Библиографическое описание:

Козырева О. А., Зуева А. Ю., Аксенов С. В., Гусева Т. С. Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре технологии системно-педагогического моделирования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 90-92.

Технология системно-педагогического моделирования – это технология, в структуре которой предусмотрены пропедевтические первые два звена или ступени:
1) ступень формирования и развития культуры самостоятельной работы (КСР) в системе среднего общего образования средствами фиксации информации и на первом курсе вуза,
2) RP-технология педагогического взаимодействия, фасилитирующая планомерный переход от использования репродуктивных методов, форм обучения и контроля к продуктивным.
В структуре ведущей деятельности педагога обе технологии имеют место быть, но работа строится уже несколько по другой канве – необходимо выявить систему объективных противоречий педагогической практики, ход которой не только наблюдает педагог, но и пытается всеми прогрессивными методами и средствами оптимизировать, затем необходимо выявить способы традиционного и инновационного решения самостоятельно выявленных противоречий, связанных с профессиональной деятельностью.
Следующим этапом в данной технологии является моделирование авторского педагогического средства, фасилитирующего педагогу решение выявленной проблемы или противоречия, затем апробация и констатация достигнутого в рефлексии или научно-методической работе. Как известно, в полисубъектном мультисредовом пространстве ничего нет вечного и каждое разработанное средство устаревает достаточно быстро – 5-10 лет и оно уже может быть отнесено к раритету. Поэтому разработка и реконструкция авторского педагогического средства – неустанная работа, сопровождаемая бесконечным поиском, так называемой, "золотой середины" в решении выявленного объективного противоречия или спектра противоречий.
В ходе данной деятельности появляются разнообразные словесно-логические и структурно-логические модели. Если проследить педагогику Древнего Мира – то можно обнаружить богатейший опыт системно-педагогического моделирования – это и трактаты, и труды, приуроченные решению определенной проблемы, связанной прямо или косвенно с полисубъектным пространством, мультисредой, антропосистемой, и открытия законов и закономерностей, объективно предопределяющих построение теорий, концепций и структурно-содержательного материала определенной дисциплины. Известно, что продуктивная педагогика – это средство самореализации и самосовершенствования, в контексте идей гуманизма выделяющая феномен КСР как механизм становления личности, последовательно проходящей три этапа – объектный (каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации; границы сформированности КСР объектного этапа (уровня) определяются владением способами фиксации информации – аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.), индивидуальный (человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогичес­ких отношений создает поле для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагоги­чес­ких задач, противоречий, проблем и дилемм; сформированность КСР определяется возможностью индивида в моделировании как его деятельности, так и ее продуктов), субъектный (человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике; сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в качестве моделирования и внедрения моделированных средств).
Уровень сформированности личности определяется перспективами саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазви­тия, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педаго­ги­чес­кого взаимодействия, где моделирование уже играть роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педа­го­ги­чес­кого и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Итак, остановимся подробнее на моделировании профессионально-педагогических презентаций студентов педагогов по физической культуре. Под профессионально-педаго­ги­чес­ки­ми презентациями мы будем понимать объективно личностно, социально и профессионально востребованный продукт, построенный на основе использования программного презентационного или публикационного обеспечения и средств новых информационных технологий, системно отражающий запросы микро-, мезо-, макро- или мегаконтинуума в иллюстрации достижений субъекта культуры, общения, деятельности, среды, трансформирующей запросы, приоритеты, ценности, модели отношений и преобразования, ресурсно-антропологический потенциал в структуре пространственно-временных возможностей и ограничений. Или же под предметно-педа­гогической презентацией мы будем понимать продукт ресурсно-резуль­та­тив­ной деятельности педагога, включенного в систему изучения социально-педа­го­ги­чес­кого наследия микро-, мезо-, макро- и мегасред, трансформацию изученного в социально-педагогический опыт, а также в продукт моделирования, формы представления коих могут сводиться к мультимедийным и гипертекстовым отчетам; электронным, гипертекстовым, компьютерным, компьютеризированным учебникам; карточно-слайдовым докладам и презентациям, электронным портфолио и профессионально-педагогическим кейсам и пр.
Другими словами профессионально-педагогические презентации – это всевозможные портфолио, самопрезентации, профессионально-педагогические кейсы, электронные учебники, электронные лабораторные работы, электронные практикумы, электронные занятия и пр.
Первым продуктом предметно-педагогических презентаций является презентация «Я – профессионал», моделируемая студентами факультета физической культуры КузГПА в структуре заданий курса «Введение в педагогическую деятельность». Такая практика обсуждалась на заочных научно-практических конференциях, а итог их сводился к награждению студентов грамотами и учебными пособиями, кроме того, лучшие презентации были помещены в электронное приложение учебного пособия «Введение в педагогическую деятельность» [2]. Курс «Введение в педагогическую деятельность» изучается как в стандартах второго поколения, так и в стандартах третьего поколения первым. Основной упор делается на результативность работы в системе среднего образования и моделирование самопрезентации или презентации «Я – профессионал» не целесообразно организовывать в группах и потоках по профилю 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), по профилю, где достижений как таковых нет, это в максимальном своем арсенале может быть 1-2 грамоты на каких-либо соревнованиях, состязаниях, олимпиадах внутришкольного масштаба, а целесообразно организовывать, например, для профиля «Физическая культура», где обучающиеся имеют многочисленные грамоты, кубки, медали, иллюстрирующие их достижения в своей будущей профессиональной деятельности.
По стандартам второго поколения следующими курсами были – «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения. Педагогические технологии», «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами», «История педагогики и образования». В стандартах третьего поколения – это курсы «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История педагогики и образования».
В курсе «Теоретическая педагогика» возможны задания по моделированию паспорт школы (организационно-педагогическая структура школы), творческие проекты, электронные презентации творческих проектов, электронные учебники. В курсе «Практическая педагогика» всевозможные задания, выносимые на практические, тренинги, лабораторные, семинары и пр., т.е. те формы организации учебно-воспитательной, культурно-просветительской, организационно-коммуникативной, социально-досуговой и прочей деятельности, которые в основе и специфике имеют возможность иллюстрации с использованием презентационного оборудования и программного обеспечения. Так создаются предпосылки для построения новой предметно-педагогической презентации в структуре изучения курса «История педагогики и образования» – это электронный учебник, фасилитирующий изучение педагогического наследия и биографии одного из великих педагогов. Специфика моделирования данного вида основана на закономерностях развития внимания, речи, памяти, мышления, воображения и пр. Лучшие электронные учебники дидактических курсов выставляются на сайте Кузбасской государственной педагогической академии (kuzspa.ru) в разделе «Научные публикации», «Учебные пособия». Так, можно познакомиться с электронными учебниками «Специальная педагогика» (Зоренко А. А.), «Социальная педагогика» (Топаков Р. С.). Электронные учебники различных тем представлены в многочисленных электронных приложениях на CD или DVD, например, в [2, 4].
Кроме того после заключительной педагогической практике (как итог формирования профессионально-педагогической культуры и культуры самостоятельной работы студентов-педагогов по физической культуре) выступает профессионально-педаго­ги­чес­кий кейс, моделируемый ими в форме предметно-педа­го­гической презентации.
В процессе моделирования предметно-педагогических презентаций студент поставлен в условия формирования внутренней мотивации деятельности и взаимодействия в коллективе, должный уровень требований и уровень притязаний студентов обеспечивает формирование профессионально-педагогической культуры, информационной культуры, культуры самостоятельной работы, а также общей культуры, являющейся результатом многовекового опыта нашего многонационального народа. Профессионально-педа­го­ги­чес­кий кейс, выполняемый в форме предметно-педагогической презентации, включает в себя анализ следующих компонентов:
  • достижения студента в различных направлениях научно-методического и социально-педагогического взаимодействия (констатация результатов, например, дипломы, благодарственные письма, медали, грамоты, свидетельства (например, на патенты и изобретения), а также другие всевозможные знаки отличия);
  • самоанализ вузовской деятельности (рефлексия) и содержания педагогической практики с отражением позитивных и негативных особенностей и пожеланий другим студентам, которым еще предстоит пройти педагогическую практику;
  • планы на будущую профессионально-педагогическую деятельность (где планирует студент работать, перспективы самовоспитания, самообучения, самообразования, самореализации, самосовершенствования и пр.).
Функционально-педагогические особенности профессионально-педагогического кейса – это создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих формирование и развитие личности будущего педагога в структуре его деятельности и общения в микро-, мезо-, макро- и мегауровнях профессионализма и состоятельности, конкурентоспособности и гибкости, гуманизма и креативности.
Следует пожелать всем, кто моделирует предметно-педагогические презентации в структуре заданий по педагогике и по личной инициативе, чтобы эта работа была не в тягость, приносила удовлетворение и оставляла какой-нибудь, пусть крохотный вклад в наследие культуры и педагогического творчества нашего времени, ведь от этого зависит наше будущее и наш психоэмоциональный фон трудовой и досуговой деятельности, без которого редко можно показать устойчивые цепочки деятельностно-практической сферы самосовершенствования и самореализации, саморазвития и продуктивного социально-педагогического взаимодействия.


Литература:

1. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
2. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. – 121 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–553–4.
3. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.
4. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle