Библиографическое описание:

Телитченко Л. В., Красникова Т. И. Семья как фактор формирования социальной уверенности и самооценки дошкольника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 58-60.

Проблема социально-личностного развития ребенка в современных условиях приобретает доминирующее значение. В сложившейся сегодня ситуации острого дефицита культуры общения, доброты, внимания друг к другу, у детей нередко проявляется социальная неуверенность в себе.

Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Чаще всего в педагогической[6,183] и психологической литературе[8,244] социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, аутичность, т.е. как гипоактивность. Гиперактивность и гипоактивность - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Поэтому одна из важнейших задач в развитии ребенка-формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах - беспокойство, тревогу, вину, страх, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Социально неуверенное поведение связано с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума. Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В возрасте 4-5 лет закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими людьми, испытывая сочувствие к ним, сопричастность к их переживаниям.[1,85]

Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети, склонны чуть ли не в каждом деле находить неопределимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка - отраженная оценка социума - таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.[7,115]

Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношений с родителями, близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни. Неуверенность - одно из личностных качеств, мешающих ребенку в игре, общение, а впоследствии, и в учебе. Формирование уверенности зависит от многих условий, как объективных (взаимоотношения в семье, особенности окружающей социальной среды, национальные и религиозные особенности), так и субъективных (тип нервной системы, темперамент).[5,55] Во всех случаях доминирующим является отношение взрослых к ребенку. Именно оно формируют основную личностную характеристику – самооценку. Самооценка – это умение оценивать свои личностные качества.

От самооценки зависят взаимоотношения личности с окружающими, его критичность, требовательность, отношение к успехам и неудачам. Самооценка бывает адекватной и неадекватной (завышенная и заниженная). При завышенной или заниженной самооценки ребенок начинает неправильно оценивать себе, вследствие чего у него повышается тревожность, возникают эмоциональные срывы. Первым социальным институтом, формирующим самооценку малыша, является семья. Ведь дошкольник видит себя глазами близких взрослых. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, то его представления о себе будут искаженными. В зависимости от особенностей воспитания в семье у детей развивается адекватная, завышенная или заниженная самооценка.

Адекватная самооценка формируется у ребенка если:

  • родители уделяют малышу много времени;

  • положительно оценивают малыша, но не выше, чем большинство сверстников;

  • часто поощряют ребенка, но не ПОДАРКАМИ;

  • используют наказание в виде отказа от общения;

  • адекватно оценивают физические и умственные возможности малыша;

  • прогнозируют хорошие успехи в игровой и учебной деятельности.

Многие родители очень часто задают себе вопрос, можно ли развить у ребенка такое чувство, как уверенность? Как это сделать, как заставить его высказывать свое мнение, чтобы он мог постоять за себя, не стесняясь тех, кто будет его окружать и слушать?

Задевая вопрос о том, как развить уверенность в ребенке, начать хотелось бы с такого интересно факта, что развитие чувства уверенности у детей абсолютно во всем зависит от самих родителей, нежели чем от ребенка. Большая доля развития зависит от того, как и в какой семье, ребенок воспитывался и от самого подхода к ребенку со стороны родителей.

Очень часто с ранних годов своего развития дети заводят привычка копировать манеры и повадки своих родителей. Приобретение уверенности в себе от родителей – тому не исключение.

Как правило, родители для ребенка – это некие авторитеты из всего того, что их окружает. Родители для ребенка все, а значит, приобретённые манеры и черты характера в большей степени усваиваются от родителей. Именно поэтому, прежде чем начать воспитывать в ребенке уверенного человека, имейте в виду, что вы сами должны обладать не плохой уверенностью в себе и собственных силах.

На сегодняшний день многие психологи выделяют ряд правил, которые помогают тем или иным образом воспитать уверенность в ребенке.[3,306] Первое из них – ребенок всегда должен быть уверен, что родители его любят. Любовь должна быть свободной, не удушающей или в типе одолжения. Ребенок должен знать, что родители его любят, что он желанный в семье.

Второе правило развития уверенности в себе – ребенок должен четко знать, что родители его оберегают, что он именно защищен вами, а не находится под колпаком. Каждый ребенок должен быть уверен, что в трудную минуту вы всегда будете рядом.

Третье правило, оно же и одно из самых ключевых, ребенок должен иметь право на ошибку. Не браните его за ошибки, старайтесь ему показать и объяснить, что на ошибках люди учатся. Пускай он это понимает.

Четвертое правило – общение родителей и ребенка не должно быть с высоты, оно должно проходить на равных. Старайтесь не кричать на дитя, выслушивать ее мнение и давать возможности самостоятельно анализировать ситуацию.

Дайте ребенку возможность выговариваться, самостоятельно решать некоторые проблемы и принимать необходимые, по его мнению, решения. Только в этом случае вы с успехов сможете воспитать полностью уверенного в себе и своих силах ребенка.

Основной акцент семье необходимо делать на реализацию принципа активного участия детей в познании мира.[2,204] Прежде всего, надо научить ребёнка комфортно чувствовать себя в обществе, а значит, наладить контакты со сверстниками, обрести друзей. Это обеспечивает получение ребёнком наибольшей части жизненного опыта, несомненно даёт широкий простор не только для усвоения знаний об окружающем мире, но и для получения опыта общения, для развития самосознания. Ребёнок получает представление о себе как об индивиде, как о субъекте общения, о своих личностных особенностях. Получение ребёнком полноценного социального опыта способствует формированию социальной уверенности как осознанного способа взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, что в свою очередь обеспечивает формирование позитивного образа Я.[4,137] Причина, по которой ваш ребёнок не обзавёлся друзьями - это та же особенность характера: тихоня, стеснительный, неуверенный в себе. Возможно, кроха просто не умеет дружить, не знает, что такое дружба, не умеет устанавливать и налаживать контакты со сверстниками. Задача родителей в этом случае - дать понять ребенку, как важно иметь друзей, и показать, как следует вести себя с другом. Нравоучительные беседы тут вряд ли помогут. Пойте вместе песни о дружбе, смотрите мультфильмы про верных друзей, рассказывайте сыну или дочери истории о своих собственных друзьях и подругах. Кстати, прежде чем решать проблемы малыша, приглядитесь к собственным. Много ли у вас друзей? Часто ли вы встречаетесь с ними? Поддерживаете ли их в трудную минуту? Если пункт «друзья» в вашей системе ценностей отнюдь не на первом месте - удивляться не приходится: ребенок наследует родительскую модель поведения.

Первый шаг к дружбе - знакомство. С него - то и стоит начать. Малыш, может быть, искренне хочет подружиться с кем-то на площадке или в детском саду, но не знает, как это делается. Помогите ему: расскажите, как обращаются к девочке или мальчику, когда хотят познакомиться. Поначалу вы можете организовать игру для малышей, чтобы их заинтересовать, а дальше пусть играют сами. Хороши любые коллективные затеи: прятки, догонялки, «вышибалы». Можно разыграть по ролям простенькую сказку вроде «Репки» или «Колобка» или вместе спеть любимые песни из мультфильмов. Чем шире у вашего малыша круг общения, чем больше разных ребят он встречает, тем больше у него возможностей найти друзей. В детском саду, спортивной секции и кружке, в школе раннего развития дети не только знакомятся - они учатся действовать сообща в новых ситуациях, развивают навыки общения, особенно в любимом деле - игре.

Социальная уверенность – необходимое качество ребёнка. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно, добьется положительного результата при решении трудных задач. Если ребенок доверяет себе, то в его действиях проявляется уверенность как стремление к достижению положительного результата. Будем же развивать социальные качества наших детей, так как они являются основой личности.


Литература:

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович. – М.: Воронеж, МОДЭК, 1997. – 352 с.

  2. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей/ М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2000. – 254 с.

  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский.– М.: Академия, 2003. – 536 с.

  4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова, - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

  5. Венгер, А.А. Психология в детском саду/ РАО, исследовательский центр семьи и детства. Детский центр Венгера:. Венгер, А.А. и др., – М.: ИНТОР, 1995. – 63 с.

  6. Рылеева, Е. Как помочь дошкольнику найти своё Я. – М.: Наука, 2000. -275с.

  7. Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников./ А.И. Савенков,– СПб.: 2004.- 258 с.

  8. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин,– М.: Воронеж, МСДЭК, 1997. – 554 с.


Основные термины: социальной уверенности, ребенок должен, социально-личностного развития ребенка, формирования социальной уверенности, окружающими людьми, самооценки ребенок, социальная неуверенность, правило развития уверенности, нравственный облик ребенка, фундамент личности ребенка, семью ребенок, развития дети, характер взаимоотношений ребенка, Похожая статья, фактор формирования, трудную минуту, Развитие социальной уверенности, формированию социальной уверенности, уверенный ребенок, малыша круг общения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle