Библиографическое описание:

Митрофанова А. Е. Использование игр на соблюдение очередности в работе дефектолога [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 34-36.



В настоящее время многие родители сталкиваются с тем, что речь у ребенка появляется поздно, при этом она непонятна окружающим, бедна. Чем позже появляется речь, тем больше возникает проблем в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии. Также задержка речевого развития влияет на развитие и становление межличностных отношений ребенка. [2] [4] [6]

Необходима ранняя профилактика речевых нарушений, особенно в случаях отягощенного анамнеза, наличия родовых травм, сопутствующих заболеваний. На консультациях дефектолога подробно исследуются факторы риска нарушений развития, ведется просветительская работа с родителями, предлагаются рекомендации, которые родители легко могут применять в домашних условиях. В дальнейшем при необходимости проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление нарушений речевого и общего развития ребенка и формирование всех этапов развития речи.

До появления речи ребенку нужно:

  1. Научиться просить (выражать свое желание).
  2. Научиться отказываться.
  3. Научиться действовать по очереди.
  4. Научиться комментировать действия с помощью звуков или междометий.

[2] [3]

В данной статье остановимся подробно на п. 3 — «Научиться действовать по очереди».

При нормальном речевом развитии до появления словесной речи ребенок уже может «разговаривать» со взрослым с помощью различных жестов, звуков, криков, взглядов, прикосновений. Таким образом происходит усвоение структуры диалога — основы любого общения, в том числе и речевого. Если этот этап не пройден, дальнейшее речевое развитие нарушается. [2] [3]

Диалог — это обмен репликами между двумя и более людьми. Поэтому необходимо освоить принцип очередности. У всех народом есть игры с младенцами типа «Ку-ку», которые учат очередности. [1] [2] [5] [6]

Особенно важно учить соблюдать очередность детей с ОВЗ, в том числе с задержкой речевого и психоречевого развития. Таким детям требуется больше времени для прохождения всех этапов развития речи. Также часто дети с задержкой речевого и психоречевого развития испытывают различные коммуникативные трудности.

Для такого обучения выбираются игры, которые особенно нравятся ребенку. С детьми до года очень эффективно и весело можно играть так: посадить ребенка к себе на колени. Если он станет произносить какие-либо звуки или «строить рожицы», нужно скопировать их в преувеличенной, экспрессивной манере и подождать ответа. [5] [6]

С детьми старше года можно, например, по очереди бросать мяч, ставить кубики друг на друга, насыпать песок в ведерко, топать ногой по определенному месту на полу, катать друг другу машинку, бросать в воду камешки, кормить настоящих (домашних или в контактном зоопарке) или игрушечных животных. [2] В дальнейшем игры усложняются, для них используется разнообразный дидактический и игровой материал. Также подбираются интересные подвижные игры, в которых есть четкие правила и предполагается строгая очередность выполнения этих правил. Постепенно происходит освоение вербального диалога и применяются классические логопедические приемы развития речи.

В практике автора наиболее успешно применяются следующие игры для активизации формирования диалога:

«Солнце».Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий — мама или папа и т. д.) нарисовать как можно больше солнечных лучей. Можно усложнить задачу — ребенок рисует желтые лучи, а мама оранжевые или наоборот, при этом можно поручить ребенку следить за правильным выбором цветного карандаша всеми участниками игры.

«Полянка»: поочередно рисовать цветы на листе бумаги. Можно усложнить задачу: лист бумаги заранее покрасить красками в зеленый цвет («трава»).

«Торт»: нарисовать торт и по очереди рисовать на нем украшения, свечки и т. п. Для усложнения задачи некоторые свечки можно вылепить из пластилина и прикрепить на нарисованный торт.

«Поезд»: нарисовать поезд. Потом по очереди рисовать пассажира каждого вагончика. Можно использовать разные изобразительные средства.

«Лабиринты»: на листе бумаги с изображением лабиринта по очереди выкладывать путь героя с помощью мелких предметов (мозаики, фасоли, пуговиц).

«Сад-огород»: по очереди «сажать» игрушечные овощи и цветы на «грядку» (в комнатной песочнице), пришнуровывать картонные или деревянные фрукты к основе-дереву.

«Кегли»: по очереди сбивать мячом кегли. Для усложнения задания кегли предварительно изготавливаются ребенком (например, в пластиковые бутылки насыпается фасоль, мелкие камешки, бусинки и т. д.).

«Горки»: сделать горку из подручного материала (наклонно поставить большую книгу, разделочную доску и т. п.), по очереди катать с нее мячики или грецкие орехи.

«Крестики-нолики на новый лад»: играть в «Крестики-нолики» не на бумаге, а на подносе с манкой, мукой, сахарным песком, молотым кофе или в комнатной песочнице.

«Чудесный ластик»: по очереди стирать ластиком нарисованные заранее изображения (линии, геометрические фигуры, картинки).

Во всех предложенных играх в зависимости от уровня речевого развития используется вербальный компонент (ребенок проговаривает слоги, слова или короткие фразы при выполнении игрового задания).

Применение таких игр на занятиях и дома позволяет не только создать хорошие условия для развития вербального и невербального диалога и умения соблюдать очередность в игре и другой деятельности, но и активизировать развитие коммуникативных навыков и расширить игровой опыт ребенка, что положительно сказывается на его общем развитии.

Литература:

  1. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. — 272 с.
  2. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. — «Издательство «Диля», 2013. — 288 с.
  3. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. — «Издательство «Диля», 2013. — 224 с.
  4. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. — М.: Парадигма, 2015. — 128 с.
  5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. — М.: Теревинф, 2016. — 236 с.
  6. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. — М.: Теревинф, 2007. — 232 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle