Библиографическое описание:

Гиреева Л. М. Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 175-178.



В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников. Отмечается, что испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы

Патриотическое воспитание личности школьников общеобразовательной школы является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования. В Концепции национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года подчеркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством патриотического воспитания личности школьников является народное декоративно-прикладное искусство.

С учетом особенностей патриотического воспитания школьников в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Рассмотрим более подробно формирование патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного творчества.

Испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике художественного образования патриотического воспитания школьников. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической оценкой образец народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачу не только дать оценку, но и активизировать познавательный потенциал, интеллектуальные возможности в патриотическом воспитании каждого учащегося.

Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание учащегося, они живо и непосредственно реагируют на объем и форму окружающих предметов, их линейное очертание, цвет и цветовые сочетания. Это относится, прежде всего, к произведениям декоративного искусства, поскольку они в силу своего прикладного характера окружают ребенка с первых дней его жизни, являются естественным компонентом быта, как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, Отечество.

Накопленный культурно-исторический опыт народных художественных ремесел — уникальная в своем роде школа патриотического воспитания вкуса, естественного формирования оценочных критериев. Нельзя недооценивать и педагогический потенциал этого наследия — ориентацию на патриотическое воспитание таких качеств как усидчивость трудолюбие, аккуратность, внимание и восприимчивость.

Опыт практической деятельности неоспоримо свидетельствует, что ключевыми, основополагающими факторами формирования человеческой личности являются национальная, географическая, социальная среда, уклад жизни и быта, исторически сложившиеся виды трудовой деятельности, местные ремесленные и художественные промыслы, национальный язык, фольклорные и эстетические патриотические традиции, эстетические критерии оценки объектов, а также религиозное наследие.

К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для патриотического воспитания учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании учащихся в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.

Поэтому наиболее верным направлением патриотического воспитания учащихся школ является использование декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.

Достаточно богатый материал по указанной тематике содержится в основных положениях искусствоведческой науке о сущности народного искусства. Важно обратиться к трудам и исследованиям таких известных ученых как А. Б. Бакушинский, И. Я. Богуславская, Г. К. Вагнер, В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, А. Б. Салтыкова, Т. Я. Шпикалова и др. Они глубоко разрабатывали и анализировали комплекс проблем, связанных с восстановлением, изучением и использованием народных художественных традиций.

«От отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны — это долг, счастливая обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины» [1, с.168]. Анализируя общие принципы форм бытования народного искусства, И. Я. Богуславская, М. А. Некрасова дали глубокую оценку существу художественной системы народного искусства, определили его основные составляющие, подчеркивая, прежде всего, материал, способы его обработки и характер изготовляемых предметов, эстетические принципы и приемы передачи художественного образа.

В. С. Воронов был одним из первых, обратившихся к народному изобразительному творчеству и признавших высокую художественную ценность, его важнейшие особенности, определил художественные традиции как «народный стиль», считал, что традиция латентна, подвижна. Конструктивность, декоративность и орнаментальность, по мнению В. С. Воронова, имеют неоспоримое право именоваться подлинным искусством.

Рассматривая педагогический аспект данной проблемы, как показывают теория и практика, эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни учащихся школ.

Необходимо отметить, что самая важная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно-эстетическому образованию. В основе общепринятой ныне методики преподавания предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства лежат большой фактический материал, теоретические и практические разработки, педагогические концепции Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, В. С. Кузина, Б. П. Юсова, Т. Я. Шпикаловой, Т. С. Комаровой и др.

Такие исследователи как Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская, А. П. Усова, Е. А. Флерина справедливо отмечают непреходящие художественно-эстетические ценности, которыми обладает декоративно-прикладное искусство, помогает воспитывать в учащихся патриотические чувства, приобщает их к миру прекрасного.

Произведения декоративно-прикладного искусства раскрывают эстетический и патриотический идеал своего времени и способствуют развитию традиционной художественной культуры народа. Каждый народ имеет свою древнюю историю, культуру и богатое декоративно-прикладное искусство, которое создавалось на протяжении столетий. Здесь важно отметить, что многие поколения мастеров, передававших свое искусства непосредственно из рук в руки, вырабатывали своеобразные национальные черты, эстетические и патриотические традиции.

Республики Ингушетия имеет древнюю национальную культуру и декоративно-прикладное искусство, которые донесли до наших дней вековые традиции народа. И сегодня они не должны быть утеряны и стерты массовой культурой. Мудрые обычаи и традиции национальной культуры Республики Ингушетии имеют особое значение в воспитании гуманной личности художественно-эстетического образования учащихся школ.

В данном разделе рассматривается потенциал традиционных народных промыслов ингушей как средства патриотического воспитания школьников, поскольку ингуши являются одним из древнейших народов Северного Кавказа со своей богатой историей и самобытной культурой. И, конечно, немалую роль в культуре этого этноса в нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании учащихся сыграли народные промыслы и ремесла.

Ингушский народ издревле славился прекрасными образцами народного декоративно-прикладного творчества. Их народные промыслы и ремесла — это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, создание изделий из кварца и стекла, вышивка, изготовление ковров, циновок, предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя, ковры с ингушским национальным орнаментом, предметы быта и многое другое. Ингушские мастера декоративно-прикладного искусства, перенявшие и сохраняющие опят и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают приспособленных домашних мастерских.

Высокого уровня мастерства достигли ингушские мастера народного творчества в частности в декоративно-прикладном искусстве.

Важным средством приобщения учащихся к национальной культуре Республики Ингушетии является местное народное декоративно-прикладного искусства, бережно сохраняющее культурные, национальные и патриотические традиции народа, его духовные, социальные и материальные ценности. Национальная культура объединяет в себе художественные народные традиции, обладающие этнографическими, патриотическими, историко-культурными особенностями.

Различные виды художественно-творческой деятельности привлекают внимание учащихся, они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, стимулируют воспитание эстетических и патриотических чувств и убеждений. Как показали исследования видных ученых педагогов в области художественного образования и эстетического воспитания (В. С. Кузин, Н. В. Сокольникова, М. М. Байрамбеков, И. М. Раджабов, Т. С. Комаров, С. П. Ломов, Т. Я. Шпикалова), художественно-творческая деятельность является весьма существенной и наиболее важной в восприятии и изучении декоративно-прикладного искусства, использовании ее в эстетическом и патриотическом воспитании школьников на уроках изобразительного искусства. При этом необходимо в процессе добиваться, чтобы учащиеся не были пассивными наблюдателями, а активно включались и создавали собственные эскизы и зарисовки, декоративные и художественные образы, в том числе и конкретные творческие композиции.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству необходимо решить несколько важных эстетических задач — развивать у учащихся школ умение видеть красоту, способствовать формированию патриотических чувств и убеждений, изучать и познавать психологические процессы, необходимые для общего развития детей (памяти, мышления, воображения), а также особо важно подчеркнуть задачи нравственного воспитания, уважительного, патриотического и эстетического отношения к труду народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Особое внимание школьников необходимо обратить на широкое использование на уроках мотивов родной природы, растительного и животного мира в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Изучение основ декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств патриотического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

В настоящее время на уроках изобразительного искусства недостаточно предусмотрено учебной программой и отсутствует целенаправленное патриотическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в практике общеобразовательных школ. Такое положение вызвано рядом объективных причин, а именно — недостаточной степенью разработанности научно-методических рекомендаций по патриотическому воспитанию средствами искусства и, прежде всего, народного декоративно-прикладного, неопределенностью критериев отбора художественных произведений для изучения на уроках изобразительного искусства, а также отсутствием конкретных условий, средств педагогического воздействия, способов патриотического воспитания школьников в процессе учебных занятий и т. д.

Разработка и внедрение системы занятий, эффективных педагогических условий разработки уроков-бесед с патриотической направленностью в практику воспитательной работы как городских, так и сельских школ призваны сыграть важную роль в деле формирования мировоззрения, мироощущения школьника, его эстетических и патриотических чувств и убеждений.

Литература:

  1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического формирования школьников. — М., 1985. — С. 168.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle