Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 1077 раз

Библиографическое описание:

Сверчков, А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / А. В. Сверчков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/4/244/ (дата обращения: 10.12.2024).

Эффективность педагогической системы, обеспечивающей профессиональное становление будущего спортивного педагога, напрямую зависит от способности вуза прогнозировать и учитывать потребности общества завтрашнего дня. Основная задача физкультурного факультета педагогического вуза – подготовить высококвалифицированных специалистов, не только способных воспроизвести полученные в ходе обучения знания, но и умеющих творчески, нестандартно решать любые задачи, связанные с обучением, воспитанием и оздоровлением школьников, неравнодушных к проблемам общества, обладающих высоким уровнем профессионально-педагогической культуры.

Совершенствование процесса профессиональной подготовки спортивного педагога требует создания определенных условий, для выявления которых, прежде всего, следует глубже понять саму сущность процесса формирования профессионально-педагогической культуры. В его структуру включены:

1.      Мотивационный блок:

-        акцентирование положительных мотивов педагогической деятельности;

-        повышение уровня удовлетворенности избранной профессией;

-        стимуляция активного саморазвития, активизация стремления к самообразованию.

2.      Операционный блок:

-        формирование умения целесообразно использовать свое время и возможности;

-        побуждение к совершенствованию стиля педагогической деятельности;

-        развитие умения организации продуктивного взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, с родителями ребенка;

-        стимулирование активного стремления к профессиональному развитию.

3.      Рефлексивный блок:

-        активизация процессов самопознания сво­их возможностей, потребностей;

-        рефлексия собственного профессионального и жизненного опыта.

Педагогическая направленность личности педагога, целостность его профессиональной деятельности, включающая в себя методологическую, дидактическую, нравственную, коммуникативную, эстетическую культуру специалиста – вот системообразующие, интегративные свойства, которые позволяют увидеть профессионально-педагогическую культуру как единую систему.

Условия рассматриваются в современной дидактике как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. Условия в теории воспитания трактуются как среда, в которой протекают те или иные педагогические процессы. В.И. Жернов под педагогическими условиями понимает зависимости, с необходимой и достаточной полнотой обеспечивающие отбор специфического содержания форм и методов обучения и воспитания студентов для решения конкретной педагогической задачи [1]. Таким образом, условия – это не только то, что влияет на процесс обучения и воспитания, но и то, без чего не может быть обучения и воспитания как таковых, что служит предпосылкой, основанием возникновения обученности и воспитанности.

Успешность выделения условий зависит от четкости определения структуры методического обеспечения в соответствии с конечной целью (результатом), которая должна быть достигнуты, а также от понимания того, что совершенствование, как правило, достигается за счет реализации не одного, а целого ряда условий, их комплекса [2]. При этом под педагогическими условиями понимаются те, которые создаются в образовательном процессе и обеспечивают наиболее эффективное протекание этого процесса.

Кроме того, решение проблемы формирования профессионально-педагогической культуры студентов возможно при учете двух аспектов: организационного (четкая организация учебного процесса) и личностного (взаимодействие субъектов учебного процесса). В связи с этим речь идет об организационно-педагогических условиях, которые понимаются нами как принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической культуры личности. Эти условия должны рассматриваться системно. Понятие «система организационно-педагогических условий» подразумевает: а) осмысление процесса формирования профессионально-педагогической культуры личности как многоаспектной проблемы; б) определение сущности,  содержания,  функций  и  параметров указанной системы.

Исходя из понимания профессионально-педагогической культуры как интегративного свойства личности,  при разработке организационно-педагогических условий ее формирования необходимо учитывать закономерности развития личности будущего спортивного педагога, организацию деятельности, направленную на развитие целостного процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций личности в структуре профессионально-педагогической подготовки.

По нашему мнению, приоритетным организационно-педагогическим условием формирования профессионально-педагогической культуры будущего спортивного педагога является гуманизация процесса образования. Утверждая это, мы исходили из мысли В.А. Сластёнина о том, что «…идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим духовно-нравственным и профессиональным развитием личности. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели, как формировании систематических знаний, умений и навыков. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявлялась в длительном господстве «знаниевой» парадигмы образования» [3].

В мировой теории и практике общепринятая цель гуманистического образования – человек всесторонне и гармонично развитый, способный стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободной, самодеятельной личностью, ответственной за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству [4]. Гуманизация образовательного процесса предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода, создание ситуаций самореализации личности будущего спортивного педагога, выявление и развитие его творческих возможностей. Ведущая роль здесь отводится преподавателю, его умению формировать педагогические установки и гуманистическую направленность студента.

Таким образом, гуманизация образования, как необходимое условие формирования профессионально-педагогической культуры студента физкультурного факультета – это построение учебного процесса с учетом личной заинтересованности, формирования и реализации внутренних потребностей каждого студента в педагогической деятельности, в совершенствовании себя как будущего спортивного педагога.

Поскольку профессионально-педагогическая культура специалиста выражается в стремлении к профессиональному росту, речь идет о достижении вершин в развитии личности, т.е. о таком явлении, как акме. В античности с понятием «акме» связывали творческое состояние духа, сегодня можно говорить об акме как о профессиональном мастерстве. Следовательно, еще одним необходимым условием является акмеологическая направленность образовательного процесса, разработка и реализация системы принципов, приемов и методов, позволяющих раскрыть потенциал личности в процессе развития.

Цель акмеологизации образовательного процесса в вузе – воспитать у студента потребность в пролонгированном (на протяжении всей жизни) самообучении, в самосовершенствовании (в том числе и в профессиональной деятельности), в духовном росте. Из этого можно сделать вывод о том, что в программу профессионального самосовершенствования будущих спортивных педагогов должно входить: воспитание психологической устойчивости личности; развитие способности преодолевать стрессовые ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности; формирование профессионально значимых качеств.

По мнению А.А. Деркача, акмеологический подход требует использования общеметодологических подходов (комплексного, системного, субъектного), общеметодологических принципов (принцип детерминизма, принцип развития, принцип гуманизма), а также специальных, более конкретных методологических принципов (принцип субъекта деятельности, принцип жизнедеятельности, принцип потенциального и актуального, принцип моделирования, принцип оптимальности, операционно-технологический принцип, принцип обратной связи) [5]. Акмеологический подход, используемый в образовании, обеспечивает свободу мысли и поведенческого выбора, уверенность в своих силах, развитие широкого кругозора, эрудиции и достижение высокого культурного уровня, а также требует изменения стиля руководства образовательным процессом с авторитарного на демократический.

Действенным мотивом к саморазвитию в педагогической деятельности для студента становится понимание значимости профессии учителя физической культуры (тренера) в развитии общества, принятие профессиональных ценностей. Развитию у студента ценностного отношения к педагогической деятельности (как неотъемлемого компонента профессионально-педагогической культуры) способствует аксиологическая ориентация учебного процесса как третье необходимое условие формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов.

Рассмотрение организационно-педагогических условий формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов позволяет нам выделить и принципы, на основе которых необходимо выстраивать образовательный процесс. В их числе:

-        принцип системности (модель организации процесса формирования профессионально-педагогической культуры  студентов призвана функционировать как целостная педагогическая система);

-        принцип индивидуального подхода (учет индивидуальных характеристик студентов, построение индивидуальной траектории самосовершенствования студента);

-        принцип сознательности и активности (мобилизация активности студентов);

-        принцип развивающего обучения (реализация вышеназванных условий должно обеспечивать не только усвоение учебного материала, но и способствовать развитию мышления, самостоятельности, самоконтроля профессиональной подготовки);

-       принцип технологичности (четкая организация процесса формирования профессионально-педагогической культуры, возможность диагностирования поставленных целей и задач, проектирование деятельности студента и преподавателя).

Говоря об условиях, способствующих повышению успешности процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов, необходимо выделить и условия, препятствующие формированию названной культуры. К ним относятся: конформизм, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями), затрудненность (вплоть до полной неспособности) изменения намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перенастройки, стремление к успеху во что бы то ни стало, желание найти ответ незамедлительно, преклонение перед авторитетами. В такой атмосфере у студентов может появляться боязнь сделать ошибку и трудность в преодолении коммуникационных барьеров.

Литература

1.      Жернов, В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: дис. …д-ра пед. наук / В.И. Жернов. – Магнитогорск, 1999. – 305 с.

2.      Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография / В.А. Беликов. – М.: Владос, 2004. – 357 с.

3.      Сластенин, В.А. Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

4.      Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина; Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Центр кадрового развития. – М. : Триада, 1999. – 1050 с.

5.      Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М. : Луч, 1993. – 49 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-педагогическая культура, образовательный процесс, будущий спортивный педагог, педагогическая деятельность, учебный процесс, профессиональная деятельность, профессионально-педагогическая культура будущих, формирование, профессиональная подготовка, физкультурный факультет.


Похожие статьи

Задать вопрос