Библиографическое описание:

Слезкова Т. И., Домащенко О. И., Щукина Е. И. Извечная проблема: семья и школа [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 210-212. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2858/ (дата обращения: 15.12.2017).

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь.

Наша страна переживает сложное время. Не все смогли перестроиться и приспособиться к новым рыночным отношениям, что стало причиной негативных социальных явлений. Все эти явления распространяются и на детей. Дети - барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, им приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Сегодня, мы вступили в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Поэтому необходимо повысить педагогическую культуру родителей.

Какими бы прекрасными ни были ДОУ, самыми главными «мастерами» формирующими мысли детей, являются его родители - мать и отец.

Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство родителей занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей родители переложили на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими.

Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основу счастья или несчастья в будущее своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе???

Поэтому работа с семьёй - одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основное условие сотрудничества семьи и школы - взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

Факторами, тормозящими развитие сотрудничество со стороны педагогов являются:

  • авторитарный характер действий;

  • неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;

  • низкая педагогическая культура учителя;

  • неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи;

  • нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются:

  • низкая общая и педагогическая культура;

  • недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;

  • отсутствие должного внимания к воспитанию детей;

  • субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;

  • переоценка своих воспитательных возможностей.

Дело тут не только в смене поколений, а в том. что каждый из родителей и учителей - индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения.

Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь.

Одно из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей, являются различные формы их обучения: лекции, беседы, тренинги; которые посвящены обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. От комплексного, системного подхода к организации работы с родителями зависит успешность сотрудничества семьи и школы.

В нашей школе разработана система взаимодействия семьи и школы, которая объединяет 3 блока:

    1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

    2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

    3. Участие родителей в управлении школой. Система включает:

  • проведение родительских собраний (1 раз в четверть); -родительский всеобуч (4 раза в год);

  • презентация начальной школы (август, февраль);

  • консультирование специалистов ШПМГ1К (психолог, социальный педагог, логопед, учителя высшей категории);

  • диагностика возрастных периодов (2 раза в год).

Данная система взаимодействия семьи и школы даёт возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, даёт объективную информацию о работе школы, интереса и потребностях семьи. Формы участия родителей в жизни школы, очень разнообразны и эффективны. Родители свободно взаимодействуют с директором, завучем школы, со специалистами всех профилей. Чаще предметом общения педагогов с родителями, становится неуспеваемость и недисциплинированность их ребёнка. В результате одностороннего общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребёнку, а вследствие, стараются избегать контактов с педагогами, желание общаться; что-то менять в себе, своём отношении к ребёнку и школе напрочь исчезает. Основы отношения учителя и семьи, по мнению В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детей, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «...» - и как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость матерям и отцам. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения - это уродливое воспитание. Очень важно, чтобы не появились плохие дети, чтобы у матерей не ожесточилось сердце, а у их ребёнка не угасло желание быть хорошим.»

Учителей и родителей ждёт успех в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что они любимы, независимо от того, талантливы они или не очень, дисциплинирован или нет, его любят таким, каков он есть. Любовь родителей и учителей к ребенку должна строиться на взаимоуважении, знании его интересов и потребностей, стремлении оказать посильную помощь, дать совет.

Основа воспитательной работы - единство учителя, родителя и ребёнка. Учитель должен донести до родителей, что благополучие ребёнка в семье, является любовь к нему родителей, что создаёт чувство защищённости у ребёнка, и в дальнейшем поможет ему решить многие сложные проблемы. Однако, не стоит забывать, учителя должны постараться, чтобы детям в школе было комфортно, чтобы в ней присутствовала тёплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно учиться.

Безусловно, далеко не все родители принимают активное участие в воспитательной работе, однако есть родители, которые с радостью сотрудничают с педагогами. Совместная работа с родителями заключается в обучении их конкретным приёмам и методам воспитания детей. Родители - главные помощники в воспитании детей. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь как величайшую ценность. Сами же родители, должны научиться слушать и слышать своих детей, понимать друг друга.

Педагог должен строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, показывая желание оказать педагогическую поддержку родителям.

Учитель должен сформировать у родителей положительный настрой на проблему обучения, воспитания и развития их детей, правильно установить причину неблагополучия и выбрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями, направленные на повышение педагогической культуры. Сюда можно отнести: родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, деловая игра, родительские конференции, день открытых дверей, практические занятия и т.д.

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе» A.C. Макаренко

Не всё даётся сразу, особенно сегодня, когда родители заняты добыванием средств, а иногда и просто выживанием.

Добиваясь единства семьи и школы в создании воспитательного процесса, можно и нужно вспомнить «крылатое» выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А так как у него их два, семья и школа, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях и конечно в воспитании.

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.

«Если вы мечтаете оставить после себя след на земле - не обязательно быть выдающимся писателем или учёным «...». Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей «...», хорошего сына «...», хорошую дочь, хороших родителей». В.А. Сухомлинский.


Литература:

  1. Бим-Бад Б.М, Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б., Мудрость воспитания. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1987

  2. Бушмина З.П., Работа с родителями // Начальная школа - 2000г. №5 - с.88-92

  3. Вискунова В.Н., Моги помощники родители // Начальная школа - 2005г. №8,. - с. 9-13

  4. Воликова Т.В., Учитель и семья. - М.: Просвещение, 1979


Основные термины (генерируются автоматически): воспитании детей, сотрудничества семьи, система взаимодействия семьи, воспитания детей, Воспитание детей родители, педагогической культуры родителей, Извечная проблема, педагогическую культуру родителей, Методы воспитания детей, Похожая статья, психолого-педагогических знаний родителей, территория сотворчества, родителей ждёт успех, одностороннего общения родители, Формы участия родителей, неформальные связи родителей, Моги помощники родители, родителей положительный настрой, проблема взаимодействия, методам воспитания детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос