Библиографическое описание:

Борзенкова М. И., Смурыгина Т. М., Роговая Е. П., Устинова Л. Б. Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 110-112.



Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание.

Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — личным объектом — они называются чувствами или эмоциями.

Чувствами или эмоциями называются переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. [1, 72]. Эмоции не могут возникать сами собой без причины. Источник эмоций — объективная действительность в ее соотношении с потребностями человека.

Эмоции проявляются в выразительных движениях мимики (выразительно движение лица) и пантомимике (выразительное движение всего тела — поза, жест).

Переживая радость человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне — человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта — горестная складка, он рыдает или наоборот, цепенеет от горя.

Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживать их, эмоции и вообще могут не проявляются внешне.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию.

Мы знаем, что дошкольники и младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения, бурным проявлением радости, гнева, страха и только с годами развивается способность регулировать чувства, сдерживать их.

Эмоциональные состояния детей являются определяющими характеристиками их поведения. Состояния тревоги, вины, угрозы и враждебности вызывают девиантное поведение. Его предвестниками и движущими силами выступают нарастающие по силе эмоциональные состояния тревожности, депрессии, депривации.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, показывает, что одной из задач воспитателя является предотвращение эмоциональных перегрузок на ранней стадии их проявления. Воспитателю ДОУ необходимо овладеть адекватными методиками для коррекции эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста. Начальным же этапом этой деятельности является своевременная и грамотная диагностика первичных проявлений нарушений эмоционально-личностного развития старших дошкольников.

Первичную диагностику нарушения эмоционально личностного развития должен осуществлять педагог- психолог, который в дальнейшем даёт рекомендации воспитателю. Однако, каждый воспитатель, может сам изучить общее эмоциональное состояние дошкольников, используя цвето-рисуночный текст по методике А. О. Прохоровой.

В рисунке и в цвете воспитанники могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. После выявления общего эмоционального состояния можно провести диагностические методики по выявлению эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста. Для этого можно использовать тест — игру «Узнай себя» с целью составить первое впечатление о степени тревожности воспитанников, так как именно такое отношение в эмоциональном состоянии как тревожность способен устранить воспитатель и оказать квалифицированную коррекционную помощь тревожным детям без помощи психолога.

Для коррекции эмоционального напряжения с детьми можно провести упражнение «Настройка»: детям предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем или каким-либо характерным жестом, спокойное расслабленное — с другим, а уверенное, побеждающее с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз. В ходе этого упражнения у детей поднимается настроение, они активно придумывают различные жесты, чувствуют себя более расслабленными.

Воспитатель с детьми может проводить профилактическую работу с целью предупреждения эмоционального напряжения. В своей работе воспитатель может использовать такой игровой материал, как «Невидимая надпись» Эта игра может быть прекрасным завершением дня — в нее хорошо играть, когда вы отпускаете детей домой. Она дает возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Проводят эту игру так: перед тем как пойти домой, дарили каждому ребенку по букве. Букву выбирали из их имени и рисовали ее у детей на ладони. Далее каждый ребенок должен был сказать, какую букву невидимо ему нарисовали. Каждый ребенок по очереди подходил, и таким образом мы со всеми прощались. Эта игра пробудила у детей любопытство, и вместе с этим дала им возможность переживания успеха. Она дает возможность вступить в контакт с каждым ребенком и снять напряжение, возникшее в течение дня.

В ходе всей нашей работы по профилактике эмоционального напряжения у нас возник вопрос: ведь дети могут испытывать напряжение и страхи не только в саду, но и дома, а как помочь им в домашней обстановке? Здесь в роли детского помощника должны выступать родители.

Родительский тренинг.

  1. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
  2. Можете ли сказать, как формировать положительные эмоции? С чего начинать?
  3. Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в семье и рекомендуемые и желательные.
  4. Сравните выражения, записанные вами, представленными на доске.

При общении с детьми не следует употреблять следующие выражения:

Я тысячу раз говорила тебе, что …

Сколько раз надо повторять …

О чем ты только думаешь …

Неужели тебе трудно запомнить, что …

Ты становишься …

Ты такой же, как …

Отстань, некогда мне …

Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты нет.

При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:

Ты у меня самый умный (красивый).

Как хорошо, что у меня есть ты.

Ты у меня молодец.

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал, научи меня.

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

  1. Постарайтесь использовать желательные выражения, перечисленные на доске, как можно чаще.

В родительский дневник.

Безусловно принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его переживания, мнения.

Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

Помогайте, когда просит.

Поддерживаете и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Домашнее задания родителям.

Напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.

Анкета для родителей.

  1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка. Как вы это делаете?
  2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему на ваш взгляд они возникают?
  3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры?

Методический материал впомощь родителям «Как помочь ребенку избавиться от страха»

  1. «Жмурки». Это игра для детей, которые боятся темноты и замкнутых пространств. Правила знают все. Завяжите ребенку глаза, раскрутите его, а сами замрите на месте. В полной тишине ребенок не только должен отыскать всехприсутствующих, но и на ощупь определить, кто есть кто. Усложняйте правила игры, выстраивая различные преграды из стульев прячась в неожиданные места. Пусть игра будет очень эмоциональной, с бурными овациями и призами.
  2. «Прятки». Ребенок-прилипала, который не может остаться Одине даже в своей комнате, остро боящийся одиночества и темноты, с удовольствие остается один в темной ванной, платяном шкафу, по кроватью. Если дело хорошо идет, тот попробуйте тушить свет в комнате. Если вы видите, что избегает прятаться в укромных и темных местах, то, будучи водящим, изобразите, что вам страшно заглядывать в эти места и вы там искать ребенка не будете. Сами прячьтесь в темноту — пусть ищет. А найдя ребенка, бурно похвалите его — ведь он преодолел свой страх.
  3. «Салки». Эта игра хорошо для детей, которые боятся драк, уколов, физических страданий. Это очень осторожные дети. Играть в салки можно и дома, соорудив всевозможные препятствия из стульев и кресел. Гоняясь за ребенком, можно ему угрожать: «Вот сейчас догоню, тогда узнаешь!». Поймав ребенка, довольно ощутимо шлепните его.
  4. «Портрет страха». Рисовать любят все. Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится. Если он отказывается, ссылайтесь на то, что обычно боятся дети, или то, чего он боялся когда был маленький. Рисовать лучше красками на больших листах. Рисунки лучше не хранить, а вместе с ребенком их уничтожать.
  5. «Бедный котенок». Эта игра разговорного жанра. Идете в магазин, едите в автобусе и играете. Придумайте какого-нибудь симпатичного героя, например, котенка, который чего-то боялся. По очереди сочиняйте, какая у него была жизнь с этим страхом и как он от него избавился. Рассказы можно записывать. Как правило, ребенок проецирует свои переживания на животный персонаж и находит выход для своих собственных переживаний.

Любой детский страх у психически здорового ребенка можно ослабить самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста. Поиграйте с ребенком, страхи вскоре оставят его.

Литература:

  1. Бреслав Г. М. Психология эмоций. — М.: Смысл, 2004. — 544 с. Гл. 3. с.136–145.
  2. Бурлинская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование (Проблемы психологического развития детей). МГУ 1990. -136 с.
  3. Изард И. Эмоции человека. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  4. http://www.myshared.ru/slide/165949/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle