Библиографическое описание:

Омельченко Е. А. Самовыражение и культура самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 11-14.

Современным педагогам для наилучшего выполнения своих функций в обществе важно понимать, какими особенностями обладают люди, живущие в сложившихся социальных, экономических, политических условиях. По мнению философов, осмысливающих проблему человека конца ХХ – начала XXI века, таких, например, как Д. Ваттимо [5], Ж. Деррида [8], Ж. Ф. Лиотар [12] общество, существующее сейчас на земле, является обществом потребления и массмедиа. Ему свойственна аморфность, размытость, неопределенность. «Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему все труднее применять понятие “народ”, поскольку последний все больше превращается в безликий “электорат”, в аморфную массу “потребителей” и “клиентов”» [6, с. 105]. К этому можно добавить то, что человек на протяжении жизни последних нескольких поколений сверхзанят (по мысли А. Швейцера [19]), не может уделять должного внимания своим детям и самому себе. Чтобы отдохнуть, стремится во все большей степени к какому-либо внешнему отвлечению. Как следствие, ему не хватает времени для работы над собой, размышлений над этическими и нравственными проблемами, у него нет сил для духовного напряжения. Все это ведет к тому, что часто уже с детства современный ребенок видит только самого себя, он равнодушен, безразличен к происходящему в мире, к другим людям, а это прямой путь к проявлению им своих самых отрицательных качеств.

Однако, как считают исследователи в области современной педагогики и психологии (например, К. А. Абульханова-Славская [1], Е. В. Зинченко [10], И. П. Шкуратова [20], А. Ф. Яфальян [22] и др.), без проявления человеком себя, без его самовыражения нет и не может быть личности. Они подчеркивают зависимость жизни каждого из нас от самовыражения, от способов, которые мы для этого выбираем. Особенно это важно когда речь идет о педагогах и будущих педагогах. Ведь именно эти люди несут образцы поведения, самовыражения подрастающему поколению. От них дети воспримут возможные модели самопроявления, самопредъявления. Поэтому человек, занимающийся педагогической деятельностью и взаимодействующий с представителями подрастающего поколения (начиная с детей дошкольного возраста и заканчивая выпускниками ВУЗов), должен нести им лучшие образцы самовыражения, самые «правильные» способы и методы самовыражения, демонстрируя высокий уровень культуры самовыражения.

Самовыражение педагога или будущего педагога всегда подразумевает выполнение ими самоорганизуемой деятельности. Ее можно определить как деятельность, в которой имеет место взаимодействие самоуправления поведением и внешнего воздействия на эту деятельность со стороны ситуации, обстоятельств, других людей.

Названная деятельность изучается в педагогике в связи с процессами самоорганизации (см., например, [11], [15], [18]). «Под самоорганизацией понимается процесс, в ходе которого силами самого субъекта создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Самоорганизация проходит за счет создания новых связей между элементами системы, эффективного перераспределения ее функций, выстраивания новых трансакций с внешней средой» [21, с. 4].

Самоорганизация позволяет педагогу и студенту ВУЗа быть до определенной степени автономными, независимыми, открывает возможности для их самореализации.

Автономность, независимость и самореализация необходимы людям, работающим в образовании или планирующим в нем работать для полноценного осуществления самовыражения, т. е. такого самовыражения, в ходе которого им удастся передать воспитанникам детских садов, учащимся школ и ССУЗов, студентам ВУЗов именно ту информацию о себе, которую хотелось бы; создать у них желаемый образ себя; реализовать себя в педагогической деятельности; свободно, гармонично проявить себя в профессии; получить новую информацию о себе и мире; суметь выразить свои внутренние чувства, убеждения, представления, ценности так, чтобы это стало положительным примером для представителей подрастающего поколения; проявить свои возможности и способности в педагогической деятельности.

Считается, что поведение человека, в том числе и педагога, определяется его внутренними побуждениями и до определенной степени не зависит от воздействия внешнего окружения (однако, для полноценного осуществления профессиональной деятельности педагогам и студентам педагогических ВУЗов необходимо уметь или научиться чутко, гибко реагировать на каждую внешнюю ситуацию, в которой они находятся), что часто свойственно актам самовыражения человека. Автономность педагогов характеризуется их внутренней активностью, без которой не может осуществляться самовыражение.

Х. Хартманн [17] выделил первичную и вторичную автономию функций «Я». Первая описывает процессы физического и психического развития человека независимо от внешнего влияния. Здесь имеются в виду защитные механизмы, возникающие и действующие в качестве реакции человека на внешнее воздействие. Второй вид автономии появляется в ходе реакций на внешнее воздействие других людей. Это важно в контексте рассмотрения проблемы культуры самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов, т. к. в этом случае они проявляют, выражают себя. Поэтому в ходе самовыражения при демонстрации другим людям личностных ценностей, значимых для педагогов и будущих педагогов переживаний, они, прежде всего, действуют так, как это «диктуют» им их индивидуальные характеристики и те качества, особенности и представления, которые позволяют говорить о каждом из них как об отдельном существе, имеющем все предпосылки для самостоятельного существования, т. е. как о существе автономном.

Самовыражение педагога или будущего педагога всегда подразумевает, что он действует сам, руководствуясь нормами общества, но исходит все-таки из своих о них представлениях и о том, как именно ему нужно проявлять себя в той или иной ситуации, т. е. выступает существом независимым. Ведь независимость – самостоятельность, отсутствие подчиненности. Быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь, в первую очередь, с собственными потребностями, восприятием или оценками, а уже потом с требованиями окружения или мнениями других людей (хотя в отношении педагогов и студентов, готовящихся стать ими, это соотношение примерно одинаково или склоняется в сторону преобладания требований профессиональной этики, профессиональной необходимости).

Таким образом, в процессе самовыражения педагог выступает автономным и независимым существом, действующим, исходя из своих внутренних характеристик. В связи с автономностью и независимостью педагога или студента педагогического ВУЗа необходимо подчеркнуть мысль об их относительности: «Человек не может быть абсолютно независим от общества, а как гражданин – и от государства; он несет перед ними определенные обязанности» [2, с. 361]. Для нашего исследования это имеет первостепенное значение, т. к. позволяет от автономных и независимых проявлений людей, посвятивших или планирующих посвятить себя сфере образования, постепенно перейти к рассмотрению их культуры самовыражения.

В процессе самореализации педагог или будущий педагог выражает самого себя, ведь «самореализация – реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни» [14]. Эти характеристики присущи самовыражению педагога. Верно и обратное утверждение: в процессе самовыражения происходит самореализация педагога.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что автономность, независимость и самореализация необходимы для осуществления педагогом или студентом педагогического ВУЗа самовыражения, а т. к. они являются характеристиками самоорганизуемой деятельности, то для полноценного самовыражения в профессиональной деятельности людям, работающим в сфере образования, необходимо обладать умениями выполнять самоорганизуемую деятельность. К их числу относится умение организовать себя, свое время и деятельность; упорядочить и регулировать свою деятельность; контролировать и оценивать то, что сделано самостоятельно.

Для выполнения самоорганизуемой деятельности педагог и студент, получающий педагогическое образование, должны быть готовы к ней, т. е., им необходима готовность к самоорганизации. «Готовность к самоорганизации – это интегральное качество личности, проявляющееся в потребности, способности и решимости осуществлять упорядоченную сознательную деятельность по организации и управлению самой собой» [16, с. 9].

Для того, чтобы эта готовность была сформирована, желательно развивать у будущих педагогов следующие способности: организовывать и поэтапно выполнять деятельность, необходимую для самовыражения в профессии, осуществлять коррекцию педагогической деятельности, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности педагогической деятельности, совершенствовать процесс выполнения педагогической деятельности.

Готовность к самоорганизации даст возможность студентам педагогического ВУЗа рационально планировать, организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс самовыражения в профессии, а также его результаты.

В этом случае можно говорить о том, что у будущего педагога есть основа, на которой будет строиться его культура самовыражения. Поэтому целесообразно культуру самовыражения педагога и студента педагогического ВУЗа определять через самоорганизуемую деятельность.

Для того, чтобы эта деятельность действительно характеризовала культуру самовыражения, она должна соответствовать индивидуальным особенностям педагога и культуре общества, в котором он живет.

Нами в [13] было показано, что из всего многообразия трактовок термина «культура», которые можно найти в культурологических, философских, социологических, исторических, антропологических и др. исследованиях, наиболее приемлемым для применения в образовательной практике является понимание культуры как «формы самодетерминации индивида в горизонте личности, формы детерминации нашей жизни, сознания, мышления» (В. С. Библер) [4, c. 289].

Такой взгляд на культуру демонстрирует тот факт, что любой человек, в том числе и тот, кто связан с педагогической деятельностью, вынужден сам определенным образом ограничивать себя, выстраивая свои формы поведения и реакции на окружающий мир. В то же время, существуют внешние силы, определяющие его взгляды на мир, способы жизни и деятельности в нем. Одной из них является культура. «Культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью универсального саморазвития» [7, с. 26]. Кроме того, культура – «способ раскрытия действительности, придания миру человеческого смысла, придания ему ценности» [3, с. 56]. Это позволяет анализировать культуру не только как нечто, находящееся вне человека (как некую объективную по отношению к человеку данность), но и как внутренне присущие ему особенности, т. е. обращать внимание на индивидуальную культуру человека или культуру личности.

Под индивидуальной культурой, вслед за Э. Н. Гусинским [9], будем понимать характер, нравы, обычаи, привычки; сознание и самосознание; знания, умения, навыки; интеллект и чувства человека. В [13] нами показано, что эта культура характеризуется гармонией внешних проявлений человека (самопрезентаций) и его внутренних особенностей. «Отражается эта культура в деятельности, поведении, поступках, которыми человек стремится передать другим нечто ценное для него самого (субъективно пережитые знания, умения, личностный опыт отношений), что свойственно актам самовыражения, без которых, по мнению многих исследователей, нет, и не может быть личности. Следовательно, проявляется индивидуальная культура в презентации человеком самого себя, основанной на его внутренней сущности, и транслируется через самовыражение» [13, с. 18].

На основании сказанного можно утверждать, что характеристики самовыражения постепенно складываются в культуру самовыражения педагога или студента педагогического ВУЗа.

Обобщая сказанное, перечислим характеристики культуры самовыражения педагогов и студентов педагогических ВУЗов:

  • в основе культуры самовыражения лежат особенности самовыражения;

  • основой самовыражения является самоорганизуемая деятельность;

  • к характеристикам самоорганизуемой деятельности относится автономность, независимость и самореализация субъекта самовыражения в ходе ее выполнения;

  • в процессе осуществления самоорганизуемой деятельности педагог сам управляет своим поведением, но при этом ориентируются на других людей и обстоятельства;

  • осуществление самоорганизуемой деятельности предполагает наличие готовности к ней, для формирования которой необходимо развивать способности к организации, выполнению, коррекции деятельности;

  • самоорганизуемая деятельность должна давать возможность продемонстрировать педагогу свои индивидуальные особенности и, в то же время, не противоречить нормам культуры общества, в котором он живет.

Учитывая все вышесказанное, можно сформулировать следующее определение культуры самовыражения педагога или будущего педагога: культура самовыражения – особенности, способы и результаты самоорганизуемой деятельности педагога или будущего педагога, которые они обретают или создают в соответствии с собственными интересами, способностями и в результате взаимодействия с культурой сообщества.

Культура самовыражения позволит педагогу или будущему педагогу наиболее полно реализовать себя в профессии, ориентируясь, с одной стороны, на свои способности, предпочтения, стремления, а с другой – на требования культуры и общества.


Литература:

  1. Автономность // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. – Т. 1 / Под редакцией В. С. Степина. – М.: Мысль, 2001. – 2086 с.

  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. – М.: Эксмо, 2009. – 656 с.

  3. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В. Б. Устьянцева. – М.: Логос, 2005. – 192 с.

  4. Библер В. С. От наукоучения к логике культур. Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1991. – 413 с.

  5. Ваттимо Д. Прозрачное общество. – М.: Логос, 2003. – 128 с.

  6. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: И. Т. Фролов и др. – М.: Республика, 2003. – 623 с.

  7. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 25-29.

  8. «Генезис и структура» и феноменология // Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб: Академический проект, 2000. – С. 197-216.

  9. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.

  10. Зинченко Е. В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2000. – 23 с.

  11. Камалетдинова Е. В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2008. – 173 с.

  12. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. – М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. – 160 с.

  13. Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения подростков в условиях индивидуализации обучения: дис. ... канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 174 с.

  14. Самореализация [Электронный ресурс]. – http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F. – (дата обращения 19.09.12).

  15. Титаренко Н. Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2004. – 159 с.

  16. Уваров Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности: дисс. ... докт. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2007. – 362 с.

  17. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации / Под ред. М. В. Ромашкевича. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 c.

  18. Шабунин Л. Е. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа к профессиональной самоорганизации: дисс. ... канд. пед. наук. – Липецк, 2000. – 199 с.

  19. Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973. – 343 с.

  20. Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности / Под ред. П. Н. Ермакова и В. А. Лабунской. – М.: ЭКСМО, 2007. – С. 241-265.

  21. Ярушкин Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. – СПб., 1998. – 406 с.

  22. Яфальян А. Ф. Школа самовыражения: книга для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей. – М.: Феникс, 2011. – 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): культуры самовыражения, педагогического ВУЗа, студентов педагогических, самовыражения педагогов, самовыражения педагога, культура самовыражения, будущего педагога, студентов педагогических ВУЗов, культуру самовыражения педагога, культуры самовыражения педагогов, становления культуры самовыражения, курса «Педагогика самовыражения, педагогической деятельности, актам самовыражения, студента педагогического ВУЗа, процессе самовыражения, студентов педагогических вузов, культура самовыражения педагогов, культуры самовыражения педагога, профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle