Библиографическое описание:

Иванова В. А. Организация театрализованной деятельности в детском саду через речевое развитие детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 46-48.

Человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Другими словами, человек рождён для добра и любая деятельность должна, прежде всего, учить его добру – не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час и на каждом занятии.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста.

Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлечённости, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

В нашем детском саду на протяжении одного года я руковожу театральным кружком «Родничок», где веду планомерную работу по развитию творческой инициативы и театрально-игрового творчества. Театральный кружок работает по программе М.А. Васильевой. Направлен на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире.

Цель: Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

- Последовательное знакомство детей с видами театра;

- Поэтапное освоение детьми видов творчества;

- Совершенствование артистических навыков детей;

- Раскрепощение детей;

- Работы над выразительностью речи, интонации;

- Коллективные действия, взаимодействия.

Отличительные особенности программы:

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер- сюрпризов.

Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная позиция ребёнка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. В дошкольном детстве очень важно окружить ребёнка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить любовь другим людям. А это – самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;

  • формированием эстетического вкуса;

  • нравственным воспитанием;

  • развитием коммуникативных качеств личности;

  • (обучением вербальным и невербальным видам общения);

  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Формы и режим занятий кружка:

Программа рассчитана на три учебных года.

В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

  • Чтение и совместный анализ сказок.

  • Проигрывание отрывка из сказок.

  • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

  • Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

  • Словесные, настольные и подвижные игры.

  • Пантомимические этюды и упражнения.

  • Дыхательная гимнастика

  • Артикуляционная гимнастика.

  • Пальчиковые игры со словами.

  • Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

  • Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

  • Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

  • Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

  • При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.

Дети будут знать и уметь:

  • Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

  • Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

  • Научатся запоминать и описывать любого героя.

  • Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

  • Сочинять этюды по сказкам.

  • Строить простейший диалог.

  • Распределять между собой обязанности и роли.

  • Использовать средства выразительности драматизации.

  • (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Дети приобретут:

  • Уверенность в себе.

  • Умение играть в коллективе.

Работа кружка складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы театрального кружка в начале и в конце года было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Таким образом, работа театрального кружка «Родничок» является оптимальным средством социально-личностного развития старших дошкольников.

Основные термины: театрализованной деятельности, детском саду, процессе театрализованной деятельности, дошкольного возраста, детей младшего дошкольного, творческой инициативы, Развитие речи детей, речи детей младшего, театрального кружка, Занятия театрализованной деятельностью, младшего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, способности детей, творческой инициативы детей, творческой инициативности детей, речевое развитие детей, артистические способности детей, театрального кружка «Родничок», театрализованной деятельностью невозможны, режим занятий кружка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle