамедов Ирек Джавдатович — заслуженный артист РСФСР, солист Большого театра в Москве, с 1990 года — Королевского балета Великобритании; Шамов Афзал Шигабутдинович — талантливый прозаик, публицист, переводчик, общественный деятель, член Союза писателей СССР; Сафиуллин Юнус Габдулович — драматург, «Заслуженный деятель искусств РТ»; Зариф Фирдаус — писатель-прозаик, переводчик, публицист; Шафигуллин Фаиль Хафизович — знаменитый поэт, писатель, сатирик; Айдарский Газиз (Газиз Исхакович Валитов) — актер, режиссер и др; Ваисов Сардар (Гайнанутдин) (1878- 1918) — руководитель национально — освободительного движения, борец за восстановление Булгарского государства.

Итогом поисково-исследовательской деятельности школьников могут стать научно- практические конференции и вечера встреч с известными земляками.

При изучении темы «Личность и социальная среда» в 8 классе, «Самопознание и развитие личности» в 10 классе провожу конкурсы поисково — исследовательских работ «Человек с большой буквы», «Людей неинтересных в мире нет», «Всем смертям назло». В процессе исследовательской деятельности учащиеся встречаются с земляками, чья жизнь, по их мнению, является примером для подражания, берут у них интервью, пишут о своих впечатлениях об этих людях. Итоги этой работы подводим на уроке — встрече с замечательными земляками, которых выбрали сами дети. Они увлеченно рассказывают о своих односельчанах, об их отношении к жизни, людям, труду. Такие внеклассные мероприятия воодушевляют и вдохновляют подростков, помогают формировать их духовный мир без изъянов и пороков.

Работу над темой «Товар и деньги» в 8 классе завершаю дискуссией «Роль денег в жизни человека». На этот урок приглашаю старожилов, известных в селе меценатов и спонсоров, земляков, которым помогли благотворители, нумизматов, руководителя школьного музея. Уместно обратиться к возрождения культурно — исторических памятников нашей республики: острова — града Свияжска и Булгар, Раифского монастыря, строительству и восстановлению религиозных учреждений родного края: мечети, храмы, кладбища, святые родники. От этой встречи учащиеся получают настоящий урок жизни, урок доброты, душевной щедрости. Необходимо, чтобы подростки знали цену заработанного своим трудом рубля, возможности для их разумного, гуманного вложения, знали о конкретных примерах благотворительности и милосердия.

Важной воспитательной задачей современной школы является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Решению этой гуманной задачи способствуют уроки обществознания и внеклассные мероприятия по темам: «Нации и народности», «Межнациональные отношения» (8, 11 класс), «Религия», (9 класс), с участием земляков — представителей разных национальностей: татар, русских, армян, узбеков, таджиков и др. Школьники убеждаются в том, что только дружба, взаимопонимание и взаимоуважение могут способствовать миру и процветанию общества.

Краеведение и музейная педагогика представляют благодатный материал при изучении тем: «Религия», «Духовная культура» в 9 классе. Я практикую экскурсии и походы с учащимися в духовные заведения родного края, встречи с представителями различных религиозных конфессий, поисково — исследовательскую деятельность учащихся, посвященную истории культовых заведений края: храмам острова — града Свияжска, Раифы, Заволжья. Учащиеся создают исследовательские и проектные работы: «Православные храмы родного края», «История разрушенной церкви», «Мечети нашего края», «Святые места родного края».

Во время изучения тем: «Культура», «Искусство» в 10 классе провожу встречи с народными умельцами, оформление выставки «Творчество золотых рук моих земляков».

Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд учителя делает еще более значимым и необходимым.


Основные термины (генерируются автоматически): «Заслуженный деятель науки, деятельности выдающихся земляков, доктор физико-математических наук, деятель науки Республики, науки Республики Татарстан», общественный деятель, родного края, града Свияжска, духовной культуры, родного края», внеклассные мероприятия, «Заслуженный деятель искусств, космической техники», доктор педагогических наук, доктор филологических наук, доктор исторических наук, «Заслуженный работник культуры, познавательной деятельности учащихся, храмы родного края», заведения родного края.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle