Библиографическое описание:

Целебеева С. М., Прончев Г. Б. К вопросу об использовании информационных компьютерных технологий в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 187-189.

Одним из приоритетных направлений развития нашей страны является внедрение информационных технологий во все сферы жизни. В.В. Путин отмечал [1]: “Страны, сделавшие ставку на развитие IТ-технологий, сегодня занимают наиболее выгодные позиции в мировом разделении труда. Они добились существенного роста производительности труда, повысили качество государственного управления. А доступность для граждан всего спектра информационных услуг кардинально повлияла на развитие в этих странах человеческого капитала, на рост их конкурентоспособности. И, наконец, свободный обмен идеями и информацией – это важный фактор укрепления в государствах демократических институтов и процедур”. В утвержденной президентом России “Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации” [2], одной из основных задач было названо “повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий”.

Как следствие, требованием времени является необходимость освоения гражданами РФ современных информационных компьютерных технологий уже в младшем школьном возрасте. Это, в свою очередь, ставит перед педагогами задачу разработки новых учебных программ, позволяющих детям младшего школьного возраста, наряду с другими необходимыми компетенциями, осваивать современные информационные компьютерные технологии.

Обзор современных информационных компьютерных технологий, применяемых в общеобразовательной школе в настоящее время можно найти в нашей работе [3].

При планировании учебного процесса в начальной школе следует помнить о том, что дети младшего школьного возраста находятся в постоянном развитии, как психическом, так и физическом. Предлагаемые новые учебные занятия с использованием современных информационных компьютерных технологий не должны нарушать развитие ребенка и наносить ему какой-либо вред.

Данная работа посвящена анализу психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста с точки зрения возможности использования современных информационных компьютерных технологий в учебном процессе.

Характеризуя младший школьный возраст, И.Ю. Кулагина [4, с. 120] отмечает: «Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Учение для него – значимая деятельность».

Дети в младшем школьном возрасте очень наблюдательны. Наблюдая за окружающим миром, они стараются повторить то, что видят. Не зная конкретных технологий, дети младшего школьного возраста способны создать что-то новое, оригинальное. В процессе обучения происходит психическое, интеллектуальное и физическое развитие.

Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. У младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание, ускоряет запоминание содержания. Использование современных технических средств придают учебному процессу творческий, поисковый характер, что способствует развитию творческих способностей учащихся, повышению интереса к учебному процессу [5]. В первую очередь, это касается вопросов организации и контроля психических процессов: восприятия, внимания, памяти и др. Основная их часть сгруппирована вокруг основных каналов восприятия информации (визуальный, аудио и кинестетический) [3]. Рассмотрим возможность воздействия информационно-компьютерных технологий на каналы восприятия информации более подробно.

Звуковой канал. Можно выделить следующие основные типы звуков, воспринимаемых человеком: речь, музыка, упорядоченные периодические и разовые сигналы, характерные и беспорядочные шумы. Важнейшую роль среди этих типов звуков играет речь, которая должна занимать важнейшее место в организации использования информационных технологий в учебном процессе. Второе место по значимости в жизни человека занимают естественные и искусственные шумы. Проведенные исследования показали, что человек лишенный шумов становится менее активным и ощущает психологический дискомфорт [5]. Поэтому шумы также должны занимать свое место в учебном процессе. Традиционно музыка играет заметную роль в жизни человека. Исследования, проведенные в школах, показали, что при постоянном музыкальном фоне работоспособность учащихся повышается в среднем примерно на 20% [5]. По степени предпочтения можно выделить четыре основных группы людей: любящих марши, предпочитающих вальсы, желающих слушать танго и поклонников быстрых мелодий типа шейка. Эти предпочтения связаны с доминирующими ритмами мозга. Поэтому в учебном процессе нужно предусматривать, как минимум, четыре мелодии разных типов. Упорядоченные периодические и разовые сигналы, вроде телефонных звонков, звука будильника, привлекающего внимания писка, поощрительно-приятных или наказывающе-неприятных звуков играют, обычно, отвлекающую, мобилизующую, информативную и редко нейтральную роль. Целенаправленное и систематическое использование таких сигналов может быть полезным дополнением в системе звуковых воздействий на ученика.

Кинестетический канал. Современные информационные технологии, применяемые в учебном процессе в настоящее время, позволяют использовать кинестетический канал только в ограниченных рамках. Тем не менее, можно отметить несколько направлений, где использование этого канала не ограничивается только взаимодействием с клавиатурой компьютера:

  • использование микрофона при изучении языков и т.п.;

  • использование графических планшетов или музыкальных клавиатур в гуманитарных предметах;

  • использование наборов ЛЕГО в курсе технологии, а также в курсах физики, химии, биологии и др.;

  • использование измерительных лабораторий для компьютерных исследований на материале физики, химии, биологии и др.

Приведенные примеры характерны тем, что в них компьютерные технологии используется в физической, а не просто организационной связи с другими внешними устройствами. С этими внешними устройствами ученик производит не только действия руками, но и управляет ими с помощью компьютера.

Визуальный канал. Визуальное восприятие объектов человеком имеет ряд особенностей [5]. Так, первичное обследование объекта осуществляется с помощью многочисленных движений глаз. После того как объект исследован, внимание к нему ослабевает. В дальнейшем человек реагирует только на изменения, происходящие с объектом или в объекте. При этом, на движущиеся объекты реакция у человека более сильная, чем на неподвижные. На приближающиеся или удаляющиеся объекты наблюдается более сильная реакция, чем на просто движущиеся. Поэтому при проектировании занятий следует отдавать предпочтение тем приемам обучения, где используются движущиеся объекты, причем в первую очередь – приближающимся или удаляющимся объектам, затем объектам, проходящим мимо глаза и, наконец, изменяющимся со временем объектам.

При организации учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы для работы детей младшего школьного возраста за компьютерами [6]. В отличие от старшеклассников следует помнить, что:

  • Работать ученикам надо на расстоянии 60 – 70 см (допустимо не менее 50 см), соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.

  • Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, необходимо находиться в очках.

  • Разрешаемое время непрерывной работы учащихся зависит от их возраста, но не должно превышать для учащихся I классов (6 лет) – 10 мин; для учащихся II – IV классов – 15 мин.

  • После установленной выше длительности работы учениками должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Таким образом, информационные компьютерные технологии возможно с успехом использовать в учебном процессе начальной школы. При этом следует учитывать психолого-физиологические особенности данной возрастной группы. Возрастные особенности накладывают ограничения, как на содержание, так и на продолжительность занятий.


Литература:

  1. Официальный сайт Президента России / Интернет-ресурс http://www.kremlin.ru.

  2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации / “Российская газета”, № 34 от 16 февраля 2008 г.

  3. Фесенко В.В., Прончев Г.Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе // Молодой ученый, 2011, №10(33), Т.1, С. 88 – 92.

  4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1998, 176 с.

  5. Огородников Е.В. Метод параллельных циклов в информационных технологиях: Монография. – М.: МГПУ, 2006, 77 с.

  6. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2.542-96 / утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. № 14.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle