Библиографическое описание:

Насимова Г. О., Сейсебаева Р. Б., Насимов М. О. Инновации и традиции в подготовке политологов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

Успешная работа любого высшего учебного заведения невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных услуг. Наряду с целями и содержанием образования качество подготовки выпускника зависит в первую очередь от уровня профессиональной компетентности преподавательского состава и организации его деятельности, от умения преподавателя развивать в студентах их способности, поддерживать интерес к учебной и научной деятельности [1]. В политологии, как и во многих других отраслях науки, знание теории и практические навыки тесно переплетены. Если у студента не сформировано умение применить теорию на практике, тогда первая остается невостребованной. Соединение теоретического курса с практической деятельностью позволяет дополнить традиционное обучение и уже на студенческой скамье дать им возможность ознакомиться с наиболее важными профессиональными навыками. В этой связи в данной статье представлены инновационные и традиционные методы преподавания политических дисциплин, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и способствуют интеграции теории и практики. Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава кафедры находится в прямой зависимости от уровня методического мастерства преподавателей, поэтому методическая работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Основными целями методической работы кафедры являются: систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов; повышение педагогического мастерства преподавателей; разработка новых методов организации и ведения учебного процесса.

Современные подходы к методике преподавания определяются в настоящее время концепцией, предусматривающей не только компетентность преподавателя в той или иной области знания, а и в умении передать эти знания обучающимся, применяя различные методы обучения, способы оценки их знаний.

Традиционными видами занятий являются лекции, которые выступают в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Именно лекция дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрирует внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулирует их активную познавательную деятельность и способствует формированию творческого мышления.

Безусловно, традиционная вузовская лекция имеет свои недостатки. Она приучает к пассивному восприятию материала, быстро забывается, уменьшается активность ее слушателей. Не секрет, что один студент успевает осмыслить содержание лекции, другой - только механически записывает лекцию, что противоречит принципу индивидуализации обучения.

Однако опыт обучения в вузе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Особо отметим, что уровень подготовки студентов различный, и зачастую только традиционная лекция может дать необходимый минимум знаний. Более того, многочисленность студентов в аудитории, особенно это касается студентов других специальностей, во время лекции создает определенные трудности в обеспечении активного общения с каждым студентом. Эти проблемы, безусловно, существуют, и устранить их не просто. Поэтому указанные недостатки могут быть устранены лишь правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.

При обучении студентов преподаватели кафедры применяют нетрадиционные виды чтения лекций, которые способствуют внедрению новых инструментов оценки достижений обучающихся, позволяют значительно оживить восприятие студентами материала. При этом имеется в виду не отказ от лекции, как таковой, а скорее нахождение оптимального сочетания лекционной работы с иными формами обучения. Примером может быть проблемная лекция, которая начинается с проблемного вопроса, парадокса, незаконченной политической истории, вызывающей интерес у студентов. Ответ формулируется в процессе лекции. На протяжении всей лекции поставленный вопрос побуждает будущих политологов к творческому осмыслению и решению проблемы. При этом, основная задача состоит в том, чтобы ввести студента в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся теоретических знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других студентов, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте и логике. Оптимальный вариант проблемной задачи - та задача, решение которой неоднозначно даже для самого преподавателя [2]. Благодаря таким лекциям студенты знакомятся с различными мнениями по проблеме, что в определенной степени способствует интенсификации процесса обучения и усвоения программного материала. Иными словами, если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной -всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Дисциплины специальности «Политология» отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения, имеющих одинаково научный характер. Следовательно, преподавание этих дисциплин имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления.

Что касается практических занятий, применение инновационных технологий позволяет не только углубить и упорядочить знания, полученные на лекции, но и совершенствует умение студентов анализировать проблемы, формирует собственное мнение. Преподавателям политических дисциплин, это особенно важно. Для практических занятий преподавателями проводится работа в «неформальных группах» - в парах, четверках, малых группах. Неформальная групповая деятельность поддерживает активную интеллектуальную вовлеченность студентов на протяжении всего практического занятия. В качестве приемов активизирующих методы преподавания используются диалоги и интервью в парах, импульс-сообщения, ролевые игры, доски с заметками, карточки, карты мнений. Применяется в практике и метод группового исследования. Студенты принимают активное участие в планировании процесса исследований, который состоит из нескольких стадий: на первой из них студент выбирает тему, с которой он принимается в группу, работающей по этой теме, на второй – студенты совместно планируют работу по выполнению задания, осуществляют разделение труда. На следующем этапе проводят исследования и т.д. Студенты-политологи готовят исследования и в рамках рубежного задания. Например, именно магистрантами изданы две брошюры «Российско-чеченский конфликт: политологический анализ», «Конфликт в Ливии». В данном проекте принимали участие все магистранты, каждый из них выполнял свою задачу. Думаем, что данная технология сдачи рубежного контроля способствует развитию исследовательских навыков обучающегося.

Постепенно внедряется популярный метод Case-Study, в котором создается проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Для преподавателей политологии таковыми могут являться президентские или выборы в Мажилис Парламента, предотвращение кризисных ситуаций в политике и т.д. Задача состоит в том, чтобы студенты самостоятельно смоделировали различные пути решения этой проблемной задачи. Одной из современных инновационных образовательных технологий, которая будет внедряться - это политологические турниры, представляющие собой форму занятий, придающих учебному процессу соревновательный характер. Данный метод будет содействовать развитию навыков интеллектуальной деятельности и публичных выступлений, а также личной ответственности каждого студента. Турниры будут проводиться на двух уровнях: внутри группы и между студенческими группами. Их тематика соответствует основным разделам курса либо наиболее важным проблемам, например, формирование гражданского общества в Казахстане и т.д. Подготовка к турниру начинается с объявления преподавателя, что очередное семинарское занятие будет проводиться в форме турнира. Предлагается тема, к примеру, «Факторы политической стабильности Республики Казахстан». Готовясь к турниру, студенты изучают материалы лекций по этому разделу, знакомятся с основной и дополнительной литературой. Турнир между группами следует отнести к соревнованиям более высокого ранга. В отличие от внутригруппового турнира здесь вводится домашнее задание. Соперничающие группы заблаговременно предлагают темы и готовят рефераты, с которыми выступают на турнире. Жюри оценивает не только качество рефератов, их содержание и форму, но и поведение оппонентов, актуальность и оригинальность темы домашнего задания. Завершается турнир подведением его итогов, определением победителей и их награждением [2].

Все более широко в политологическом образовании применяются деловые игры, которые доказали, что они способствуют не только закреплению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получению умений и навыков. Применение игрового моделирования в процессе подготовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с принятием решений, соответствующих реальным обстоятельствам в условиях неопределенности. При этом, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, творчеству и коллективному взаимодействию, формируются важные социальные установки, приобретаются практические навыки находить оптимальные решения конкретных задач в сфере политики. Например, в процессе проведения деловой игры в рамках изучения дисциплины «Политическая конфликтология» студенты, побывав в роли участников переговоров, гораздо легче усваивают навыки ведения переговоров, оказания посреднических услуг, предотвращения конфликтов.

В современных условиях увеличивается доля самостоятельной работы студентов, что требует сегодня повышенного внимания к вопросам ее организации, стимуляции и интенсификации. Самостоятельная работа позволяет максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря личностному выбору студентами способов работы, предпочитаемых носителей информации и др. [3]. Поэтому сегодня внедряются новые технологии, направленные на рациональную организацию самостоятельной деятельности обучаемых и повышение роли самого студента в этом процессе. К выносимым на самостоятельную проработку материалам предъявляются требования новизны, информативности, познавательной ценности, как к факторам, мобилизующим внимание. Эффективности самостоятельной работы обучающихся способствует предварительная подготовка преподавателями заданий-инструкций, направляющих познавательную деятельность обучаемых. Для того чтобы придать работе творческий характер, предлагается студентам проблемно-ориентированные задания, которые способствовали бы формированию навыков самостоятельного анализа. Для качественной внеаудиторной самостоятельной работы преподаватели рекомендуют максимально использовать возможности Интернет-ресурсов. В настоящее время преподавателями создается банк актуальных данных по политическим дисциплинам. Это текущие политические новости, анализ политической ситуации в Казахстане и в мире, новостные дайджесты и др.

Как известно, у студентов словесно-логическое мышление обеспечивает высокое качество усвоения знаний только в сочетании с наглядно-образным мышлением. Наглядно-образное мышление позволяет обучаемым легче, системнее запоминать учебный материал. В практической деятельности выпускник обычно пользуется теми знаниями, которые сохранились в его памяти. Поэтому применение в процессе преподавания таблиц, схем, рисунков, фотографий, видеофильмов повышает не только качество обучения, но и результативность работы К сожалению, рамки статьи не позволяют охарактеризовать все методы интерактивного обучения, применяющиеся в процессе обучения будущих политологов. Вместе с тем, отметим, что они оправдали себя при обсуждении проблемных вопросов политической практики современного Казахстана, в частности проблем демократизации и модернизации казахстанского общества, формирования гражданского общества, обеспечения политической стабильности. Проверка уровня знаний, полученных в такой форме, показала, что процент усвояемости выше, чем после традиционных занятий. Поэтому инновационные технологии будут только совершенствоваться, чтобы не только дать студенту качественные теоретические знания и сформировать практические навыки, но и обеспечить конкурентоспособность выпускников отделения политологии.


Литература:
  1. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организации деятельности. - М.: Инфа, 2011. - С. 8-9.
  2. Янушевич И.И. Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин. - 2009. //www.pacademy. academ.
  3. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. - М.: Академия, 2008. - С.17.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle