Библиографическое описание:

Токарев А. А., Анникова Ю. С., Ремнева Н. П. Образовательная программа по группе кратковременного пребывания «Учусь плавать» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 95-100.

  1. Пояснительная записка

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детских садах и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения и к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.

Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей вообще не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения. Различные специалисты ДОУ (заведующая, воспитатели, методисты, педагоги-психологи, учителя-логопеды, медсестры) постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Одним из направлений решения проблем, изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит существенно снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.

  1. Теоретические основы программы группы кратковременного пребывания

2.1. Нормативно-правовые основы организации групп кратковременного пребывания

Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации. Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования группы кратковременного пребывания. Существует перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего группу кратковременного пребывания:

1. Положение о группе кратковременного пребывания.

2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения группы кратковременного пребывания.

3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» (в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей).

4. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания.

5. Смета расходов на содержание группы кратковременного пребывания.

6. Штатное расписание.

7. Должностные инструкции.

8. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании группы кратковременного пребывания.

2.2. Обзор законодательных актов по функционированию группы кратковременного пребывания в ДОУ

Основные гарантии защиты прав и законных интересов, поддержки детства представлены в Федеральных законах Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.). Документы отражают основные принципы государственной политики России в отношении детей, раскрывают подходы к организации образования подрастающего поколения, утверждают права и обязанности родителей, являющихся первыми педагогами ребенка.

С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:

— Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677);

— Типовое положение об образовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);

— О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ (Письмо Минобразования России от 16.12.98 № 01-50-205 ин/32-03);

— О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/23-16);

— О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения (Письмо МО РФ от 07.06.94);

2.3. Информационно – аналитические данные о результатах деятельности дошкольного учреждения

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №659 г. Москвы имеет одно здание.

Проектная мощность детского сада рассчитана на 12 групп на 304 воспитанников (адрес: улица Герасима Курина, дом 18, корпус 1).

Фактически функционируют 14 групповых помещений. 1 группа – спортивный зал, 1 группа переоборудована в два помещения – предназначена для посещения детей ГКП «Учусь плавать» и музыкальный зал. В детском саду работает педагог-психолог, инструктор по плаванию, логопед, медицинская сестра, диетсестра, физкультурный работник, два музыкальных работника.

В Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы детском саду № 659 ЗОУО группа кратковременного пребывания «Учусь плавать» открывается впервые. Модель этой группы – адаптационная и оздоровительная и впоследствии дети не переходят в постоянный контингент данного дошкольного учреждения.


  1. Цель деятельности

Цель создания группы – обучение детей различным способам плавания в соответствии с возрастом и их всестороннее развитие.
Основной задачей открытия ГКП является наиболее полное удовлетворение запросов семьи, общества и развитие вариативных моделей дошкольного образования.
ГКП создается в соответствии с основными направлениями деятельности ГБОУ д/с №659 на основе социального заказа населения, для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и для наиболее полного охвата детей дошкольным воспитанием и развитием с целью:
  1. обеспечения полноценного развития детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
  2. обеспечения ранней социализации и адаптации их к поступлению в ДОУ;
  3. обучения детей различным способам плавания и их всестороннего развития;
  4. взаимодействия с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников;
  5. выравнивание стартовых возможностей для поступления в школу.
  1. Задачи группы кратковременного пребывания «Учусь плавать»

  • обучать детей различным способам плавания;

  • развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыками общения с другими детьми и со взрослыми;

  • укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;

  • обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;

  • облегчать адаптационный период детей раннего возраста;

  • обеспечивать воспитанникам комфортные условия пребывания в ГБОУ;

  • сохранять и укреплять здоровье;

  • реализовывать образовательную программу ГБОУ с учётом кратковременного режима пребывания в дошкольном учреждении;

  • оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста;

  • взаимодействовать с семьёй для полноценного развития ребенка;

  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Главная особенность групп адаптации и базисного развития для детей 2 – 4 лет состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т.е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

  1. Направления работы

Информационно-аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка следует начать работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Это поможет лучше ориентироваться в психолого-педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Познавательное направление

Это обогащение родителей знаниями об особенностях физического и психического развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Совместная работа специалистов (старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, инструктора по плаванию, музыкального работника, физкультурного работника) по реализации программы обеспечит педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, сделает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями может оказаться не только самым востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволит родителям: увидеть изнутри работу педагогов по физическому воспитанию; трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы в физическом воспитании; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

  1. Адресат

Дети от 2 – 4 лет, не посещающие дошкольные образовательные учреждения.
  1. Показания к применению

Предлагаемый комплекс занятий направлен на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и имеющих низкий для своего возраста уровень психофизического развития.

Работа с дошкольниками должна строиться на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, что означает:

  1. Убеждение в безграничных возможностях каждого ребенка в самосовершенствовании, опору на сильные стороны личности.

  2. Познание ребенком себя как человека.

  3. Предоставления детям возможностей для проявления во всем многообразии индивидуальных качеств в активной творческой деятельности.

  4. Признание ребенка как равноправного партнера взрослого.

При обучении плаванию обязательно следует учитывать возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка.

  1. Содержание программы

Данная программа представляет собой концептуально – обусловленный комплекс занятий, расчитанный на детей дошкольного возраста.

В адаптированный вариант вошли традиционные приемы работы с детьми:

  • обучение плаванию;

  • музыкальные занятия;

  • занятия физической культурой;

  • чтение художественной литературы;

  • занятия с педагогом – психологом;

  • развитие творческих способностей;

  • изобразительная деятельность;

  • развивающие игры.

  1. Длительность программы

Программа рассчитана на110 занятий для детей от 2 до 4 лет.
Количество занятий в неделю: 12 занятий с детьми от 2 до 4 лет.
  1. Форма работы

Оптимальной групповой формой работы являются занятия в группе от 8 до 10 человек.
  1. Условия реализации программы.

Основой для успешной развивающей работы по программе «Учусь плавать» является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учета индивидуальных особенностей, выявления на первичной диагностике психического развития, личностной сферы, физическое здоровье детей.

При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию и выполняли ее. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, специалист должен лишь направлять и объяснять.

  1. Стратегии ГКП

  • Составление плана работы группы кратковременного пребывания «Учусь плавать»;

  • Изучение потребностей родителей;

  • Определение эффективных форм и методов работы с родителями и детьми;

  • Разработка документации и обеспечение нормативной документацией;

  • Взаимодействие специалистов различных профилей: старшего воспитателя, воспитателя группы, педагога – психолога, старшей медсестры;

  • Сочетание диагностической, коррекционной, образовательной, воспитательной деятельности;

  • Создание атмосферы гуманности и благожелательности;

  • Обеспечение равных стартовых возможностей для всестороннего развития детей;

  • Использование средств современной психолого-педагогической науки и практики.

  1. Комплекс программ, используемых для работы с детьми в ГКП «Учусь плавать»

ГБОУ детский сад № 659 работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, допущенной Министерством образования и науки РФ в 2005 году. Наряду с базисной программой в ГБОУ используются парциальные программы, получившие гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» для работы с детьми дошкольного возраста.

Для физического развития и здоровья детей используется программа Л.И. Пензулаевой «Физкультурные занятия с детьми от 3 до 4 лет». Цель программы: постепенное овладение жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием. Также используются «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада» Н. А. Карпухиной (раздел: Развитие физических способностей).

Для обучения детей плаванию используется пособие Н.Г. Пищиковой «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». Цель – подготовить ребенка к жизни, деятельности в разных условиях. Научить детей плавать спортивными стилями. Также используется практическое пособие И. В. Сидоровой «Как научить ребенка плавать». Цель – научить ребенка правильно, а значит и экономично, плавать.

В детском саду работает педагог – психолог, который проводит занятия по комплексной коррекционно – развивающей программе «Ступеньки» под редакцией Н. В. Серебряковой для детей раннего и старшего дошкольного возраста. Используется методическое пособие В.Л. Шорохотной «Коррекционно-развивающие занятия с детьми».

Трудовое воспитание осуществляется по программе и методическим рекомендациям С.Н. Теплюка. Цели: Научить различать основные формы деталей строительного материала, строить разнообразные постройки, разворачивать игру вокруг собственной постройки.

Художественно – эстетическое воспитание включает в себя:

  • изобразительную деятельность (Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)». Методическое пособие для воспитателей и родителей). Цели: формировать интерес к рисованию, развивать мелкую моторику;

  • лепку (Д.Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет». Конспекты занятий). Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие, умение доводить работу до конца;

  • художественную литературу (Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». Практическое пособие. Раздел: художественная литература. Цель: приобщение детей к художественной литературе;

  • музыкальное воспитание (Б.М. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду). Цель: приобщение детей к музыке, развитие музыкального восприятия.

  • игровую деятельность (Л.Н. Галигузова «Развитие игровой деятельности»). Цель: способствовать поддержанию хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи.

  1. Содержание деятельности специалистов

Старший воспитатель

  • Осуществляет методическое руководство над воспитательно-образовательной деятельностью специалистов группы кратковременного пребывания «Учусь плавать»

  • Ведет контроль и учет работы педагогического персонала группы кратковременного пребывания «Учусь плавать»

Воспитатель

  • Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве ДОУ

  • Содействует социализации воспитанников

  • Взаимодействует с семьями воспитанников, оказывает консультативную и практическую помощь в вопросах воспитания и развития детей

Педагог-психолог

  • Способствует адаптации дошкольника к обстановке образовательного учреждения

  • Проводит диагностику психического развития

  • Осуществляет психологическое консультирование и просвещение

Воспитатель по физической культуре

  • Планирует содержание работы по физическому воспитанию, определяет ее виды, формы исходя из имеющихся условий

  • Осуществляет работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

  • Выполняет программу музыкального воспитания и эстетического развития детей с учетом специфики возраста воспитанников

  • Содействует реализации потенциальных музыкальных способностей воспитанников, формирует у них общую культуру, осознанное освоение образовательной программы

Старшая медицинская сестра

  • Осуществляет медицинское наблюдение в период адаптации к условиям детского сада вновь поступивших детей

  • Организует медицинское обеспечение: выполнение назначений врача, проведение оздоровительных мероприятий по профилактике заболеваний

  1. Условия реализации программы

В материально-техническом плане: работа группы кратковременного пребывания «Учусь плавать» осуществляется в музыкальном зале, который оснащен техническими средствами, развивающими играми и игрушками для детей.

В методическом плане: педагогическая литература, диагностический материал, документация по группе кратковременного пребывания.

Основные педагогические условия: благоприятный психологический микроклимат, игровые зоны для детей, рабочие зоны для детей, рабочая зона для специалистов.

  1. Работа с родителями

В рамках данной программы специалисты обеспечивают:

  • консультирование родителей;

  • проведение родительских собраний;

  • ознакомление с современными игровыми средствами.

  1. Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации программы предполагается оформление письменных отчетов специалистами группы кратковременного пребывания «Учусь плавать» с выводами и предложениями по совершенствованию работы, возможна организация «круглого стола» по обмену опытом со специалистами других детских образовательных учреждений.

  1. Методы и средства контроля эффективности программы

Эффективность программы группы кратковременного пребывания «Учусь плавать» может проверяться практическими способами: отслеживание регистрации звонков родителей, проверка журнала приема специалистов группы кратковременного пребывания и рабочего журнала специалистов, отзывами родителей о работе группы кратковременного пребывания. Работа группы кратковременного пребывания «Учусь плавать» контролируется заведующей и старшим воспитателем данного детского сада.

  1. Ожидаемый результат

В результате реализации данной программы ожидаем повышение:

  • Доступности дополнительного образования для неорганизованных детей дошкольного возраста;

  • Востребованности воспитанниками и родителями реализуемых программ дополнительного образования детей;

  • Качества дополнительного образования, реализуемого в данном образовательном учреждении.

  1. Непосредственная образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) группы кратковременного пребывания «Учусь плавать» по ГБОУ Детский Сад №659 на 2011 – 2012 учебный год.

Вторник

Время

Занятия

16.00-16.30

Приём и осмотр детей. Подвижные игры. Все подгруппы.

16.30-17.15

Подготовка к занятию (плавание). Плавание. Подгруппа №1.

17.15-18.00

Подготовка к занятию (плавание). Плавание. Подгруппа №2.

18.00-18.50

Образовательная деятельность. Занятие (чтение художественной литературы + изодеятельность). Организация и проведение подвижных игр. Все подгруппы по мере ухода и прихода из бассейна.

18.50-19.00

Свободное общение. Уход детей домой.

Среда

Время

Занятия

9.00-9.30

Приём и осмотр детей. Подвижные игры.

9.30-9.45

Музыкальное занятие.

9.45-10.30

Организация и проведение подвижных игр, игр малой подвижности.

10.30-10.45

Образовательная деятельность. Занятие (лепка).

10.45-11.00

Свободное общение.

11.00-11.15

Занятия с педагогом-психологом.

11.15-11.50

Развивающие игры. Общение со сверстниками и взрослыми.

11.50-12.00

Свободное общение. Уход детей домой.

Пятница

Время

Занятия

16.00-16.30

Приём и осмотр детей. Подвижные игры. Все подгруппы.

16.30-17.15

Подготовка к занятию (плавание). Плавание. Подгруппа №1.

17.15-18.00

Подготовка к занятию (плавание). Плавание. Подгруппа №2.

18.00-18.15

Образовательная деятельность. Занятие (конструирование). Все подгруппы по мере ухода и прихода из бассейна.

18.15-18.30

Физкультурное занятие.

18.30-18.50

Организация и проведение игр, игр малой подвижности.

18.50-19.00

Свободное общение. Уход детей домой.


  1. Тематический план

Исходя из индивидуальных и возрастных особенностей детей, посещающих группу кратковременного пребывания «Учусь плавать», разработать универсальный тематический план занятий по программе группы кратковременного пребывания невозможно. Для каждого ребенка или группы детей составляется индивидуальный тематический план.

  1. Разработка индивидуальной программы работы с ребенком

Специалисты группы кратковременного пребывания «Учусь плавать» разрабатывают индивидуальную программу развития ребенка в соответствии с заключениями специалистов: старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, старшей медсестры, инструктора по плаванию, педагога по физкультуре, музыкального руководителя. На основе первичной консультации и психолого-педагогической диагностики развития ребенка составляется график работы с возрастной подгруппой.


Литература:
  1. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010.
  4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  5. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  6. Сидорова И. В. Как научить ребенка плавать: практическое пособие/ И. В. Сидорова. – М.: Айрис – пресс, 2011.
  7. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  8. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/obrazovatelnaya-programma-grupp-kratkovremennogo-prebyvaniy
  9. mioo.edu.ruattachments/article/393/ГОУ…304.doc
  10. http://www.sad26.ru/short-period-group
  11. http://datice.do.am/news/znaete_li_vy_chto_takoe_gruppy_kratkovremennogo_soderzhanija_i_vashe_mnenie_stoit/2010-05-22-79

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle