Библиографическое описание:

Коробова О. В. Игровая технология при изучении английского языка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 75-77.

Есть такая сказка:

Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего огромное дерево старым тупым топором. Было ясно, что работает этот человек уже очень долго, он очень устал. К тому же он был раздражён тем, что дело двигалось так медленно.

«Что ты делаешь?» – спросил мудрец.

«Не видишь разве, я работаю?» – раздражённо ответил лесоруб.

«Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжёлой для тебя!» – воскликнул мудрец. – «Заточи топор, и работа пойдёт веселее».

Но не стал слушать его лесоруб.

«Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!» – с нетерпением ответил он.

Так и в школе. Со временем изменился объём учебных программ, а отсюда требования к подаче и способу переработки информации.

Центральная психологическая проблема жизни любого человека – проблема самореализации и развития творческого потенциала. Очевидно, что главная цель обучения – пробудить активность личности, запустить механизмы её саморазвития.

Технологии личностно-ориентированного обучения должны представлять собой продуманные системы педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, необходима разработка и специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов и методических рекомендаций. В настоящее время к современным личностно-ориентированным технологиям, представляющим собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики, принято относить технологию модульного обучения, технологию коллективного взаимообучения, технологию развития критического мышления, метод проектов, интеграционную технологию, дебаты, использование интерактивных методик, организацию работы разноуровневых заданий на уроке и некоторые другие.

Не напрасно на первом месте в структуре учебной деятельности стоит мотивация. Именно она в первую очередь даёт результативность в любой деятельности.

Мотивы учения у детей могут быть разными: радовать родителей, исполнять роль ученика, утверждаться среди сверстников и т.д.

Роль учителя в создании мотивов обучения является одной из главных. Именно учитель, желающий смотивировать своих учеников на успешное обучение, должен создать психологически комфортную обстановку на уроке.

В её основе лежит доброжелательность учителя к детям, принятие всех детей. Важно чтобы на уроке присутствовали вдохновение, дух открытий. Тогда всем детям на уроке будет интересно. А то, к чему ребёнок проявляет свой интерес, то, что он хочет выполнить с удовольствием, получается у него гораздо быстрее и качественнее.

Наш урок – это совместная деятельность детей и учителя как полноправных участников работы. Именно поэтому очень часто я использую: групповую работу.

Групповая работа – это прежде всего игра. А у каждой игры есть свои правила. Сначала выводим правила совместной работы и постоянно обращаемся к ним. Ведь кто не учитывает правил, тот остаётся за бортом игры, даже если сидит рядом.

Одно из важных правил это «Слушай!» и «Не перебивай, если хочешь, чтобы выслушали тебя!».

Игра действительно дело и дело серьёзное. Если игры используются только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от них минимальная. Такие функции у игры есть, но они не ведущие, не главные. Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением её должно быть учение, в нашем случае – овладение видами речевой деятельности как средствами общения.

То, что игра – это серьёзно, утверждают её теоретики. Крупнейший знаток проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

В книге, которая так и называется – «Игра – это серьёзно», А.С. Спиваковский пишет, что игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности, что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил, Л.С. Выготский, ведёт за собой развитие».

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только, если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой её природе, ибо игра, это всегда эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Таким образом, игра – это:

- деятельность (в нашем случае – речевая),

- мотивированность, отсутствие принуждения,

- индивидуализированная деятельность, глубоко личная,

- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В. Петровский),

- развитие психических функций и способностей,

- «учение с увлечением» (говоря словами С.Л. Соловейчика).

Не следует думать, что сказанное относится лишь к детям. Опыт работы Г.А. Китайгородской и её коллег доказал, что и во взрослой аудитории игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой целью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.

Хотя у меня небольшой опыт работы, но я поддерживаю вышесказанное мнение. На моих уроках также старшеклассники через игру с желанием осваивали скучные сложные грамматические правила английского языка.

Но специфика игры, как точно подметил М.Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребёнком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается». Ставит цель – отдохнуть, переключиться – нет необходимости: характер игры как таковой сделает своё дело.

Формы игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и лото, и карты, и домино, и шарады, и загадки, и конкурсы, и детские игры «Чепуха», «Телефон », и лингвистические игры, и всевозможные жизненные события – оборудование квартиры, сборы в поход и т.п., а также разыгрывание действий всяческих профессий и поведения типов людей (оптимист, брюзга, капризный), и даже приёмы мнемотехники.

А теперь хочу поделиться некоторыми педагогическими приёмами, дающими неплохие результаты по повышению мотивации и интереса учащихся в изучении английского языка.

Тематическую лексику часто ввожу языковой дефиницией. Опрос учащихся тоже проводится через дефиницию. На дом ученики получают задание не только выучить новые слова, но и представить дефиницию. Проводится конкурс на лучшую дефиницию.

Приведу пример:

An iron

1. It is used to press clothes.

2. it is hot when it works and it is cold when it does not.

Часто играем в «Пойми меня».

Что может быть скучнее грамматического теста? Стараемся и эту часть сделать увлекательной через «контурные рисунки». Заранее готовится тест по теме, например, пассивный залог: ученики делятся на две группы. Выигравшая команда получает по тесту «5».

1. We … to the party yesterday/

a) are invited; b) invited; c) were invited.

2. The poem is written … a pencil.

a) of; b) with; c) by.

Рядом «ключ» для составления рисунка: 1а-1; b-2; c-4; 2a-6; b-3; c-8.

Например. По теме «Экология» (+Пассивный залог), если ученики верно выбирают варианты ответов, у них получается рисунок бабочки. (По теме «Путешествие» – кораблик, по теме «Спорт» – ракетка и т. д.)

Люблю использовать пантомиму при обучении лексике. Традиционная физминутка в 5-ом классе:

1. Big, largev- little, small (руками показываю что-то огромное вроде облака – и размер маленького мячика).

2. Long – short (как рыбаки показываю размеры рыбы – и показываю ладонями ограниченный отрезок).

Знакомое нам всем с детства домино. Правила игры всем хорошо известны. Можно и вовсе облегчить их: не делать карточек-пустышек и карточек, на обеих половинках которых надпись одна и та же. Дети получают удовольствие от самой игры и стать победителем, как в традиционном домино, никто не стремится. Правильно сложенную рамки ребята воспринимают как победу.

Итак, берём карточки (размер может быть 2см на 8 см.), делим их пополам. В правой колонке пишем начало, в левой – конец слова, словосочетания или предложения.

Перед началом игры все карточки выкладываются на стол изображением вверх. Начать игру можно с любой карточки. Ряд карточек можно выстраивать как вправо, так и влево. Ученик, первый нашедший подходящую карточку, берёт её, кладёт рядом с уже имеющимися и проговаривает вслух то, что у него получилось.

При проверке, чтобы, с одной стороны, не оставить ошибок, и с другой, не потратить слишком много времени на проверку, можно иметь на отдельном листочке изображение правильно оставленной рамки. Тогда ребята сами могут проверить себя. Такая проверка позволяет учащимся ещё раз увидеть материал, над которым они работали (или с которыми они играли, – что одно и то же).

На уроке на такую игру уходит 3-4 минуты, можно провести столько, сколько пар учеников вы хотите занять игрой.

Или вот такие карточки (изучение Present Simple и Present Continuous):

Также на уроках использую кубики Зайцева (ученикам интересно не просто писать грамматические конструкции на доске, но и составлять их, играя в кубики).

В заключении хочу сказать: желательно, чтобы такая работа стала для учащихся праздником. А праздник для ребят – это, когда игра сменяется игрой, когда никто не думает что есть такое слово «Надо», а просто тянется к игре, живёт игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и, не заметно для себя, ещё и пользу.


Литература:

  1. Голышкина И. В., Ефанова. З.А. Изучаем английский язык играя. 5 – 6 классы/авт.- Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Китайгородская Г.А. методика интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1992.

  3. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. – М., 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle