Библиографическое описание:

Гизтдинова Р. Б. Формирование правовой культуры как условие эмоционально-волевого развития детей раннего юношеского возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 4-5.

Условием успешного становления гражданского общества и правового государства является формирование правовой культуры граждан. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества. Новые реалии жизни, увеличивают эмоциональные нагрузки, требуют от подрастающего поколения волевых качеств, обеспечивающих готовность к социально ценной, созидающей и ответственной деятельности. Интенсивное эмоционально-волевое развитие характерно для личности 15-17 лет – периода раннего юношеского возраста. При этом доминирующим является осознание своей социальной приобщенности и интерес к сути правовых отношений между людьми. Многие мотивы поведения юношей, по мнению Б.Г.Ананьева, обусловлены притязаниями на взрослость. Активизация гражданской позиции этой категории студентов способствует проявлению инициативы, самостоятельности, что в свою очередь, создает возможность для вовлечения в разнообразную правовую деятельность. Однако именно в этом возрасте проявляются слабоволие, эмоциональная неустойчивость, недостаточный опыт осмысления и реализации совокупности нравственных и правовых отношений к окружающим, ответственности за свои поступки, нередкое использование гипертрофированных потребностей и негативных средств для самоутверждения и самовыражения. Среди причин правонарушений исследователи выделяют как психологические: нарушения в эмоционально-волевой, мотивационной, нравственной сферах (Л.И. Божович, М.Н. Овчинникова, Н.В. Морозова, Э. Фромм и др.), так и социально-психологические факторы: негативные влияния микросреды, недостатки школьного (Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, С.В. Отчик и др.) и семейного воспитания (А.А. Аладьин, И.И. Лунин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий и др.).

Чаще всего правонарушения совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» дети. У большинства из них в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, неорганизованность, несамостоятельность, нечуткость, агрессивность и т. п. Именно они, молодые люди в возрасте 15-17 лет, становятся студентами профессиональных колледжей. Возникает необходимость в педагогическом развитии таких эмоционально-волевых качеств как целеустремленность, ответственность, самообладание, создающих основу к восприимчивости отрицательных влияний. Ключевыми для современного студента профессионального колледжа компонентами правовой культуры являются: ориентация на ценности правового государства и гражданского общества, знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности, сознательное и добровольное следование закону.

Уроки права являются важнейшей базой для формирования правовой культуры, пробуждения интереса к правовым знаниям и правовым институтам, для укрепления отношения к праву, как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире. Изучение правовых знаний направлено на формирование у детей основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества, что является условием развития эмоционально-волевой сферы как единого механизма саморегуляции личности.

Познавательные процессы должны быть связаны с переживаниями, и с созидательной деятельностью самих студентов. Необходимо изучать правовые знания на основе проблемно-рефлексивного подхода, строить учебный процесс в виде последовательного осмысления, анализа и принятия решения по наиболее актуальным социально- и политико-правовым проблемам, строить обучение на материале близком для юношей, согласованно с их реальными жизненными интересами. Однако, многие учителя продолжают работать, не считаясь с проявлениями эмоциональной восприимчивости и волевых усилий, игнорируя их значение в развитии личности детей раннего юношеского возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы реализуется в деятельности и зависит от уровня правовой культуры личности студента 15-17 лет, и в свою очередь влияет на его поведение и деятельность.

На наш взгляд, педагогические условия эмоционально-волевого развития личности на уроках права должны включать следующие структурные компоненты: когнитивный компонент (правовые знания), мотивационно-оценочный (отношение к праву, правовые убеждения), деятельностный (поведенческая позиция).

Практически это может быть реализовано следующими этапами:

  1. Принятие и понимание студентами учебной задачи.

  2. Планирование путей решения учебной задачи.

  3. Операционально-исполнительский этап.

  4. Оценочно-рефлексивные действия.

1 этап «Принятие и понимание студентами учебной задачи» начинается с создания проблемной ситуации.

Так, перед студентами первого курса профессионального колледжа на уроке «Право» после изучения учебного материала «Избирательные системы. Избирательный процесс» была поставлена проблема: разработать сценарий с учетом стадий избирательного процесса, провести сюжетно-ролевую игру и подготовить сообщение (сочинение, доклад, компьютерную презентацию, эссе и тд.) о значении выборов в жизни общества и государства.

На этапе планирования путей решения учебной задачи студенты, рассматривая каждый из стадий, решают как содержательные, так и организационные вопросы в режиме делового сотрудничества.

Операционально-исполнительский этап включает в себя следующие действия: формирование групп, выбор лидеров, планирование по организации и содержанию деятельности, распределение ролей, определение регламента, индивидуальная и групповая отчетность, выступление групп.

На данном этапе студенты распределяют между собой вопросы, роли, определяют обязанности каждого члена группы, осуществляют обзор информации, обмениваются ею, уточняют, варьируют содержание, сочиняют тексты и роли, готовят необходимое оборудование и оформление. Группы формируются в количестве четырех - пяти человек с учетом предпочтений, возможностей, способностей. Учет индивидуальных особенностей эмоционально заряжает студентов, способствует включению в деятельность.

Студенты, в первое время, ощущают неуверенность, ограниченность и несостоятельность собственных знаний и умений. Анализируя ситуации, возникшие в процессе работы, студенты осознают свою некомпетентность. Но в то же время, эмоциональная насыщенность изучаемого содержания и творческой деятельности значительно повышают уровень мотивационной готовности и эмоционального проникновения студентов в содержание и в поисковую работу, обеспечивают процессы самоорганизации, саморазвития в процессе волевого действия.

  • Определение регламента выступлений групп.

Разработка сценария и проведение сюжетно-ролевой игры требуют большого количества времени. Выход мы видим в экономии времени за счет использования технологии проектного обучения, межпредметной и внутрипредметной интеграции, сочетания урочной и внеурочной деятельности, а также оптимизации путей решения организационных вопросов, так как с опытом умения становятся быстрыми и точными.

  • Индивидуальная и групповая отчетность (промежуточная, итоговая).

Преподавателем и лидерами групп ведется дневник, где оценивается деятельность студентов на всех этапах, фиксируются результаты, замечания, предложения.

  • Выступления групп, проведение сюжетно-ролевой игры «Избирательный процесс».

Выступление групп, представление ими творческого продукта, сопровождается открытым обсуждением творческих работ. Экспертами являются сами студенты и преподаватель. «Рождаются» новые идеи, формулируются предложения, замечания, оценки со стороны «зрителей». В ходе реализации деятельности действия корректируются, апробируются новые варианты, уточняется и дополняется содержание представляемого материала. Важное значение приобретает умение преподавателя профессионально ориентировать на ценности правового государства и гражданского общества, создать условия для развития эмоционально-волевых качеств, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединить и мобилизовать всех участников вокруг единой задачи.

Ведение видеозаписи на данном этапе деятельности многократно стимулирует студентов к ответственному поведению, с одной стороны, с другой - обеспечивает эффективность следующего оценочно-рефлексивного этапа.

Оценочно-рефлексивный этап включает следующие виды действий:

  • Просмотр видеозаписи, систематизация, анализ, обобщение, оценка результатов работы.

  • Коррекция деятельности, итоговое оформление работы.

Таким образом, среди наиболее эффективных методов обучения студентов первого курса профессионального колледжа на уроках права особое место занимают методы и приемы развивающего и субъектно-деятельного обучения (метод проектов, критического мышления, игровые методы; приемы правового обучения: словесной коммуникации, словесно-понятийного мышления, работы с прессой, письменно-графические приемы и др.), которые не только повышают интерес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданской позиции, навыков законопослушного поведения и моральных принципов, приверженность демократическим ценностям, формируют в студентах такие эмоционально-волевые качества как целеустремленность, инициативность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, решительность, самостоятельность, смелость, исполнительность, самообладание.


Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977.

  2. Иванов, С.А. Психологические факторы и коррекция отклоняющегося поведения подростков : дис. … канд. пед. наук : 19.00.07 / С.А. Иванов. – М., 2006. – 155 с.

  3. Ильин, Е.П. Психология воли. / Е.П. Ильин; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle