Библиографическое описание:

Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Существенные изменения, произошедшие в жизни российского общества в последние десятилетия, в его ценностно-целевых ориентирах определяют актуальность рассмотрения проблемы формирования социально-нравственных основ личности молодого человека. На современном этапе своего развития государство и общество остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственные компоненты в содержании образования. В связи с этим, особый интерес представляет процесс формирования социально-значимых качеств личности в образовательных учреждениях.

В этом плане важны последовательные действия по реализации Федеральной программы развития образования, выполнению законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом к числу ключевых положений, которые могут обеспечить формирование социально-значимых качеств личности студентов можно отнести следующие:

1) идею личностно-ориентированной, или индивидуализированной модели образования, предполагающей создание наиболее эффективных механизмов подготовки студентов;

2) обновление содержания и технологий обучения, гуманитаризация, перенесение в учебный процесс достижений и технологий научного поиска; создание соответствующей инфраструктуры для замены части аудиторных учебных занятий на участие в творчестве, научных исследованиях, подготовке социально значимых проектов; сюда можно отнести также разработку инновационных образовательных программ;

3) научно-методическую поддержку процесса фундаментализации образования; изучение классических гуманитарных предметов: философии, истории, иностранного языка, физической культуры, это, безусловно, невозможно без подготовки (на конкурсной основе) нового поколения учебников и учебных пособий, обеспечения надлежащего уровня переподготовки преподавательских кадров;

4) переход от дисциплинарной к системной и проблемной модели содержания образования.

Теоретико-методологическую основу формирования социально-значимых качеств личности составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев); теория системного подхода к изучению социальных явлений (В.И. Андреев, Л.Ф. Спирин, Е.Н. Степанов, Э.Г. Юдин); философские, социологические и психолого-педагогические концепции развития и профессионального становления личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин); современные теории и концепции социального воспитания (Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков).

Анализ научной литературы и результатов ряда исследований (Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.Г. Лукичев, Н.Б. Русских, А.А. Сухарев и др.) позволяет сделать предположение, что к социально-значимым качествам личности относятся социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность.

Формирование инициативности предполагает превращение деятельности молодых людей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность. Инициативность рассматри­вается как предпосылка развития человека и как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на формирование инициативности, является помощь студенту в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог в этом случае ориентируется на интересы, потребности детей, их способности.

Способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельно­сти образует личностное качество - инициативность.

В ходе специальных исследований феномена инициативы учеными были определены ее понятия, значение, выделены структура, виды, формы. Однако, в понимании терминов инициативы и инициативности все еще немало спорного.

Инициатива (лат. Initiare – начинать) – почин, предприимчивость в выдвижении и реализации какой-либо новой идеи, в решении какой-либо проблемы; внутренне побуждение к новым формам деятельности.

В педагогическом словаре инициативность трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.

К.А.Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявление встречной активности по отношению к другому человеку.

Е.А. Погонина под инициативой понимает форму активности, которая является причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к изучению инициативы, автор выделяет в ее структуре мотивационно-потребностный, эмоциональный и когнитивный компоненты и две фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его реализация.

Педагогическую значимость инициативы подчеркивает и Н.С.Степашов, указывая на системообразующую функцию инициативы для компонентов творческой системы обучения и подчеркивая, что через творческую инициативу может осуществляться влияние на цели и содержание обучения.

Проблему классификации инициатив изучали различные авторы (М.С.Говоров, Н.С.Степашов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, В.М.Букатов).

Н.С. Степашов классификацию инициатив в обучении проводит по разным основаниям: по субъекту (т.е. носителю инициативы); по характеру и масштабам вносимых инициативой изменений; по видам деятельности в обучении; по изменению элементов системы обучения и связей между ними. По характеру инициативы подразделяются на инициативы регулярного усовершенствования; радикальные (новые парадигмы, программы); революционные (новые виды, типы, формы и методы деятельности, требующие новых средств реализации). По типам выделяются методические инициативы (поиск новых методов, форм организации обучения); технологические (создание новых технологий); общественные (образовательная практика связана с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления).

П.М. Ершов, А.П. Ершова и В.М. Букатов выделяют два вида инициативы: наступательную и оборонительную. В наступлении раскрывается цель человека как его позитивная программа, подразумевающая объяснение смысла своих действий (мотивы, прогнозируемые результаты, средства). Оборона рассматривается как показатель отсутствия наклонностей, интересов (незаинтересованность человека в карьере, в материальных благах, в сохранении собственного здоровья, выполнении порученного дела, обязанностях, людях). Оборона может быть связана с выжидательной позицией, осознанной передачей инициативы партнеру по общению и с умением слушать собеседника.

В исследованиях М.С.Говорова, на наш взгляд, дана более разветвленная классификация видов инициативы по направленности, общественной значимости инициативы (положительная, отрицательная); по роду проявления (индивидуальная, коллективная); степени самостоятельности (совершенно самостоятельная и инициатива, способная проявляться лишь тогда, когда ее поддерживают товарищи); длительности психологической деятельности, подготавливающей проявление инициативы (внезапная; инициатива, проявляющаяся в результате длительной подготовки); степени творчества (репродуктивная, творческая); степени развития инициативы как черты личности (эпизодическая, постоянная); мотивации (эгоистическая и инициатива, развивающаяся под влиянием общественно значимых мотивов); богатству внутреннего содержания: внешняя (по существу-пустая) и инициатива с богатым содержанием; продуманности инициативных действий (правильное инициативное действие; ошибочное, поспешное, хотя и отличающееся новизною и оригинальностью); широте (инициатива, постоянно проявляющаяся в нескольких видах деятельности; инициатива, проявляющаяся во всех основных видах деятельности); устойчивости (кратковременность инициативных действий и длительность проявления инициативы).

Преодолению локальности отдельных взглядов на инициативу способствует системный подход, который позволяет рассматривать инициативу в нескольких плоскостях. Во-первых, как сложное антропологическое явление, которое обеспечивается потенциалом потребностно-мотивационной, волевой, когнитивной, поведенческой сфер личности. Во-вторых, как форму социальной активности личности и деятельность, позволяющую формировать социально значимые качества.

К.А.Абульханова-Славская подчеркивает значимость субъектных условий для возникновения инициатив и выделяет причины их отсутствия: неумение реализовывать и представлять инициативы из-за несформированности внутреннего побуждения; подавление инициативных проявлений на ранних этапах развития; отсутствие развитых социально-психологических способностей организаторских умений, что не позволяет реализовывать инициативы организационно-практически; блокирование инициатив самой личностью по причине предполагаемого неодобрения окружающих.

В работах Е.А.Погодиной поддержка значится в числе важных факторов проявления инициативы. Автор предпринимает попытку выявить пути и условия превращения отдельных актов инициативы и инициативного поведения в инициативность как устойчивое качество личности. Исследователь указывает, что зарождению инициативы способствуют социально-психологические факторы: общественная потребность, одобрение, поощрение, поддержка коллектива, положительная оценка идей, помощь коллектива в реализации замыслов, что побуждает личность к проявлению инициативы, укрепляя уверенность в себе.

Структура инициативности представляется Т.С.Борисовой состоящей из взаимосвязанных компонентов: когнитивного, интеллектуального, мотивационного, волевого, эмоционального, поведенческого, деятельностного, рефлексивно-оценочного.

  1. Когнитивный компонент рассматривается как наличие у субъекта знаний об окружающем его мире, о многообразии жизненных форм, разнообразии человеческого бытия, взглядов, отношений, суждений, вероисповеданий, знаний о себе, о своих возможностях и сильных сторонах своей личности, творческого подхода в решении поставленных задач без ущемления прав в отношении других людей.

  2. Мотивационный компонент направлен на формирование у личности ценностных ориентаций, мотивации инициативных действий, в основе которых лежит нравственная составляющая.

  3. Деятельностный компонент предполагает включение молодого человека в созидательную активность, которая, с одной стороны, востребовала бы проявление им личностных качеств, а с другой – ставила бы уровень развитости этих качеств под сомнение, активизируя рефлексивные процессы анализа и самоанализа на основе сравнения, сопоставления, соотнесения представления о себе с теми параметрами «меня лучшего», которые предполагает данная деятельность.

  4. Интеллектуальный компонент характеризуется определенной системой интеллектуальных качеств: таких как компетентность, активность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума. Интеллектуальная компетентность – особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений, в том числе и в экстремальных условиях. Интеллектуальная активность – интегральное свойство личности, которое обеспечивает возможность выхода за пределы заданной ситуации, действия вне требований извне. Мерой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива. Интеллектуальное творчество – процесс создания субъективно нового, основанный на способности выдвигать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

  5. Волевой компонент. В психологической литературе инициативность чаще всего рассматривается как волевое качество личности. Существенную роль в инициативности играет интенсивность побуждений, активность стремлений. В генезисе личности инициативность формируется, как выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их.

  6. Поведенческий компонент характеризуется такими параметрами, как разнообразие способов поведения, которыми располагает индивид; быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости; точный учет ситуации и ее динамики; умение действовать на основании прогноза, при действиях на основании установки – гибкость, точность, своевременность объективации; способность совершать с полной затратой усилий, не останавливаясь перед затруднениями; способность доводить начатое до конца, удерживать отдаленную цель.

Активность во взаимосвязи с инициативой и ответственностью формирует субъективно-личностную основу человека, являющуюся ведущим параметром при построении жизненной стратегии, так как эти качества пронизывают все сферы жизнедеятельности человека. Гармоничное и продуктивное сочетание инициативы и ответственности позволяет личности полностью сохранять свою автономию и высокий уровень активности.

Таким образом, на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы под инициативой мы понимаем самодеятельное участие индивида в различных сферах жизнедеятельности. Она характеризуется способностью личности выходить за пределы требуемого, самостоятельно брать на себя решение каких-либо задач, обладающих просоциальными ценностями, осознавать необходимость достижения цели с позиции должного.


Литература:

  1. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся [Текст] / Т.С. Борисова// Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103).- С. 131-136.

  2. Головина, И.Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности [Текст] : дис…..канд. пед. наук :13.00.08 : Москва, 2005, - 177 с.

  3. Дубинина, М.П. Модель формирования инициативности будущего педагога с позиции "Я-концепции" [Текст] / М.П. Дубинина// Психология обучения. - 2007. - №10.- С.92-99.

  4. Колмагорцева, Н.Н. Технология организации социально-значимой деятельности в образовательном пространстве [Текст] /Н.Н. Колмагорцева : учебно-методическое пособие. – Шадринск : «Шадринский Дом Печати», 2008. – 70 с.

  5. Тетерский, С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи [Текст]: дис…..д-ра пед. наук : 13.00.02 : Тамбов, 2004. – 337с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle