Библиографическое описание:

Чедова Т. И. Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 234-237.

Анализ практики работы секций каратэ в рамках школьных спортивных клубов, проведенный в ходе констатирующего эксперимента показал, что воспитание волевых качеств подростков, занимающихся этим видом спорта, носит стихийный характер. Педагогами не ведется планирование и учет результатов работы по формированию волевых качеств подрастающего поколения.

Элементы воспитания и формирования волевых качеств подростков ограничены их включением в структуру физкультурно-спортивного аспектов тренировочных занятий, что не позволяет с полной эффективностью использовать морально-волевой воспитательный потенциал данного единоборства.

В программах дополнительного образования, по которым работают педагоги и в планах воспитательных мероприятий предусмотрены беседы на исторические и этические темы, связанные с традициями боевых искусств. Но отсутствуют темы, освещающие вопросы влияния спорта на формирования волевых качеств, необходимости самовоспитания, сущности основных волевых качеств.

Анкетирование и беседы с педагогами-тренерами показали, что они понимают воспитательную ценность учебно-тренировочных занятий восточным боевым единоборством каратэ и даже видят в воспитании подрастающего поколения главный результат своей педагогической деятельности. Основными методами воспитания они считают приучение подростков к дисциплине, к соблюдению этики боевых искусств, а также способности к преодолению физических и психологических нагрузок .

При этом педагоги-тренеры не смогли четко определить, какие именно волевые качества, и какими способами они воспитывают, не имели представления о способах мониторинга уровня сформированности волевых качествах учеников, морально-волевого поведения. По словам тренеров, становление подростков идет само по себе, благодаря объективным условиям спортивной деятельности.

Анкетирование родителей подростков, занимающихся в секции каратэ, показало: всего 14% из них (родителей) надеются, что их сын сделает спортивную карьеру и добьется высоких результатов; 37% родителей мотивируют свою поддержку занятий ребенка, потому что спорт способствует сохранению здоровья; 49% родителей юных спортсменов основным мотивом выбора дисциплины каратэ видят воспитание характера и морально-волевых качеств (приложение 2 (анкета для родителей)).

Исследование показало, что 68% родителей не отметили случаев взаимодействия с тренерами по поводу волевых качеств их детей. При этом, 32% родителей имели единичные контакты с тренерами, так или иначе связанные с воспитанием подростков (нарушения дисциплины, лень, нерешительность). 98 % родителей не смогли вспомнить факты педагогического взаимодействия тренеров с классными руководителями или учителями их детей.

Опрос родителей показал их заинтересованность в воспитании волевых качеств, учитывая, что это не будет противоречить формированию нравственных качеств их детей. Но системы педагогического взаимодействия тренеров с родителями и учителями подростков выявлено не было.

В ходе анкетирования подростков, занимающихся каратэ, предполагалось получить данные о мотивации спортсменов, занимающихся каратэ; сформированности представлений подростков о волевых качествах и морально-волевом поведении; понимании подростками воспитательной роли вида спорта, которым они занимаются (приложение 3).

Анкетирование показало, что среди причин, по которым подростки стали заниматься каратэ, на первом месте стоит желание стать сильным и научиться приемам самообороны. Такой выбор сделали 56% подростков. 19% юных спортсменов занимаются, чтобы добиться высоких спортивных результатов; 8% подростков тренируются, чтобы достичь совершенства в своем развитии и обрести уверенность в себе; 11% - занимаются, потому что это модно; 6% опрошенных учеников изучают каратэ, чтобы отомстить обидчику.

Самостоятельное решение начать заниматься каратэ приняли 48% опрошенных подростков, 31% из них - сделали это под влиянием родителей, 16% - по примеру друзей и 5% - по другим причинам.

Для изучения представлений подростков о сущности волевых качеств мы исследовали представления подростков об образце воплощения волевого поведения. Эталоном волевого поведения 58% опрошенных нами подростков считают своего тренера, 21% - выдающихся спортсменов, для 11% - это отец или родственник, 4% подростков не имеют идеала, а 6% - не поняли сути вопроса и затруднились с ответом.

На вопрос о том, какие волевые качества человека они могут назвать, опрошенные нами подростки перечисляли целеустремленность, силу воли, смелость. Все опрошенные подростки считают, что тренировки в секции каратэ ШСК «Гепард» способствуют воспитанию у них как волевых, так и нравственных качеств. Опрос подростков показал, что многие из них имеют частичные представления о волевом поведении и осознают влияние занятий каратэ в школьном спортивном клубе на развитие у них волевых качеств, но при этом они затрудняются назвать, какие именно волевые качества они знают. Их перечень ограничивается двумя-тремя качествами.

Изучение особенностей развития силы воли у подростков, занимающихся каратэ в школьном спортивном клубе «Гепард» проводилось нами с помощью методики «Самооценка силы воли», предназначенной для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Результаты исследования, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что количество учеников, имеющих высокий уровень сформированности силы воли в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковый на начало эксперимента.


Таблица 1.

Состояние сформированности силы воли у подростков, занимающихся каратэ в контрольной и экспериментальной группах

в ходе констатирующего эксперимента

Уровни сформированности (%)

КГ

ЭГ

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

8

44

48

8

48

44


Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные, позволили нам предположить, что существующая система воспитательной работы в секциях каратэ не является достаточно эффективной, с точки зрения формирования морально-волевого потенциала юных спортсменов. Это обуславливает необходимость теоретической и практической разработки этой проблемы.

Теоретический анализ литературы по проблеме воспитания волевых качеств подростков в физкультурно-спортивной деятельности, а также результаты констатирующего эксперимента позволили нам разработать структурно-динамическую модель воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах (рис. 1).


Рис. 1. Модель воспитания волевых качеств подростков занимающихся в школьных спортивных клубах

Модель представляет исходные теоретические позиции и педагогические условия, на основании которых разрабатывалась педагогическая технология и реализовывался процесс воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах, отражающая педагогические принципы, идеи и взгляды на организацию воспитательного процесса.

При разработке модели воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах нами были учтены ее следующие общие качества, как сложного, по своей гносеологической природе объекта. Прежде всего, это - системность, как особое качество множества определенным образом взаимосвязанных компонентов, выражающееся во множестве интегральных свойств и качеств.

Элементы, входящие в предлагаемую нами модель выступают в качестве системы воспитания волевых качеств подростков (не в коем случае не исключая формирования нравственных) только в своей совокупности. Отдельно каждый из этих компонентов, хоть и представляет определенную ценность, но при этом не обладает свойствами всей модели в целом. Логично, что, обладая таким качеством как системность, наша модель имеет определенную внутреннюю организацию, системообразующие связи элементов, устойчивые взаимодействия, обеспечивающие устойчивость и функционирование системы. Все это является проявлением такого качества, как структурированность.

Комплексность модели воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах проявляется в многофакторности и содержательном разнообразии педагогических процессов и явлений, входящих в модель и требующих координации и взаимодействия всех элементов.

Целостность модели заключается в наличии у нее общего интегративного качества, отраженного в направленности и движении к цели при сохранении специфических свойств элементов.



Основные термины (генерируются автоматически): волевых качеств, волевых качеств подростков, воспитания волевых качеств, школьных спортивных, школьных спортивных клубах, формирования волевых качеств, нравственных качеств, Модель воспитания волевых, представлений подростков, формированию волевых качеств, воспитание волевых качеств, волевых качеств спортсмена, модели воспитания волевых, основных волевых качеств, воспитании волевых качеств, поводу волевых качеств, сущности волевых качеств, силы воли, волевых качеств личности, формированию нравственных качеств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle