Библиографическое описание:

Бельских М. А. Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 50-52.



В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен применять на своих уроках инновационные технологии при обучении детей.

Что же такое “инновационное обучение и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation — нововведение) — новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

В настоящее время в школьном образовании используются следующие наиболее характерные инновационные технологии: информационно- коммуникативные технологии, проектно-исследовательские, личностно-ориентированные, игровые, уровневой дифференциации.

Среди многообразия педагогических технологий чаще всего я использую технологию проблемного обучения. Основным качеством данной технологии определяется развитиевысокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизация познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении знаниями, умениями и навыками.

Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Например:

Русский язык. 1. «Правописание Не с причастиями» (6 класс)

Проблемная ситуация: Почему одни причастия с НЕ пишутся слитно, а другие раздельно:

негодующий взгляд, незакончившееся собрание;

не работающий, а сломанный компьютер,

давно не работающий компьютер;

поля не засеяны.

Формулировка темы, цели.

2. Тема «Собирательные числительные» (6 класс)

Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?

Литература. Л. Андреев «Кусака»

В рассказе «Кусака» была поставлена проблема: взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим».

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.

У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес.

Возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников.

Коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Проблемные уроки считаю удачными, если

  1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;
  2. ученики смогли установить связи между явлениями;
  3. в обсуждении проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;
  4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Игровые технологии. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.

В своей работе также использую проектную деятельность.

В основе проектной деятельности лежит коллективная, групповая или индивидуальная работа над решением практических задач. Чтобы решить их, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

‒ интеллектуальными (умение работать с информацией и текстом, вести ее поиск и анализ, делать выводы);

‒ коммуникативными (умение вести дискуссию, диалог, отстаивать свое мнение);

‒ творческими (умение прогнозировать последствия того или иного явления, умение осуществлять обобщенные умственные действия в вариативных условиях решения учебных задач).

При использовании проектной технологии учащиеся самостоятельно изучают и анализируют различные источники информации по теме; работают со словарями; с интернет-ресурсами; собирают, обобщают необходимую информацию; демонстрируют полученные результаты.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, кроме логики и мышления, культуру речи.

Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества.

Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес.

Таким образом, инновационные технологии пробуждают интерес учащихся к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в необычной форме, более прочно усваивается детьми, позволяет пробудить любовь и уважение к русскому языку.

Литература:

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 28.
  2. Панфилова А.П Инновационные технологии: активное обучение: учеб. пособ. для студ. / А. П. Панфилова.- М.: «Академия», 2009. — 192 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт. (ФГОС).
  4. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. / Е. В. Чернобай.- 2012.- с. 27

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle