Библиографическое описание:

Гончарова О. С. Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию [6; c. 94].

Бытуют самые разноречивые мнения о неполных семьях, где воспитанием ребёнка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо. Другие утверждают, что для ребёнка абсолютно безразлично, кто его воспитывает. Третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определённые преимущества перед полной семьёй, так как оставшийся с детьми родитель несёт персональную ответственность за всё, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчёты или ошибки на других членов семьи [3; c. 88].

Трудности воспитания в неполной семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребёнку. В такой семье затруднено ознакомление ребёнка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребёнка по своему образу и подобию, тем самым несознательно толкает его к повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения [8; c. 90].

Родители не должны испытывать негативные эмоции от того, что другой ребёнок более «удачлив», «умел», потому что они переносят эти негативные эмоции на своих детей. Родительская оценка зависит, прежде всего, от изначального отношения к нему, от той роли, которая отводится родителями. Родители безупречные в социальном отношении, имеющие достаточно высокий культурный уровень могут причинять своим детям страдания по причине незнания тонкостей детской психики, педагогических особенностей. Чаще всего такие родители не подозревают об ошибочности своих действий [1; c. 154].

Незнание возрастных особенностей детей приводит к излишней опеке их со стороны родителей и создает тем самым искусственную задержку накопления ребёнком самостоятельного опыта, ослабляя его развитие, делая личность нестойкой [8; c. 89].

Таким образом, необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития ребёнка, так как очень важно, чтобы ребёнок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей [4; c. 88].

Родителям следует научить ребёнка самостоятельно и адекватно оценивать себя, так как оценка ребёнком своих возможностей весьма важна. Основываясь на ней, он выстраивает свои притязания, от степени удовлетворённости которых будет зависеть его самоотношение и внутренняя позиция [1; c. 155].

Кроме того, родителям следует научиться взаимодействовать с детьми в критические периоды развития ребёнка, когда отношение к нему должно изменяться соответственно происходящим изменениям в психике ребёнка, а не провоцировать проявление кризисной симптоматики в поведении. Большое значение имеет изменение соответственно возрастным психологическим особенностям ребёнка своевременное изменение стиля взаимодействия и общения с ним [1; c. 155].

Ильин В.А. [3; с. 42] в своей книге «Археология детства» приводит несколько общих принципов, важных, с его точки зрения, для формирования полноценной личности и счастливой жизни ребёнка в семье. Семья, по его мнению, должна, во-первых, стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Той самой «любви с открытыми глазами», которая любит реального человека таким, какой он есть, а не таким, каким нам хочется видеть его в своих фантазиях. Любви, способной на сострадание, терпение, сочувствие, служение и самопереживание. Человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научиться ей впоследствии.

Во-вторых, семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традицию.

В-третьих, семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что оно неотделимо от ответственности. Только целиком принимая ответственность за свои поступки и, следовательно, идя на осознанный риск, он может стать подлинным хозяином своей жизни.

В-четвёртых, семья должна воспитать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и привить практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия, когда он станет взрослым. Под здоровым чувством частной собственности Ильин понимает в первую очередь способность человека ценить не столько принадлежащее ему имущество и другие материальные ценности, сколько собственные способности, профессиональные навыки, время и труд [3; с. 43 – 44].

Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребёнка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребёнок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причём в неполной семье один родитель необязательно должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя. Любовь «за двоих» не всегда приносит свои плоды [4; c.81].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может рекомендовано всем родителям, в любом типе семьи, так как контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу [4; с. 81].

Основные меры улучшения воспитательных возможностей в неполной семье состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.

Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших. Тогда они стремятся подражать им [8; c. 91].

С поступлением ребёнка в школу меняется его социальная ситуация развития. Школа – сложный социальный организм, отражающий характер, проблемы и противоречия общества [5; c. 118].

Ни школа, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков. Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают доверие и взаимоуважение между родителями и образовательным учреждением [7; c. 127].

Для семьи в вопросах этической культуры, воспитания школа должна стать авторитетом. Серьёзный, открытый и искренний тон в отношениях – основа такого авторитета. Интерес со стороны родителей – это безграничное уважение и доверие школе [9; c 61].

В семье и школе необходимо создать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей. В школьном возрасте влияние школы более могущественно, чем влияние семьи, поэтому школа может и должна, считает Лесгафт, исправлять ошибки семейного воспитания [8; c. 76].

А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский считали, что школа всегда должна прямо или косвенно оказывать влияние на воспитательный процесс в семье. При этом они стояли на позиции ведущей роли школы, так как трезво оценивали ограниченные общекультурные и особенно педагогические возможности значительной части семей [2; c. 213].

Просвещение родителей и сегодня является социальной функцией школы. Именно учитель профессионально может донести до родителей самые необходимые сведения о законах воспитания, об организации общения с детьми, о значимости личного примера и труда для становления нравственного человека [9; c.65].

Сотрудничество семьи и школы может осуществляться в различных направлениях. Школа помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, в организации духовной жизни семьи, здорового образа жизни. Она проводит работу с «трудными» детьми, консультируя родителей и налаживая связь семьи с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона [2; c. 213].

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребёнка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семье у родителей, представителей старшего поколения является одной из причин появления в практике воспитания так называемых «трудных детей» [8; c. 86 – 87].

Внимательные педагоги и воспитатели всегда замечают неблагополучие в семье по поведению ребёнка в школе. Это могут быть непонятные на первый взгляд, неожиданные слёзы, агрессивность, конфликты, полная рассредоточенность внимания. Это и понятно, ребёнок прорабатывает имеющимися у него психологическими средствами семейные стрессы [10; c. 570].

Понимающий, сочувствующий учитель, готовый оказать поддержку ученику и его родителям, сумеет быть полезным в самых психологически сложных ситуациях. Его тактичный совет, высказанный в нужный момент, поможет семье выбрать линию поведения, исходя, прежде всего, из блага ребёнка.

Учитель помогает семье школьника не только в тех случаях, когда родители испытывают трудности в воспитании и нуждаются в его совете. Своей повседневной работой педагог тоже помогает семье. Учитель – полноправный воспитатель школьника, если он устанавливает диалог с учеником и его родителями [10; c. 571].

Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребёнка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребёнка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию [7; c. 84].

Выводы:

1. Дети из неполных семей демонстрируют высокий уровень тревожности, не свойственный для несовершеннолетних, имеющих обоих родителей. Их постоянно сопровождает страх потерять единственного оставшегося с ними родителя – опекуна и кормильца [5; c. 295].Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи (фобии).

2. Основные меры улучшения воспитательных возможностей в неполной семье состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.

3. Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье [10; c. 473].

4. Школа является государственным институтом, который в определённой степени несёт ответственность за воспитание. Она не может решить все проблемы воспитания в обществе, это не под силу одной школе. Но инициировать развитие истинного партнёрства с заинтересованными лицами, учреждениями (прежде всего – с родителями) школа обязана. Просто работать вместе с родителями, чтобы родители осознавали свою необходимость – вместе со школой они станут более сильными в деле воспитания собственных детей [9; c 68].


Литература:

  1. Богданова, Н.А. Семья, как персональная микросреда развития ребёнка/ Н.А. Богданова// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 1 / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 388 с. – с. 152 – 156.

  2. Грищенко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Грищенко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 240 с.

  3. Ильин, В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни/ В.А. Ильин. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002.– 208с.

  4. Казарян, М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях/ М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с. – с. 77 – 88.

  5. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 320с.

  6. Никулина, О.М. Социально-психологическая помощь семье в России/ О.М. Никулина// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с. – с. 93 – 99.

  7. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.К. Гребёнкина, Е.М. Аджиева, О.В. Ерёмкина и др.; под. ред. В.А. Сластёнина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Издательский центр Академия, 2007. – 160 с.

  8. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

  9. Тимошко, Е. Партнёрство во взаимодействии родителей и школы/ Е. Тимошко// Воспитательная работа в школе. – 2008. – №6. – с. 61- 68.

  10. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд./ Э.Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle