Библиографическое описание:

Бобунова А. С. Реализация нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников в условиях иноязычного образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 57-61.



В статье рассмотрена тема взаимосвязи нравственно-эстетического воспитания и обучения с иноязычным образованием. Автор раскрывает сущность понятия «нравственно-эстетическое образование и воспитание в условиях иноязычного образования школьников», опираясь на мнения ученых и педагогов по историко-философским и психолого-педагогическим аспектам данного понятия.

Ключевые слова:нравственно-эстетическое воспитание и обучение; билингвальное и поликультурное образование; нравственно-эстетическая культура; языковое образование; вторая языковая личность

Ничто так не представляет культуру страны, как ее язык, отражающий культуру, ценности и самобытность говорящего на нём народа. На уроке иностранного языка культура страны его носительницы представлена её языком, слова которого дают представления о народе, его менталитете и отношении к окружающему миру. Целью билингвального и поликультурного образования в России является формирование у обучаемых умений и навыков самоутверждения личности в социокультурном пространстве, познания других и восприятия каждого человека в качестве поликультурного субъекта.

Для формирования культурного самоопределения необходимо развить духовно-нравственные качества человека, прийти к перестройке сознания, вооружить человека новыми операционными возможностями. [10, с.3] Перед иноязычным образованием и воспитанием становится задача развития культурного самоопределения личности в контексте диалога культур.

Уроки иностранного языка, при соответственных дидактических условиях, являются мостом к пониманию нравственных основ других культур, осознанию их самобытной красоты. Перед учителем стоит задача утвердить в сознании детей отношения к искусству, культуре и языку как к детищам духовной и культурной ценностей народа.

Стремление к красоте — это исконное свойство внутренней природы человека, находящее своё воспроизведение во всем, что он делает. Вопросам эстетики посвящены работы педагогов-учёных Ю. Б. Борева, И. Ф. Гончарова, Б. Т. Лихачева, Э. В. Аровой и ряда других. Большинство авторов признают наличие взаимосвязи между стремлениями человека к самосовершенствованию и самоутверждению своей личности и его способностями воспринимать, чувствовать, ценить и создавать прекрасное.

Другим социокультурным феноменом, тесно связанным с эстетикой, является нравственность, которую определяют культурно-исторические условия развития общества. «Испокон веков человек стремился делать всё прочным и красивым, связывая целесообразность и красоту, нравственность и эстетику» [1, с.42].

Эстетические и нравственные устои и представления человека составляют его нравственно-эстетическую культуру — первостепенную составляющую духовного облика каждой личности. От ее наличия и уровня формирования зависят интеллигентность человека, созидательная направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Нравственно-эстетическое воспитание — это социокультурно обусловленный процесс целенаправленного взаимодействиявоспитателей навоспитанников. Усвоенные и принятые гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности и нормы морального поведения побудят воспитанников к дальнейшему совершенствованию и развитию окружающего их мира.[12, с.6].

Психологическую основу нравственно-эстетического обучения и воспитания, прежде всего, составляет нравственная деятельность. Нравственная культура порождает нравственную деятельность. Нравственной деятельности посвятили свои научные труды А. С. Канарский, Н. Г. Дебольский, В. А. Сухомлинский, К. А. Абульханова-Славская.

Нравственный аспект общественной деятельности человека заключается в гуманности ее целей.Становление гуманистических целей и ценностей человека проходит через соприкосновение с культурой. Сначала люди черпают знания из неё, затем сами дополняют и обогащают её своим творческим опытом и созиданием. Из культуры люди и берут знания и обогащают ее, перенося в нее и заимствуя из нее творческий опыт.

Исходя из изложенного, следует вывод, что нравственно-эстетическое развитие человека неразрывно связано с творческой, гуманистической, культурной и созидательной направлениями его деятельности.

Языковое образование — залог владения культурой. Развиваясь как субъект иноязычной культуры, ученик развивается и как субъект родной культуры [9, с.26]. На рисунке показана связь между нравственно-эстетическими воспитанием и обучением и иноязычным образованием (Рис.1)

Рис. 1. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание в иноязычном образовании

Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, Ю. Н. Караулов, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров и С. Г. Тер-Минасова считают, что социально-культурный опыт зависит от среды, в которой протекает развитие ребенка. Ребёнок, растя в своей этнокультурный среде, получает эстетическое развитие через любование национальной одеждой и предметами народного искусства и быта, учится от окружающих людей бережному сохранению национальных традиций и обрядов. Приобщение к этнокультурной среде рождает ощущение связи с народом и исторической общности с ним. Находясь в ином, отличном от своего, этнокультурном обществе, не имея соответствующего этнокультурного воспитания, человек чувствует свою разобщенность с ним. Так, например, поступки и поведение людей, приезжающих в страну с иным этносом, не знакомых с принятыми в этом обществе нормами общения и поведения, могут значительно отличаться от них и отрицательно восприниматься окружающими. Поэтому целью иноязычного образования должно являться и приобщение изучающих иностранный язык к новой этнокультурной среде. Во избежание примитивности в мышлении и получении культурного опыта в процессе становления и формирования языковой личности недостаточно просто формального изучения аспектов языка. Необходимо снабдить учащегося всеми инструментами нравственного, культурного и эстетического поведения людей, живущих в стране изучаемого языка. «Помимо значений слов и правил грамматики нужно знать:1) когда сказать/написать, как, кому, при ком, где; 2) как данное значение/понятие, данный предмет мысли живет в реальности мира изучаемого языка». [11, с.18]

Понятие вторая языковая личность, введенное Ю. Н. Кароуловым, даёт отличие не только в языковом опыте, но и культурном. Культурное развитие и становление второй языковой личности ребенка невозможно без стимула, подталкивающего его к изучению языка как культурного феномена. В качестве такого стимула может служить необходимость соответствующего нравственно-эстетического поведения в иных социальном окружении и условиях. Создание подобного окружения и условий в процессе школьного обучения зависит от используемых учителем иностранного языка методов и приемов обучения и воспитания, будь то преподавание академического языка или же творческие уроки, на которых учащимся даётся возможность попробовать себя в роли иностранного туриста, экскурсовода или местного жителя другой страны. Так происходит переход объективно-языковых явлений в явления индивидуальные, психологические, переходящие затем в явления общественного сознания. Таким образом, в итоге, иностранный язык становится достояниями средством общения каждого индивидуума.

Следует отметить, что освоение факторов культуры не обязательно приводит к пониманию и принятию чужого менталитета и культуры. В этой связи, будет разумным создание модели культуры народа изучаемого языка, целью которой будет являться преодоление ментального барьера к иноязычным менталитету и культуре, которые из-за возможной ксенофобии и национализма обучаемого вначале могут им не приниматься. Задача культурной модели не должна сводиться к только пониманию и преодолению неприятия другой культуры, она должна подтолкнуть учащегося к самосовершенствованию, развитию нравственных качеств, приближению к эстетическим идеалам в диалоге новой и родной культур.

Модель языковой личности, разработанная И. И. Халеевой, призвана многими педагогами, но на данном этапе введения ФГОС нового поколения и смене образовательной политики, эта модель, разработанная более пятнадцати лет назад, требует дополнений и обновлений в соответствии с современными, предъявляемыми к участникам образовательного процесса, требованиями. С одной стороны, модель языковой личности должна соответствовать требованиям ФГОС, предъявляемых к иностранному языку в основном общем образовании, а также всем методологическим и дидактическим принципам обучения иностранным языкам, а с другой стороны, использовать возможности современных педагогических и информационных технологий.

В достижении предметных и межпредметных результатов, предъявляемых ФГОС к иностранному языку в общей и основной школе, наиболее эффективно проявила себя межпредметная интеграция (Х. Н. Груздева, П. Н. Шимбирёва, И. Т. Огородникова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова). В процессе нравственно-эстетического воспитания и обучения школьников немаловажную роль играет и интеграция иностранного языка с изобразительным искусством, музыкой и с литературой.

Перед построением новой культурной модели обратимся к уровням организации второй языковой личности, выделенных Ю. Н. Карауловым:вербально-семантический, лингвокогнитивный (тезаурусный), мотивационный (прагматический). В рамках школьного обучения преподаватель должен приблизить учащегося к порогу третьего уровня языковой личности, перейти от уровня решения коммуникативных задач к построению слаженной картины мира, объединяющей знание языка и использование экстралингвистической лексики, уместной в коммуникативной ситуации. Нами была разработана модель нравственно-эстетического образования и воспитания школьников в условиях иноязычного образования, основанная на уровнях развития второй языковой личности, определённых Ю. Н. Карауловым. [8] (Табл. 1)

Таблица 1

Модель нравственно-эстетического образования ивоспитания школьников вусловиях иноязычного образования

1 Этап

Этап

Вербально-семантический

Цель (ФГОС)

Развитие сведений о системе языка и умении пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной и речевой грамотности, формирование лингвистической компетенции

Задачи

Знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков и культурных различий. Ознакомление с культурой и представителями науки, культуры и искусства другой страны

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство, музыка, история

Учебные действия

Презентация, имитация, подстановка, трансформация. Доклад на русском языке об иноязычной культуре в формате выступления, презентации

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, аудио-видео средства электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты

2 Этап

Этап

Лингвокогнитивный (тезаурусный)

Цель

Заполнение лексическими единицами грамматических конструкций в соответствии со смысловым замыслом высказывания; формирование социологической и социально-культурной компетенции

Задачи

Изучение смыслов и духовных ценностей для человека, определяемых национально-культурными традициями и господствующей в обществе идеологией.

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство, история, музыка, предметы естественнонаучного цикла

Учебные действия

Работа с текстом (чтение (вопросы и ответы), пересказ и обсуждение и др.),

Презентации докладов на иностранном языке в формате Power Point с элементами сравнения культур иноязычного/русского народов

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, аудио-видео средства, электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты, современные Интернет-технологии: чаты и ICQ; теле-и видеоконференции

3 этап

Этап

Мотивационный (прагматический).

Цель

Развитие речевых умений (творческое использование навыков) формирование стратегической, дискурсивной и социальной компетенций

Задачи

Творческое объединение навыков по межкультурной компетенции в ситуациях межкультурной коммуникации, порождение коммуникативных потребностей, связанных с духовным развитием личности

Учебные действия

Творческие упражнения, применение ролевых игр

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, аудио-видео средства, электронная почта, электронные словари и энциклопедии, вики-технологии, подкасты, современные Интернет-технологии: чаты и ICQ; теле- и видеоконференции;

В познании чужой культуры учащийся должен достигнуть уровня личностного смысла, который заключается не только во владении понятиями и представлениями о чужой культуре, но и эмоционально-ценностном отношении к факту чужой культуры, выраженном в личностном суждении. [4, с.12].

Без эстетических представлений о мире и людях, культуре как своей, так и изучаемой, невозможны и межкультурные диалоги.

Являясь аппроксимацией иноязычной культуры, языковая модель выражает те же структуры и выполняет ее основные функции.

Тем самым, языковое образование имеет междисциплинарный и интегративный характер. Владение навыками правильной речи, средствами выразительности и знание культуры не делают межкультурное общение целесообразным, если за основу коммуникации не положены знания об окружающем мире.

Выводы

В соответствии с вышесказанным, для формирования культурного самоопределения и развития нравственно-эстетических качеств в процессе иноязычного образования и воспитания необходимы:

  1. Развитие в учащихся стремления к красоте.
  2. Постановки творческих, гуманистических, культурных и созидательных целей и стимулов деятельности и реализация их на практике.
  3. Привитие учащимся нравственных ценностей и идеалов свободы, благосостояния, безопасности, личностного и общественного развития.
  4. Приобщение к этнокультурной среде, овладение средствами культурного мышления.
  5. Создание условий нравственно-эстетического поведения и окружения в процессе школьного обучения.
  6. Знакомство с моральными нормами и эстетическими идеалами общества изучаемого языка.
  7. Создание модели культуры народа изучаемого языка, соответствующей новым требованиям, предъявляемым к иноязычному образованию.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Гуманистические проблемы психологической теории / К. А. Абульханова-Славская,А. В. Брушлинский. — Москва: Наука, 1995. — 214 с.
  2. Арова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание личности. Материал в помощь лектору / Правл. о-ва «Знание» БССР. Науч.-метод. совет по пропаганде ком. нравственности и этики. — Минск: Б. и., 1976. — 20 с.
  3. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев. — Москва: Высшая школа, 2002. — 511с.
  4. Верещагин Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — Москва: Русский язык, 1990. — 246 с.
  5. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский — Москва: Эксмо, 2006. — 1136 с.
  6. Дебольский Н. Г. Философские основы нравственноговоспитания / Н. Г. Дебольский. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1880. — 115 с.
  7. Канарский А. С. Диалектика эстетического процесса / А. С. Канарский. — Киев: Мироновская типография, 2008. — 378 с.
  8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — Москва:ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. — 264 с.
  9. Пассов Е. И. Теория методики: принципы иноязычного образования / Е. И. Пассов. — Липецк, 2013. — 603 с.
  10. Рыбин В. А. Проблема нравственно-гуманистического воспитания в философско-педагогических учениях: XVII-XIX вв.: автореферат диссертации... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / МПГУ. — Москва, 2006–36 c.
  11. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. Пособие / С. Г. Тер-Минасова. — Москва: Слово, 2000. — 260 с.
  12. Фархшатова, И. А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования: дис....канд. пед. наук: 13.00.01/ Оренбург, 2003–163 с.
  13. Brown H. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching. Fifth Edition // San Francisco State University: Pearson, 2007. — 424 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle